БЕЗОПАСНОСТЬЛичНОЕ мНЕНиЕББить тарелки – не поможет...10 июня этого года, белым днем, студент Александр Лаврушин переходил в Москве проспект Вернадского. Видимо, не вовремя и не в том месте: помешал чем-то водителю «Мерседеса», который выскочил из машины и избил пешехода. Студент в тот же день скончался. Как подобное может проиcходить, попытался разобраться Максим Приходько.есчеловечность и дикость. Такой вывод можно сделать, посмотрев на то, как иные наши соотечественники расправляются друг с другом – просто так, без видимых для нормальных людей причин. Толковый словарь Ожегова трактует слово «самосуд» как «самочинная расправа без ведома властей, суда». Именно с ней мы все чаще встречаемся ныне и на дороге: водители против пешеходов, водители против водителей, пешеходы против водителей. Вроде бы жить стали получше, рубль укрепляется и прочее, однако за всем этим все заметнее то, что еще недавно называли «звериный оскал капитализма». Впрочем, дело не в том, как назвать истоки такой бесчеловечности, а в ее последствиях. «Показательной» выглядела неделя – с 10 по 16 июля нынешнего года. В начале ее, как уже было сказано, в Москве водитель на переходе избил до смерти пешехода, а в конце в Твери пешеход «расквитался» с водителем иномарки. Знакомишься с деталями происшедшего и понимаешь, как это чудовищно. Студент первого курса педагогического университета шел через дорогу на зеленый сигнал светофора и уже делал последние шаги до тротуара, когда взревел двигатель «Мерседеса». Оказалось, его водитель намеревался «стартануть» первым и упустил эту возможность – помешал пешеход. Мужчина в бешенстве выскочил из-за руля, подбежал к Лаврушину и ударил его по голове так, что тот уже не поднялся. После этого, как ни в чем не бывало, сел за руль и уехал с места убийства. Знаете, что, на мой взгляд, самое страшное в этой истории? Убийца и не думал скрываться; ездил по городу по своим делам, пока часа через два его не «взяли»! В милиции пожалел, что несчастный студент умер (еще бы – ему теперь сидеть…), но это от того, что тот здоровьем был слаб. А он-то просто удар не рассчитал… Второй случай под стать первому. Пенсионеру показалось, что человек за рулем иномарки слишком быстро ехал и не хотел его пропустить на «зебре». Свое недовольство он высказал обидными и не вполне цензурными словами. Водитель остановился – решил вступить с пешеходом в словесную дуэль. Не получилось: пенсионер вынул нож и ударил обидчика. Насмерть.Случаев, когда вроде бы совершенно адекватные люди за доли секунд теряют на дороге человеческий облик, в нашей новейшей истории хватает. В пробке один выстрелил в другого – дескать, тот «тупил»; водитель мощного вседорожника обстрелял карету «скорой помощи» – она загородила ему любимую парковку; на бензоколонке два гражданина не поделили заправочный пистолет, и дело закончилось опять же стрельбой… Вести с улиц и трасс начинают напоминать фронтовые сводки! У людей всегда найдется повод по разным причинам быть недовольным чьим-то поведением. Так что же, всем хвататься за ножи и пистолеты? Правда, у меня такое чувство, что сейчас причину даже не ищут. Достаточно мимолетной искры, чтобы фраза «автомобиль – источник повышенной опасности» приобрела двоякий смысл. Что же делать? Начну, пожалуй, с себя. Проведу тренинг, и пока стою в пробке, буду монотонно про себя повторять прописные истины нормального водителя. Я всегда уступлю первым, не дам гневу заполнить разум и душу. Посчитаю до десяти, прежде чем что-то предпринять. Улыбнусь, наконец – возможно, улыбка сохранит мне жизнь, а потенциального автообидчика убережет от тюрьмы. За ветровым стеклом моего автомобиля – не враги, друзья, люди. Постараюсь снять усталость и раздражительность до того, как сесть за руль. Один психолог советовал бить тарелки и ломать карандаши до той поры, пока злость не уйдет. Прием простой, но кто у нас слушает советы психологов? Да и где напасешься тарелок? За себя я спокоен, а вот за других… Поэтому убежден: к борьбе с дальнейшим озверением должна подключиться власть. Но не одним только ужесточением законов, а созиданием. Имею в виду скорейшее строительство дорог, пропускная способность которых сегодня близка к нулю и служит почвой для возникновения конфликтов. В тесноте, да не в обиде – это не про нас и не для нас. Еще 110 лет назад русский писатель Александр СуховоКобылин заметил: «Дикость страны и выражается отсутствием дорог». Сегодняшнее одичание гораздо страшнее, но бороться с ним надо всем миром, иначе список жертв будет пополняться.304 За рулем 10/2008