РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСПленник лощиныЗа ответ на задачу № 6 Андрей Масаев из Уфы получает от редакции 6000 рублей, а от ОАО «Концерн «Моринформсистема-АГАТ» – электрический компрессор «Муссон».Напомним: герой задачи увлекся сбором грибов и легкомысленно спустился на машине в лесную лощину. Пошел дождь. Как выехать, если под колесами скользкий мох, листва, корни деревьев? В багажнике лишь капроновый трос, ключи, аптечка, что-то еще – да что толку? Конечно, герой «…сам себя наказал, вломившись в лес, наплевав на экологию», – авторов, радеющих за природу, мы поддержим, – но все же как человеку выбраться?ПАЛКИ В КОЛЕСА Однозначного решения у задачи нет. Даже с полным приводом не каждый выберется! Говорят же: «Чем круче джип, тем крепче его засадят! Многое зависит от конкретных обстоятельств, от машины, грунта, подъема дороги, а еще больше от опыта и сообразительности «водилы». Севший на брюхо танк выручали, привязав к гусеницам бревно. Подвинется на несколько метров – повторяли…» Увы, колеса автомобиля – не гусеницы танка, блокировать их палкой смешно. А без нее напомнит о себе дифференциал: «…он выравнивает крутящие моменты колес. Значит, когда одно «шлифует» в грязи, то и второе тянет так же слабо – попробуйка тронуться!» Разумеется, мы говорим о машине с приводом на одну ось, без хитрых блокировок, «трэкшн-контроля» и иных изысков. Пример: машину весом 1400 кгс на подъеме в 10% тянет назад сила 140 кгс. Значит, тяга ведущих колес должнабыть не меньше. Но коэффициент сцепления шин мал – около 0,2–0,3, так что при нагрузке на них 700 кгс можно получить тягу лишь 140–210 кгс. Многие справедливо призывают «не допускать пробуксовки». Но это легко в теории, а когда машина то глохнет, то буксует – попробуй-ка нащупать золотую середину! Самые хитрые советуют заклинить ломиком буксующее колесо, явно путая это с блокировкой дифференциала, – ведь половина крутящего момента на ломик все равно идет, значит, на другом колесе получим не больше половины нужной тяги. В горку не въехать. Остается лишь повысить сцепление колес с грунтом. И действовать по-умному: понизить давление в шинах, «…тщательно подготовить перед колесами дорожки: убрать мокрую листву и мох, подсыпать (если найдете) песка, гравия. Живые, скользкие ветки под колеса не класть!» – действительно, тут нужен сухой хворост, о чем рассказал и наш победитель. Может выручить толстая сухая кора старых деревьев. Довольно цепок еловый лапник. Конечно, в отчаянном положении можно пожертвовать резиновыми ковриками, чехлами, корзинками из-под грибов – тут уж каждый решает сам. Андрей Масаев верно написал: «…главное – не спешить, нужно всеми подручными средствами добиться необходимого сцепления ведущих (и желательно – ведомых) колес с грунтом».На подъеме 10% машина весом 1400 кгс должна преодолеть скатывающую силу Рск = 140 кгс. Тяга Ртяг не должна быть меньше, а она зависит от нагрузки на ведущую ось и сцепления шин с дорогой.298 За рулем 09/2008 СВЕРХМАКСИМУМ Говорят, на большой скорости колеса автомобиля теряют связь с дорогой, и тот может стать неуправляемым – например, из-за неудачной аэродинамики: подъемная сила, то да се… А нет ли других причин? Вообразите, что вы собрались разогнать до максималки авто, у которого под капотом несколько тысяч лошадиных сил. Для полноты картины предположим, что автомобиль – с полным приводом, массой 1500 кг, лобовой площадью 1,9 м2 ис коэффициентом аэродинамического сопротивления Сх = 0,3. Под колесами – ровный и сухой асфальт. Допустим также, что трансмиссия, шины и прочее – с достаточным запасом прочности. Какой же скорости достигнет автомобиль? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 октября 2008 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10 или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной удобный для вас способ быстрой связи.ОТ АРХИМЕДА – ПО ЛБУ Очень много предложений «сделать шины внедорожными, обвязав их через отверстия дисков кусками буксирной веревки с узлами-грунтозацепами». Хорошая идея. Но не без минусов. Сразу веревку не режьте – сначала убедитесь, что она пройдет в зазор между колесным диском и тормозным механизмом (барабаном, суппортом и т.д.). На многих легковых машинах места для веревки там нет. К тому же ее всего по три метра на колесо. Маловато. А кто же возит с собой дополнительный трос? Другая идея: трос, закрепленный «на подходящем дереве, должен наматываться на ведущее колесо…» Увы, и тут много проблем. Опять-таки трос короток. К тому же надо блокировать другое колесо. И как сделать, чтобы трос не соскальзывал? Некоторые предложили «…снять шину с запаски – и ее диск длинными болтами прикрутить к ведущему колесу – получится лебедка!» Скажите, вы всегда возите с собой такие болты? А если колесо крепится гайками на шпильках?.. Во многих письмах мелькают рычаги – Архимед был бы доволен. Один из вариантов: привязать авто к дереву, сложив трос вдвое, – и «крепкой палкой» скручивать связь, чтобы она, сокращаясь, двигала машину. Увы, это приемлемо на ровном месте. А на подъеме машина скатывается, и если вырвет палку из рук да по лбу – сильно огорчите Архимеда! Мало надежды и на помощь со стороны. Представьте: оставили вы машину в лесу. Пока где-то в полях искали трактор, сгустились сумерки. А пока толковали с трактористом, темень скрыла не только место, где оставлена машина, но и сам лес. И если в кармане не оказалось GPS-навигатора, как будете выкручиваться? Итак, универсального решения нет. И не факт, что даже все высказанные идеи, вместе взятые, смогут помочь в любой ситуации. Не зря победитель Андрей Масаев закончил письмо словами: «Прежде чем куда-то заехать, подумай, как оттуда выбраться!»На правах рекламыЗадача № 9