Дело о патруле-невидимкеЛюбого, кто не играет по правилам, система готова подмять под себя. О том, как иногда действует система ГИБДД, рассказывает Сергей Смирнов. Рисунки Ольги Громовой.Игорь Ш. возвращался на «ТойотеЛендкрузер» домой по трассе «Крым». В Курской области, посмотрев в зеркало заднего вида, обратил внимание, что сзади едет «Самара» с сильно затемненными стеклами. Машина у Ш. приметная и дорогая, в этот момент на трассе было пустынно, поэтому висевшая на хвосте «девятка» вызывала тревогу. Игорь решил оторваться от подозрительного автомобиля и увеличил скорость, но не тут-то было: «девятка» не отставала! Тогда Ш. сбросил скорость, принял правее, чтобы пропустить навязчивую «Самару». Опять не угадал – машина преследователей тоже сбросила скорость. Сопротивляться в случае нападения бессмысленно, поэтому водитель решил как можно быстрее добраться до ближайшего поста ГИБДД и попросить о помощи! Вседорожник прибавил ходу, но «девятка» продолжала висеть на хвосте. Наконец появился указатель населенного пункта – Высоконские дворы. В деревне на перекрестке «Лендкрузер» обогнал медленно ехавший «Жигуленок», и тут произошло чудо: «Самара» стала понемногу отставать и через некоторое время исчезла из виду. Игорь облегченно вздохнул и решил, что гнались за ним не бандиты с большой дороги, а обычные российские «шумахеры» – любители погонять и пощекотать нервы. Как потом выяснилось, он был прав. Тот, кто сидел в «девятке», действительно любил пощекотать нервы – другим водителям!ПРОСТО Я РАБОТАЮ… ПРОВОКАТОРОМ Ш. миновал населенный пункт и минут через двадцать увидел впереди пост ДПС. В помощи сотрудников милиции он теперь не нуждался и хотел проехать мимо. Но инспектор потребовалБезопасностьследствие ведет зРостановиться и объяснил, что водитель иномарки нарушил Правила, выехав на встречную полосу. – Я не нарушал! – возмутился Игорь. – Сейчас подъедет патрульная машина, и вам все объяснят, – невозмутимо ответил инспектор. Ждать пришлось минут тридцать. Когда же подъехала патрульная машина, Ш. потерял дар речи. Это оказалась та самая «девятка» без опознавательных знаков, с обычными номерами и затемненными стеклами! Дверь медленно открылась, и из салона выбрался инспектор ДПС. – Старший лейтенант милиции Подчерняев, – представился он. – Вы нарушили требования ПДД и выехали на полосу встречного движения; при этом пересекли сплошную линию разметки, а обгон совершили в зоне действия знака 3.20 «Обгон запрещен». Если сомневаетесь – вот доказательства.Иногда сотрудники ГИБДД используют провокационные методы, а потом обвиняют водителей в нарушении правил.312 За рулем 09/2008 Инспектор распахнул дверь «девятки». Оказывается, в салоне был установлен экран, связанный с видеокамерой. На мониторе, и правда, была запечатлена «Тойота», обгонявшая «Жигули». Правда, ни знака «Обгон запрещен», ни сплошной линии разметки видно не было. Была прерывистая! Лишь на одной картинке в самом начале обгона вcедорожник левыми колесами наехал на сплошную линию, но она тут же и закончилась! Началась «психологическая обработка»: в течение 10 минут инспектор ДПС неоднократно повторял, что за такое нарушение предусмотрено лишение «прав». То ли он так рьяно пытался довести до водителя положения ПДД и КоАП, то ли ждал встречных предложений... Но Ш. намеков не понял и сразу дал понять, что вины за ним нет. Но инспектор даже не пытался услышать водителя. Составил административный протокол, нарисовал схему обгона и изъял водительское удостоверение. После чего сел в свою тонированную «девятку» и удалился – наверное, поехал устраивать очередную гонку с преследованием.УГАДАЙТЕ, КТО ПРАВ? Ш. вернулся домой, в Москву и стал ожидать вызова в суд. Почти через два месяца пришло извещение, и Игорь вместе с адвокатом отправился знакомиться с материалами дела. Там, помимо фотографий и схемы, были приложены определение о передаче дела по месту жительства Ш. и рапорт инспектора ДПС Подчерняева. Тот в красках рассказал, как водитель «Тойоты» грубо нарушил все возможные пункты ПДД и выехал при обгоне на встречную полосу. В определении за подписью командира ОБ ДПС № 2 ГИБДД Курской области Шпартуна С.В. указано следующее (дословно): «…водитель Ш., управляя автомобилем, при совершении обгона транспортного средства, выехав на сторону проезжей части дороги, предназначенную для встречного движения, в зоне действия дорожного знака «Обгон запрещен», «Въезд запрещен», в конце подъема и на других участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения нарушил…» – и далее перечислялось, что именно. Реально Ш. совершил обгон на нерегулируемом перекрестке в населенном пункте, двигаясь по главной дороге. Ни знака «Обгон запрещен» (хотя даже если бы и стоял такой знак, то зона его действия распространяется от ме-ста установки до ближайшего перекрестка), ни тем более знака «Въезд запрещен» на этом участке дороги не было. Единственное, за что можно было «зацепиться» бдительному офицеру ГАИ – в самом начале обгона вседорожник заехал на сплошную линию. Но это произошло буквально в нескольких сантиметрах до начала прерывистой, что хорошо видно на снимке! Судья А.М. Хуснетдинова внимательно выслушала Ш., его защитника; долго изучала документы, уточняла детали. После чего сообщила, что ей необходимо направить запрос в ГИБДД Курской области, чтобы узнать, какие именно знаки установлены на месте происшествия. Рассмотрение дела перенесли. Через неделю Игорь и его адвокат снова были у судьи. Ответ на запрос пришел, из него следовало, что знак «Обгон запрещен» был установлен задолго до перекрестка. Но судья даже не удосужилась заглянуть в ПДД, где четко указано, как действуют дорожные знаки, каков порядок обгона – она объявила, что… лишает Ш. права управления транспортными средствами! Случилось то, что бывает часто: суд с готовностью признал правоту офицера ГАИ. А реально в сути происшедшего даже не пытался разобраться.РУКА РУКУ МОЕТ? Почему сотрудник ДПС, используя автомобиль без специальных опознавательных знаков, преследует других участников движения и фактически вынуждает их нарушать ПДД? Или, как минимум, чувствовать себя неуютно. По инструкции сотрудникам разрешено вести скрытое патрулирование, но – про-воцировать?! Уважения водителей к работе ГИБДД такие действия не добавят. Это первое. И второе. На примере этого дела яв очередной раз убедился, что в судах автоматически принимают сторону правоохранительных органов. То есть формально, конечно, дело рассматривается, опрашивают водителя и свидетелей, направляют различные запросы... Ходят даже слухи, что есть негласная установка судьям: наказывать водителей по дорожным делам максимально строго и решение ГИБДД под сомнение не ставить! Есть система ГИБДД, где действуют свои законы и негласные обычаи. Есть судебная система, которая поддерживает «соседей» всеми силами. И человеку за рулем совместным действиям этих двух систем даже нечего противопоставить! Выходит, что любого водителя инспектор может обвинить во всех тяжких, и поди докажи обратное! Я не хочу сказать, что бесполезно отстаивать свои права; в моей практике уже достаточно много дел, где справедливость восторжествовала и водитель был оправдан. Бороться надо обязательно! Но пока судьи не начнут рассматривать «автодела» так же серьезно, как, скажем, уголовные, пока не вспомнят о презумпции невиновности, порядка не будет – ни на дороге, ни в головах. Потому что единственный вывод, который может сделать наказанный водитель – нарушать правила можно всегда и везде, главное, не попадаться, а если уж попался – договаривайся на месте! Этого добивались инспектор Подчерняев и судья Хуснетдинова? P.S. Ш. подал апелляционную жалобу в районный суд. ЗР следит за развитием ситуации.За рулем 09/2008 313