290
292
РЕМОНТ И СЕРВИСИНСТРУМЕНТПрофилиПока в России господствовали модели ВАЗа и ГАЗа, механики весь крепеж знали наизусть. Вариантов профилей было немного: болты с наружными и внутренними шестигранниками, винты под шлиц либо крест. О старых и новых профилях, которых в современном автомобиле уже более десятка, рассказывает Геннадий Емелькин.Самый простой вариант – шлиц. В отсутствие инструмента винт с такой головкой, если он, конечно, не приржавел, можно открутить полоской металла, лезвием ножа, монетой и т.д. Маркируются шлицы по толщине и ширине жала. Например, 4х0,5: 4 мм – ширина, а 0,5 мм – толщина жала. Сегодня шлиц не столь популярен, как ранее. На то много веских причин: нет четкой фиксации головки на шляпке болта, инструмент соскакивает, есть риск поцарапать краску на кузове автомобиля либо получить травму. А с приржавевшими винтами дела еще хуже: головка (жало отвертки) выходит из зацепления, повреждая шлицевую часть винта.Дополнительная прорезь на шляпке винта – и перед нами, пожалуй, не менее популярный крест (Phillips). Разобраться в размерности здесь проще, так как у каждого профиля есть свой условный номер от PH000 до PH4 (PH – сокращение от Phillips). Основное преимущество крестообразных насадок перед шлицевыми – увеличенная площадь контакта рабочих поверхностей, самоцентрирование инструмента и возможность работать под небольшим углом. Соответственно, закрутить винт можно с большим моментом, чем в предыдущем случае, не опасаясь его повредить.Дополнительные прорези, но значительно меньше основных проточек на профиле «крест», отличают новую шляпку винта, получившую название Pozidriv. Сокращенное обозначение PZ, в ходу условные номера от PZ0 до PZ4. Pozidriv, хоть и позволяет передавать чуть большее усилие, как и Phillips, не очень цепко держится на шляпке винта, поэтому для сборки ответственных узлов и механизмов используют болты с внутренним или наружным шестигранником.Диапазон наружных шестигранников очень широк: от 1,5 до 80 мм. Маленькие болты используются для крепления деталей и плат в блоках управления, а крупные – для ходовой части.При покупке набора инструмента предпочтительней 12-гранный профиль, так как в автомобиле используют болты не только с шестигранниками, но и 12-гранные – например, болты крепления маховика и головки блока цилиндров на двигателях «Мерседес».Под болты с внутренним 12-гранником рассчитаны головки XZN. Ими крепят стартер, салазки сидений, головки блока цилиндров, шкивы вспомогательных агрегатов. Маркировка этих головок – не привычная метрическая, а условная, с буквой М перед номером профиля. Диапазон – от М4 до М18. Есть и варианты этого профиля со штифтом в центре (например, пробка слива масла из агрегатов трансмиссии на автомобилях «Фольксваген груп»). Некоторые умельцы успешно «снимают защиту», выламывая штифт.Выбор внутренних шестигранников не столь широк: от 1,3 до 27 мм. У таких болтов более компактная головка по сравнению с наружными шестигранниками. При этом головка инструмента меньше наружного диаметра шляпки болта, и проблемы с отворачиванием в труднодоступных местах возникают гораздо реже.Но внутренние шестигранники оказались не столь надежными: головка частенько проворачивалась. Причина – не только в низком качестве, но ив особенностях профиля. Поэтому на смену капризному крепежу пришел более стойкий и выносливый Torx. Размеры – от Т6 до Т100; от 6-го до 10-го номера они следуют через единицу, далее через пять, а с 60-го по сотый через десять, хотя есть и исключения, например Т27. Не исключено, что добавятся и промежуточные размеры.При равных размерах профиль Torx выдерживает большие нагрузки по сравнению с шестигранником, а возможность провернуться сведена к минимуму. Такой крепеж широко распространен не только на иномарках, но уже используется на автомобилях ВАЗ – например, он держит «жабо» и ответные части дверных замков на «Калине».Для защиты узлов и агрегатов от разборки неквалифицированным (читай – не имеющим специального инструмента) персоналом некоторые производители используют «торкс» со штифтом в центре. Обозначается он Torx TR. Такой инструмент используется при замене, например, измерительного элемента ДМРВ «Бош» на многих автомобилях.290 За рулем 09/2008 РЕМОНТ И СЕРВИС | ИНСТРУМЕНТАВТОМОБИЛЬНЫЙ КРЕПЕЖ: наиболее распространенные профилиПрофиль Присоединительный размер Квадрат 1/4 дюйма Квадрат 3/8 дюйма Квадрат 1/2 дюйма Наружный шестигранник Квадрат 3/4 дюйма Квадрат 1 дюйм Шестигранник 4 мм (под отвертку) Квадрат 1/4 дюйма Квадрат 3/8 дюйма Шлиц Квадрат 1/2 дюйма Шестигранник 4 мм (под отвертку) Квадрат 1/4 дюйма Крест (PHILLIPS) Квадрат 3/8 дюйма Квадрат 1/2 дюйма Шестигранник 4 мм (под отвертку) Квадрат 1/4 дюйма Квадрат 3/8 дюйма POZIDRIV – SUPADRIV Квадрат 1/2 дюйма Шестигранник 4 мм (под отвертку) Квадрат 1/4 дюйма Квадрат 3/8 дюйма Внутренний шестигранник Квадрат 1/2 дюйма Квадрат 3/4 дюйма Квадрат 1 дюйм Шестигранник 4 мм (под отвертку) Квадрат 1/4 дюйма Квадрат 3/8 дюйма TORX (TORX TR) – со штифтом Квадрат 1/2 дюйма Квадрат 3/4 дюйма Шестигранник 4 мм (под отвертку) Пятиконечная звезда со штифтом в центре Квадрат 1/4 дюйма Квадрат 3/8 дюйма Квадрат 1/4 дюйма TORX наружный Квадрат 3/8 дюйма Квадрат 1/2 дюйма Квадрат 3/8 дюйма XZN Квадрат 1/2 дюйма Квадрат 3/4 дюйма RIBE-CV Квадрат 1/2 дюйма Размеры 3; 3,2; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; далее через 1 мм до 14 мм (15, 16 – только Snap-on) От 6 до 24 мм (шаг через 1 мм до 24) От 8 до 36 мм (шаг через 1 мм) От 19 мм до 36 (шаг через 1 мм), далее 41; 46; 50; 55; 60 36; 41; 46; 50; 55; 60; 65; 70; 75; 80 1,5; 2; 3; 3,2; 4; 4,5; 5; 5,5 0,6х3,5; 0,8х4; 1х5,5; 1,2х6,5; 1,2х8; 1,6х10 1х5,5; 1,2х6,5; 1,2х8; 1,6х9; 1,6х10 1х5,5; 1,2х6,5; 1,2х8; 1,6х9; 2х12 0,25х1,5; 0,4х2; 0,5х3; 0,6х3,5; 0,4х2,5; 0,8х4 PH1; PH2; PH3; PH4 PH1; PH2; PH3; PH4 PH1; PH2; PH3; PH4 PH000; PH00; PH0; PH1 PZ1; PZ2 PZ1; PZ2; PZ3; PZ4 PZ1; PZ2; PZ3; PZ4 PZ0; PZ1 2,5; 3; 4; 5; 6; 8 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10 4; 5 мм; далее до 14 мм (шаг через 1 мм); 17; 19 14; 17; 19; 22 14; 17; 19; 22; 24; 27 1,3; 1,5; 2; 2,5; 3; 4 T8; Т9; Т10; Т15; Т20; Т25; Т27; Т30; Т40 Т9; Т10; Т15; Т20; Т25; Т27; Т30; Т40; Т45; Т50 Т20; Т25; Т27; Т30; Т40; Т45; Т50; Т55; Т60; Т70 Т60; Т70; Т80; Т90; Т100 T6; Т7; Т9; Т10; Т15; Т20 PT10; РТ15; РТ20; РТ25; РТ27; РТ30 PT40; РТ45; РТ50 Е4; Е5; Е6; Е7; Е8; Е10; Е11 Е4; Е5; Е6; Е7; Е8; Е10; Е11; Е12; Е14; Е16 Е10; Е11; Е12; Е14; Е16; Е18; Е20; Е24 М4; М5; М6; М8; М10 М5; М6; М8; М10; М12; М14; М16 М14; М16; М18 М5; М6; М7; М8; М9; М10; М12; М13; М14; М16 Большинство рассмотренных профилей широко используются на многих автомобилях, но есть такой, который встречается крайне редко – RIBE-CV, в основном на «фиатах» и «альфа-ромео». Обозначаются они – внимание! – так же как XZN. Ассортимент головок – от М5 до М16. Для крепления головки блока на двигателях VW используется профиль Polydrive. По форме он близок к «торкс» – по неопытности можно перепутать. Не так давно производители автокомпонентов предложили профиль, похожий на «торкс», но с пятью «гранями» и со штифтом в центре. В маркировке первые две буквы РТ. Размеры пока от РТ10 до РТ50. В ближайшее время ассортимент, скорее всего, будет расширяться. Профиль также используют в прецизионном оборудовании, например, датчиках массивного расхода воздуха – вместо уже «освоенных» умельцами «торксов» со штифтом. Помимо внутреннего профиля Torx есть аналогичный наружный. Его маркировка начинается с буквы Е, размеры от Е4 до Е24. Есть и нестандартные варианты, например Е11. Этот стандарт можно встретить в креплении опоры силового агрегата на «Калине».292 За рулем 09/2008