КОМПОНЕНТЫТЕСТ ШИНЫ ДЛЯ «ШЕВРОЛЕ-НИВЫ»ВездеходыМы выбрали самые популярные на рынке «вседорожные» (универсальные) шины отечественного производства и «вооружили» ими «ШевролеНиву». Испытания провели по стандартной программе, отработанной в тестах летних легковых шин. Тестируемые покрышки не предназначены сугубо для бездорожья, ведь вседорожники, как правило, лишь иногда съезжают с асфальта. Дополнительная задача – определить, насколько это допустимо. Сравним нашу «обувь» с новинкой «Мишлена» – шинами Latitude tour HP из семейства «4х4». Большие компании не часто выпускают новинки в маленьких размерах, а эта шина уже присутствует на рынке в самом популярном – 205/70R15. Именно поэтому принимаем ее за точку отсчета и пускаем вне зачета, поскольку цена явно выпадает из общего ряда.144 За рулем 07/2008«Лада 4х4» и «Шевроле-Нива» – самые популярные в России вседорожники. Шины для них испытывает наша тольяттинская тест-группа под руководством Сергея Мишина.В тесте участвует одна шина с «75-м» профилем. Это нижнекамская новинка, существующая только в размере 205/75R15, также допустимом для «Шевроле-Нивы». * * * Традиционные упражнения для летних легковых шин дополнили еще двумя. Замерили время разгона с 40 до 100 км/ч на IV передаче. Это показатель «раскручиваемости» шины при разгоне одновременно характеризует сопротивление качению, массу покрышки и момент инерции. Ввели экспертную оценку проходимости. Ее проводим на подъемах – грунтовом и покрытом травянистым ковром, в сухом и влажном состоянии. Проверку уровня шума уже по ходу работы пришлось исключить. Мера вынужденная – гул агрегатов автомобиля начисто заглушает шум самих шин.* * * И вот результаты. Лучше всех показал себя эталон – новинка Michelin, Latitude HP. Конечно, шины дорогие, но «Мишлен» обещает, что ходить будут долго. На законном первом месте, хотя ис заметным отставанием от «печки», расположилась самая «внедорожная» из шин – «Кама Евро-228». За уверенное поведение на грунте мы даже готовы простить умеренные результаты на асфальте. По соотношению цена/качество (2,12) шины дороговаты, практически равноценны «Амтелу» (2,11). Второе место занял «Баргузин». На асфальте он ведет себя увереннее «Камы», но вне дорог оказался слаб. Цена/качество (1,53) – не самое выгодное соотношение для отечественных покрышек. «Амтел Планет 2P» с «асфальтовым» рисунком протектора набрал 854,6 балла – неплохой результат, обеспечивший третье место. Это еще более асфальтовая покрышка, причем с довольно скромными характеристиками. Вне дорог ее можно использовать, как и «Баргузин», со значительными ограничениями. «Таганка» заняла последнее место, чуть не дотянув до 800 баллов – подвели слабые тормоза. Однако на грунтовке и травянистых склонах эти шины при легкой пробуксовке идут несколько уве-е местореннее двух соотечественниц. Отрадно, что на рынке они – самые недорогие. Обращаем внимание, что шины с более высоким профилем лучше проявляют себя на плохих дорогах. Но высокая боковина отрицательно влияет на управляемость, особенно на автомобиле с высоким центром тяжести. Потому в экстремальных маневрах на асфальте такие покрышки не могут на равных-е место4TAGANCA M-241 POWER 205/70R153AMTEL PLANET 2P К-252 205/70R15Место изготовления ��������������������������������������Россия ��������������������������������������������� (Московский шинный завод) Максимальная скорость ���������������������Т / 190 км/ч Рисунок протектора �����������������������симметричный Глубина рисунка протектора�������������8,1–8,9 мм Твердость ����������������������������������������� 64–65/67–69 ед* Масса шины ��������������������������������������������������������� 9,8 кг Средняя цена ������������������������������������������������ 1100 руб� Соотношение цена/качество�������������������������1,38 Экономичны при 90 км/ч, на 120 это преимущество исчезает� Разгоняются довольно быстро� Некомфортны – очень жесткие, чувствуют не только дорожные стыки, но и мелкие швы� Курс держат ровно� Скорость выполнения переставки на сухом асфальте на уровне «Камы» и «Амтела»� Но выполнять экстремальные маневры очень сложно: скорость ограничена резкими срывами передних колес в скольжения� В следующей фазе упражнения возникает глубокий прогрессирующий занос� Поведение «Нивы» непонятно, скольжения затянуты� На мокром покрытии скорость переставки падает на целых 10 км/ч! Мешает полное отсутствие информативности на руле и огромные углы его поворота; машина скользит сначала передними колесами, затем задними, причем с прогрессирующим заносом� Тормоза самые плохие – при любом способе пользования, на любом покрытии� Проходимость ограничена� Однако если удается удержать легкую степень буксования, машина идет по грунтовке более уверенно� Хорошая курсовая устойчивость на прямой, невысокая цена� Худшие тормоза на любом покрытии при торможении на грани блока, юзом на сухом; худшее сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии, сложная управляемость на сухом и проблемная на мокром, сильное снижение сцепных свойств на мокром покрытии�Место изготовления ��������������������������������������Россия ���������������������������������������������������������������������(Амтел, Киров) Максимальная скорость �������������������� Н / 210 км/ч Рисунок протектора ������������������������симметричный Глубина рисунка протектора�������������7,4–7,9 мм Твердость ����������������������������������������� 65–67/69–70 ед* Масса шины ��������������������������������������������������������� 9,8 кг Средняя цена ������������������������������������������������ 1800 руб� Соотношение цена/качество�������������������������2,11 По расходам топлива сравнимы с «Баргузином»� Разгоняются быстрее остальных� Передают на кузов «Нивы» толчки при проезде крупных неровностей на дороге� На прямой автомобиль слегка рыскает� Переставки на сухом асфальте автомобиль проходит на той же скорости, что и на «Каме», на мокром шина близка к «Баргузину»� Снижение скорости выполнения маневра при переходе с сухого на мокрое подобно «Мишлену», что говорит о высокой стабильности поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на любом покрытии� Скорость «сухой» переставки ограничена небольшим, легко устранимым заносом� На мокром покрытии поведение меняется: легкий снос переходит в занос, требующий корректировки� Выполнить маневр помогают хорошие реакции на руле� Тормозные свойства на грани блокировки – средние на любом покрытии� Заблокированные колеса на сухом асфальте дают очень хороший результат, на мокром – слабый� По проходимости напоминают «Баргузин»� По грунтовой дороге идут чуть лучше, но в выезде из колеи не сильны – полагаем, из-за скругленного плеча� Лучшие тормоза юзом на сухой дороге, неплохая и стабильная управляемость на любом покрытии, легкий разгон� Слабые тормоза юзом на мокром покрытии, сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии, невысокая проходимость�798,1балла854,6баллаРекомендуем в качестве универсальной шины только для неспешной езды. Осторожней на мокром!*Здесь и далее – до/после испытаний.Рекомендуем преимущественно для хороших дорог. Допустима эксплуатация на любых дорогах, кроме мокрых грунтовых.На правах рекламы КОМПОНЕНТЫ | ТЕСТ ШИНЫ ДЛЯ «ШЕВРОЛЕ-НИВЫ»-е место2BARGUZIN K-175 205/70R15-е место1KAMA EURO-228 205/75R15вне зачетаMICHELIN LATITUDE TOUR HP 205/70R15Место изготовления ��������������������������������������Россия ���������������������������������������������������������������������(Амтел, Киров) Максимальная скорость ���������������������Т / 190 км/ч Рисунок протектора ������������������������симметричный Глубина рисунка протектора�������������7,8–8,1 мм Твердость ����������������������������������������� 63–65/68–69 ед* Масса шины ������������������������������������������������������� 10,6 кг Средняя цена ������������������������������������������������ 1300 руб� Соотношение цена/качество�������������������������1,51 Катятся средне, раскручиваются легко� Озвучивают и отслеживают крупные и мелкие неровности, передавая их на кузов� Прямую держат без замечаний� На «сухой» переставке быстрее всех, опережают даже «Мишлен», но на мокром покрытии скорость падает на 8,5 км/ч� И это несмотря на очень хорошие тормоза на мокрой дороге� На наш взгляд, проблема – в сочетании сцепных свойств и уводных характеристик� Посуху скорость переставки ограничена сносом на входе, на мокрой дороге хуже – поведение машины «размывается»� Увеличиваются углы поворота руля, от водителя требуются опережающие, угадывающие действия, чтобы предотвратить занос� Тормоза на грани блокировки на сухом – среднего уровня� На мокром – хороши, уступают «Мишлену» лишь 0,2 м� При заблокированных колесах на сухом проигрывают лидеру упражнения «Амтелу» менее полуметра, на мокром «Мишлену» – всего лишь 0,3 м� По грунту лучше ехать внатяг, при буксовании сцепные свойства резко падают� Четко выраженное плечо хорошо помогает при выезде из колеи� Хорошие тормоза на мокром на грани блокировки; лучшее сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии и хорошее на мокром; хорошая курсовая устойчивость� Худшие тормоза юзом на сухом покрытии; проблемная управляемость на мокром; слабая проходимость, значительное снижение поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии�Место изготовления ��������������������������������������Россия �������������������������������������������������������������(Нижнекамскшина) Максимальная скорость ���������������������Т / 190 км/ч Рисунок протектора ������������������������симметричный Глубина рисунка протектора�������������8,8–9,2 мм Твердость ����������������������������������������� 59–60/62–63 ед* Масса шины ������������������������������������������������������� 12,0 кг Средняя цена ������������������������������������������������ 1850 руб� Соотношение цена/качество�������������������������2,12 Акцентируем внимание на более высоком профиле: эти шины представлены в размерности 205/75R15� Самые прожорливые на любых скоростях� Очень тяжелые в разгоне – сказываются высота профиля и масса� При этом самые комфортные из всех покрышек, хорошо скрадывают любые неровности� Курс держат без замечаний� Скорость переставки на сухом и мокром покрытии – среднего уровня� Разница 5,4 км/ч – в пределах разумного� На сухой переставке скорость ограничена заносом, но на действие рулем шины реагируют с ощутимым опозданием – «виновата» высокая боковина, которая складывается при резких маневрах� На мокром покрытии в начальной стадии также отмечено складывание боковины� А в фазе стабилизации возникает прогрессирующий занос – нужна быстрая и четкая корректировка� Тормоза средние на любом покрытии и при любом способе торможения� Очень уверенно преодолевают подъем по грунтовой дороге и травяному ковру� Крепкое плечо помогает выбраться из глубокой колеи� Кроме того, из-за более высокого профиля чуть увеличивается дорожный просвет� Неплохая управляемость на сухом покрытии, хорошая курсовая устойчивость и проходимость, отличная плавность хода� Повышенный расход топлива, проблемная управляемость на мокром покрытии, вялый разгон, слабое сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на сухом покрытии�Место изготовления ����������������������������������Франция Максимальная скорость �������������������� Н / 210 км/ч Рисунок протектора ����������������������� симметричный Глубина рисунка протектора�������������7,3–7,6 мм Твердость ����������������������������������������� 68–70/68–69 ед* Масса шины ������������������������������������������������������� 11,0 кг Средняя цена ������������������������������������������������ 3400 руб� Соотношение цена/качество�������������������������3,77 Самые экономичные при любой скорости� Легко разгоняются, мягко глотают любые неровности� По прямой несут «Ниву» без замечаний� В скорости выполнения переставки посуху совсем немного уступают «Баргузину», но на мокром выигрывают у него почти 2 км/ч� Падение скорости при переходе на мокрое покрытие самое малое – всего 4,2 км/ч� Высокие сцепные свойства на сухом асфальте провоцируют выполнить маневр с высокой скоростью, однако она ограничена вывешиванием переднего, а затем и заднего колес, что заканчивается небольшим, легко устранимым заносом� На мокром покрытии в пределе возникает плавный самовосстанавливающийся занос� Впрочем, его можно и легко откорректировать рулем� Тормоза – самые лучшие в любых условиях� Правда, если сорвать их в юз на сухом – уступают лидеру упражнения, «Амтелу» 0,3 м� Уровень проходимости такой же, как у «Баргузина» и «Амтела»� На грунтовом и травянистом подъеме не позволяют чувствовать себя уверенно� Лучшие тормоза, за исключением юза на сухом; лучшее сочетание поперечных сцепных свойств и уводных характеристик на мокром покрытии и хорошее на сухом; высокая топливная экономичность, стабильные сцепные свойства и поведение в экстремальных маневрах на любом покрытии� Слабая проходимость, высокая цена�860,7874,0балла901,8баллабаллаРекомендуем для любых дорог, кроме грунтовых в дождливую погоду.конкурировать с относительно низкопрофильными. Итог таков: полностью универсальных шин не бывает. Улучшение одних свойств ведет к ослаблению других. Вместе с автором шины испытывали Антон Ананьев, Вадим Кораблев, Юрий Курочкин, Евгений Ларин, Антон Мишин, Андрей Образумов и Валерий Павлов.146 За рулем 07/2008Рекомендуем преимущественно для разбитых и грунтовых дорог без погодных ограничений.Настоятельно рекомендуем для любых дорог, кроме грунтовых в дождливую погоду. Благодарим за техническую поддержку сотрудников автополигона ДТР АвтоВАЗА, тольяттинские компании «Волгашинторг» и «Премьера», а также компанииизготовители шин.ТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Управляемость автомобиля Шины на сухом асфальте на мокром асфальте Курсовая устойчивость на прямой Комфорт Плавность хода ПроходимостьMICHELIN LATITUDE TOUR HP KAMA EURO-228 BARGUZIN K-175 AMTEL PLANET 2P К-252 TAGANCA M-241 POWER Коэффициент значимости8/64 7/56 7/56 7/56 5/40 88/80 6/60 6/60 7/70 4/40 108/48 8/48 8/48 7/42 8/48 68/32 9/36 7/28 7/28 6/24 46/60 8/80 6/60 6/60 7/70 10На правах рекламы