РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ TOYOTA AURISToyota AurisДебютировал в 2006 году, код модели Е-15. Кузов: хэтчбек. Двигатель: 1,4 л, 97 л.с., 1,6 л, 124 л.с. КоробКа переДач: 5-ступенчатая механическая или «Multimode» (робот, только с мотором 1,6 л). КомплеКтации: «Элеганс», «Престиж». цена: 530–650 тыс. руб.Золотой теленокХотя «Аурис» переводится как золото, с его обслуживанием не все так блестяще, убедился Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.не сразу подберешься, если, например, понадобится «прикурить». Благо снять пластмасску просто – стоит лишь утопить сердечник и вынуть единственный крепежный пистон. Шесть таких же держат и саму накладку. Порой установщики сигнализаций ставят «концевик» капота вместо одного из пистонов, дабы не сверлить лишних отверстий. Тогда неудобства возникнут при замене ламп в фарах – к ним без демонтажа накладки (а значит, и «концевика») не подлезть. Впрочем, и без нее доступ никудышный: если к «поворотникам» еще можно подобраться, то к лампам основного света непросто. Слева для удобства лучше вынуть аккумулятор, а вот справа надежда только на ловкость рук.Вдесятом поколении популярного семейства «Тойоты» хэтчбек радикально отличается от седана: не имеет с ним ни одной общей кузовной детали и даже назван другим именем. Однако техническая начинка обеих машин схожа, поэтому все оценки трудоемкости обслуживания подопытного хэтчбека – «Ауриса» справедливы и для седана – «Короллы».ПОД КОЗЫРЕК По сравнению с моделью Е-12 (ЗР, 2007, № 12) под капотом стало заметно теснее. Сзади доступ ограничивает нависающий козырек щита передка с «жабо», а спереди – пластиковая накладка над радиатором, которая обзавелась еще и небольшим щитком, прикрывающим аккумулятор. К его клеммам 202 За рулем 08/2008Ее одной для замены тормозной жидкости мало – нужны воронка с изогнутым носиком или шприц, иначе сложно попасть в горловину бачка под козырьком «жабо». Еще незадача: не любая пробка годится для прокачки. Популярная конструкция с вертикальным ниппелем (через него подаем в бачок воздух, вытесняя старую жидкость через штуцеры прокачки) не проходит по высоте. Остатки удаляем самотеком, а за вялотекущий процесс снижаем оценку. Злосчастный козырек мешает и при замене воздушного фильтра, не дает достаточно приподнять крышку. Но главное неудобство – поменять свечи зажигания.КЛЮЧ К СЕРДЦУ На двигателе 4ZZ-FE (1,4 л, его ставили еще на предыдущую модель) свечи под популярный шестигранник «на 16», а 1ZR-FE (1,6 л) – редкий «на 14». Найти такую головку оказалось весьма непросто: заказ ожидали почти месяц, да и вышел ключик золотым – 940 рублей! В принципе, можно использовать обычную высокую головку, снабдив ее фикса- тором для свечи – резиновым колечком внутри. При этом важно так подобрать его упругость и размеры, чтобы свеча держалась надежно, но менее плотно, чем головка на удлинителе – чтобы суметь последовательно извлечь их все из колодца (это лучше проверить вне мотора). Теперь снимаем пластиковую нахлобучку двигателя и индивидуальные катушки зажигания; на моторе 1,4 л еще и короб проводки, а на 1,6 – разъем привода VVT-i (изменения фаз газораспределения) впускного вала. Сначала в свечной колодец опускаем головку, затем по очереди два коротких удлинителя (один длинный не пролезет под «жабо») и, наконец, вороток. Вывернув свечу, извлекаем все в обратном порядке, а при установке новой инструмент соединяем на весу, чтобы не повредить электрод при падении свечи «в шахту». Накладку мотора ставить не спешим – проверяем поликлиновой ремень. На старом агрегате 4ZZ-FE есть автомат натяжителя с удобным приливом под ключ «на 19», так что с усилием не ошибешься. А вот конструкция 1ZRFE, напротив, – шаг в прошлое. Здесь ремень тянем вращением ходового болта (М8), смещая генератор, при этом прогиб ветви между ним и валом двигателя должен составить 8–10 мм при приложенном усилии 10 кгс. Зато мотор 1,6 л – с гидрокомпенсаторами, а 1,4 требует проверки клапанных зазоров каждые 80 тыс. км. Правда, на деле до корректировки доходит гораздо позже. Привод ГРМ обоих двигателей цепной – проблемой меньше.ПЕДАЛЬ-НЕВИДИМКА Машина с роботизированной коробкой порой не желает ехать при отпускании тормоза, требуя еще и поддать газку. Вернуть утраченные навыки можно лишь с помощью дилерского сканера (процесс сродни колдовству, да и называют его мудрено – инициализация). По сути, робота знакомят с новыми параметрами сцепления, которые ушли от начальных из-за износа (коробка здесь – та же механика, только рычагом и третьей педалью управляет электроника с помощью актуаторов). После инициализации нужна обучающая поездка: разгоняемся до пятой передачи, затем замедляемся до первой (переключаем скорости последовательно вручную) и после остановки глушим двигатель. Теперь коробка готова работать в любом режиме. Вроде все просто, но зачастую на дорожках, прилегающихк техцентру, разогнаться негде, тогда первый урок робот не усвоит. Не беда – доучится позже. Но если проблема была не в настройках (бывают сбои в приводах), спецы уже будут далеко за кормой. Из-за этой «привязи» оценку занижаем, несмотря на «вечную» смазку в агрегате.Я – РОБОТ На авто с механикой сцепление требует регулировки крайне редко. Делаем ее, как и на модели Е-12: первонаперво проверяем высоту педали, для чего вынимаем коврик и замеряем полный ход педали до упора в пол. Для мотора 4ZZ-FE он должен быть в пределах 135,5–145,5 мм, а 1ZR-FE – 143,6–153,6 мм. Нужного результата добиваемся вращением ограничительного болта (он подпирает рычаг рядом с осью ближе к рулю), ослабив предварительно контргайку (момент затяжки – 16 Н.м). Далее проверяем люфт (1–5 мм) и свободный ход (5–15 мм) – при этом почувствуете ступеньку по усилию. Если нужно, изменяем длину штока, вращая его при ослабленной контргайке (момент затяжки – 12 Н.м). Наконец, проверяем момент схватывания – не менее 25 мм от пола. Если меньше (сцепление ведет) – проблема с гидравликой (нет давления) или механизм замкнут посторонним предметом. Максимальная величина не нормируется, но, понятно, она не может приближаться к полному ходу педали, когда сцепление буксует: такое – не жилец. ВОКРУГ ОСИ С заменой передних колодок трудности вряд ли возникнут. Главное, не перепутать противошумные пластины (с перфорацией – к колодкам, а без – наружу) и смазку (Loctite 8151 – для постелей колодок и пластин, а Countermans Choice – для направляющих пальцев). Обязательно осматриваем резинку на нижнем пальце: при разбухании (тогда вероятно подклинивание механизма) ее меняем. Удалив продукты износа из скобы, устанавливаем колодки таким образом, чтобы индикаторная пластина предельного износа (скобапищалка) оказалась по ходу вращения колеса – сверху! С задними тормозами чуть сложнее: основные колодки выполняют также функцию «ручника», поэтому поршень здесь непростой – его при вдавливании вкручивают. Дилеры используют специальный ключ – Т-образный вороток с четырехпалой рогатиной в торце,ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр (в баке) Фильтр салона Свечи зажигания Охлаждающая жидкость двигателя Масло в КП Жидкость в приводе тормозов и сцепления Периодичность, тыс. км (лет) 10 40 80 30 40* 160** –*** 40 (2)* Для 1ZR-FE – 100 тыс. км. ** В последующем – каждые 80 тыс. км. *** Только контроль уровня (рекомендация дилеров – менять через 80 тыс. км.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего/ заднего Блок-фара/задний фонарь Капот Фильтр масляный/воздушный/ салона Свечи зажигания, комплект (1,4 л/1,6 л) Ремень генератора (1,4 л/1,6 л) Комплект сцепления (МКП/ММТ) Тормозные колодки передние/ задние Стоимость, руб. 6600/10 670 9160/8670 8430/3020 7280 280/520/1320 600/2770 2950/2270 13 740/13 570 3190/1870ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена охлаждающей жидкости двигателя Замена фильтра воздушного/ топливного Замена свечей зажигания Замена ремней навесных агрегатов Замена тормозных колодок (передних или задних) Нормочас* Зависит от дилера.Стоимость, руб. 1060–1920 1540–1760 1150–1760 350–380/ 1410–1920 700–1540 1060–1150 1410–1540 1760–1920Благодарим дилеров «Тойоты» – компании «Мэйджор» (Шереметьево) и «Ника моторс Холдинг» (Отрадное) за помощь в подготовке материала.За рулем 08/2008 203 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ TOYOTA AURISМасляный фильтр и сливная пробка показаны зелеными стрелками, пробки КП (здесь робот) – красными, а охлаждающей жидкости – в кружочке.Без подобного приспособления (или описанного в ЗР, 2007, № 12) сложно снять топливный насос для замены фильтра, не повредив кольца крепления.Пробка со штуцером на радиаторе весьма удобна. Подобрав трубку или шланг подходящего диаметра, сумеете слить жижу, не расплескав ни капли.Зоны смазки постелей передних колодок показаны красными стрелками, а зелеными – смазка между основанием колодки и пластинами.Набор для замены свечей на моторе 1,6 л: составной удлинитель, воротоктрещотка, головка для катушек «на 10» и, собственно, для свечей «на 14».Чтобы ввернуть поршни задних механизмов, нужен спецключ. Подручный инструмент заменит его лишь при достаточных навыках.Поменять воздушный фильтр вроде просто, надо отстегнуть лишь две защелки. Но поднять крышку мешает «жабо», как и подлезть к тормозному бачку.Фильтр салона сможет поменять и ребенок: снимаем демпфер нижнего бардачка, сжав усики фиксатора, отводим его и отстегиваем лючок.Ремень генератора на моторе 1,6 л натягиваем вращением ходового болта, контролируя прогиб на участке, показанном стрелкой.Меняем лампы в фонарях: снимаем лючок обивки, патрон дальней лампы и, сжав усики, вынимаем плату. Увы, проводка коротковата.204 За рулем 08/2008 которую упирают в крестовые углубления поршня. В «быту» можно использовать, например, ключ для гайки резервуара амортизатора (рогатка со штифтами) или пассатижи с узкими изогнутыми губками. Правда, этой альтернативой пользоваться неудобно, да и поршень повредить запросто. Вдобавок сложно придержать пыльник, дабы не скручивался. Не спутайте противошумные пластины! Большие ставим на наружную колодку, а маленькие – на внутреннюю, при этом бобышка по центру последней должна обязательно попасть в углу-бление (!) поршня, а скоба-пищалка стоять по ходу вращения колеса – снизу (в отличие от переднего колеса здесь механизм по другую сторону оси). Гайки колес затягиваем моментом 103 Н.м, а в довершение не забываем подвести колодки к дискам – пускаем двигатель и несколько раз нажимаем тормозную педаль. Остальные работы по регламентному обслуживанию либо схожи с предыдущей моделью, либо просты. Увы, последних – единицы. Ничего не поделаешь, такова общемировая тенденция: все идет к тому, что скоро и пепельницу без специалистов не почистишь…ОЦЕНКА ТРУДОЁМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена ОЖ двигателя Замена масла в КП Регулировка сцепления Замена тормозных колодок Регулировка «ручника» Замена фильтра салона Замена ламп в фарах Замена ламп в задних фонаряхОписание операции Итоговая оценкаУдобное место заливной пробки и положение фильтра «вниз дном» на моторе 1,4 л На моторе 1,6 л заливная пробка расположена неудачно – почти под козырьком «жабо» Всего две защелки крышки Поднять крышку мешает козырек «жабо» Большой интервал замены Нужен спецключ; легко повредить трубки внутри насоса Большой интервал замены для мотора 1,6 л Плохой доступ, дефицитный и дорогой инструмент (1,6 л) Есть автомат натяжителя (1,4 л), простая схема укладки (1,6 л) Соответственно, сложная схема и нет автомата Большой интервал замены, удобные штуцеры-краники Мала скорость опорожнения системы Регламентом ТО не предусмотрено Низкие грани пробок легко сорвать На МКП требуется нечасто Для авто с роботом нужно спецоборудование Привычная конструкция переднего тормоза Нужен спецключ для вворачивания поршней задних механизмов, плохой доступ к бачку ТЖ Требуется крайне редко (надо компенсировать только удлинение тросов) Плохой доступ к регулировочной гайке Отличный доступ Минусов не нашлось Значимых плюсов не нашлось Плохой доступ, надо снимать ряд деталей Есть лючки в обивках багажника Коротковата проводка3,5** 4 2,5 3** 4** 4,5 4,5 3** 3 453 4,5* По пятибалльной шкале в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена «на четыре» (ЗР, 2008, № 1). ** Средний балл за несколько вариантов исполнения.На правах рекламыЗа рулем 08/2008 205