342
343
344
346
348
ГРУЗОВИКИMANКурсом ЕвроСедельный тягач МАН-TGX стал «Грузовиком года-2008», автобус «Неоплан-Ситилайнер» в 2007 году получил международную премию дизайна Red Dot. Техническую сторону этих достижений изучил Анатолий Фомин. Фото автора и МАН.2008 год  богат на памятные даты – 250  лет компании МАН и 150  лет Рудольфу Дизелю.  Конечно, 250  лет назад об автомобилях и не мечтали, но чугун уже плавили. Почти сто лет прошло, прежде чем продукцией фирмы стали печатные станки. А в  1897 году именно на заводе МАН в  Аугсбурге Рудольф Дизель построил первый двигатель, впоследствии названный его именем. С тех пор дизель и МАН нераздельны, в  1924 году их окончательно связал  первый дизельный грузовик «МАН-Заурер».ВРЕМЯ ЛИТЬ МОЧЕВИНУ Экологические нормативы в Европе подвергают ревизии раз в пять лет. Начиная с Евро I 1992 года, стандарты  все строже. Каждому поколению нормативов достается свой «ударный» показатель. Первое поколение боролось с СО, второе с выбросами твердых частиц, третье нанесло удар сразу по двум направлениям: окислам азота и углеводородам. Четвертое вновь занялось твердыми частицами и окислами азота. В пятом основной удар пришелся опять-таки на окис342 За рулем 10/2008лы азота, выбросы которых нужно снизить как минимум вдвое. Экология – штука хорошая, но обходится дорого. До недавнего времени удавалось обходиться относительно незначительными затратами, но каждое следующее поколение стандартов все накладней. Реагент AdВlue (32,5-процентный водный раствор мочевины) применяется при технологии SCR  (селективная каталитическая нейтрализация) отработанных газов. Сегодня это самый эффективный метод нейтрализации окислов азота в  выхлопе. Расход реагента 3–6% от объема топлива. Но помимо налаженной схемы доставки реагента (в  Европе более 7300 розничных точек по продаже AdBlue), требуется тщательный контроль его использования и качества, поскольку состав разлагается при длительном хранении при температуре выше +25 °C. Кстати, в России цена AdBlue сегодня около 50 рублей за литр  – вдвое выше европейской. Эксплуатация двигателя с системой SCR без AdBlue приводит к сильному росту расхода топлива и может повредить ней-трализатор. Европейские дальнобойщики от этого не в  восторге, но деваться вроде бы некуда. МАН предлагает двигатели D08 CR, D20 CR, D26 CR, удовлетворяющие требованиям Eвро V без SCR. Чистоты выхлопа достигают за счет впрыска под давлением 180  МПа, увеличенной рециркуляции отработанных газов и  двойного турбонаддува. Двухступенчатая система позволяет создавать давление, в  4 раза превышающее атмосферное. Ступень высокого давления обеспечивает рост давления при малой нагрузке и малых оборотах, облегчая трогание с места. Ступень низкого давления востребована при больших нагрузках и высоких оборотах, способствуя повышению эффективности сгорания и экономичности. Но самое интересное  – внутри системы охлаждения. Часть  жидкости выводят из нее в  дополнительный радиатор сбоку автомобиля. Там она охлаждается до температуры, всего на несколько градусов выше окружающей, и в  дальнейшем используется для охлаждения наддувного воздуха после обоих турбо- MAN TGX (тягачи) и MAN TGS (строительные шасси) основательно модернизированы – с новыми двигателями они  выполнят нормы Euro V без добавк AdBlue. А еще провели фейслифтинг кабины. Когда за рулем водитель-испытатель со стажем 32 года, будьте уверены: никакие инженерные новинки не подмочат репутацию фирмы.компрессоров. При такой схеме стали ненужными огромные теплообменники «воздух-воздух», обычно используемые для охлаждения воздуха после наддува – жидкость делает это гораздо эффективнее. Освободившееся от внушительных воздушных патрубков место пригодится для размещения увеличенного радиатора. С окислительным нейтрализатором такие моторы укладываются в  Евро  V  без помощи AdBlue. Даже для более жесткого стандарта EEV  – он примерно на 30% строже  –  большинству моторов достаточно простого металлокерамического фильтра PM-KAT (требует очистки каждые 80  тыс. км). Для городских автобусов дополнительно используют сажевые фильтры.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | MAN СКОЛЬКО? Сколько сил нужно магистральному грузовику? Не спрашивайте дальнобойщиков – им все мало. Поэтому, вместо того чтобы сесть за руль самому, я  попросил испытателя продемонстрировать возможности самого мощного тягача MAN с 680-сильным мотором, наблюдая за его работой и записывая показатели. На весьма холмистом длинном тестовом маршруте желтый TGX  18.680 показал расход 45  л/100 км. Впрочем, немалая часть топлива ушла на демонстрацию динамики 40-тонного автопоезда. С легковым автомобилем, конечно, сравнивать нельзя, но в  ограничитель 89 км/ч машина «упирается» очень быстро. При плавном педалировании на свободной дороге супертягач может укладываться в 35 л/100 км. На скорости 85  км/ч на высшей переСамосвал MAN TGS 26.480  6х4 оснащен мощным двигателем D 2678 LF05, выполняющим Евро IV только за счет рециркуляции выхлопных газов. Полная масса 28 т. Задняя подвеска – пневматическая. Автоматизированная коробка передач ZF Tipmatic 12 AS 2330 OD. «Грузовик года-2008» MAN TGX. Самая мощная версия TGX 18.680 4x2 BLS – флагман модельного ряда с 8-цилиндровым дизелем мощностью 680 л.с. Выполняет нормы Евро Vс использованием Adblue. Самый мощный серийный тягач в Европе. Туристический автобус «НеопланСитилайнер L» длиной 14 м предлагает до 63 «трехзвездных» посадочных мест и 11,4 м3 багажных отсеков. Двигатель MAN D2676 LOH, EEV мощностью 440 л.с.даче восьмицилиндровый дизель делает всего 1183 об/мин. А 3000 Н.м крутящего момента впечатлят любого, кто увидит штурм затяжного подъема на высшей, 12-й передаче без потери скорости. Так сколько же оптимально? Ответ специалистов  – образец немецкой точности: 440 л.с. для равнинных и 480 для горных маршрутов. Поскольку перевалов в  радиусе 200  км нет, для самостоятельного вояжа взял тягач попроще: TGX 18.440 с системой отключения воздушного компрессора LUKA. Десяток километров по автобану, разворот на сложной развязке и обратно в промзону у завода. Результату порадовался – 21,0 л/100 км. Вот что значит «маленький» дизель D2066 в  сочетании с главной парой 2,85! За передачи отвечает автоматизированная коробка TipMatic344 За рулем 10/2008 ГРУЗОВИКИ | MANZF 12 AS 2331, так что ошибок водителя не было, все замедления удалось выполнить, не касаясь педали тормоза – встроенный в  трансмиссию интардер вполне справляется со служебным торможением. Скорость на автобане – максимальные 89 км/ч,  никаких трюков… Хотя, пожалуй, трюк был – мотор Евро  IV. Он экономичнее, чем «пятый». Увы,  требования к  снижению выбросов окислов азота требуют увеличения рециркуляции газов  — за счет снижения термического КПД дизеля.Так, может быть, выгоднее все-таки моторы SCR, где излишек окислов азота нейтрализуется с помощью мочевины? Ответ специалистов: «Они экономичнее, но в эксплуатации дороже!»ЛАЙНЕР ПОДАН! Конечно, самый знаменитый нынешний «Неоплан»  — это «Старлайнер» с умопомрачительным дизайном, впервые показанный в 2004 году. Неудивительно, что он стал «Автобусом года»! Теперь к  общему стилистическому знаменателю приведены все «неопланы», но внешние отличия по-прежнему достаточны, чтобы не спутать семейства. «Ситилайнер» не так эффектен, как его старший брат. Автобус, дебютировавший в  2006-м, относится 346 За рулем 10/2008Седельный тягач MAN TGX 18.440 – типичный европеец. Двигателем D2066 LF36 Euro IV, мощность 324 кВт/440 л.с., автоматизированная коробка передач ZF Tipmatic. Мотор оснащен системой LUKA, отключающей привод компрессора тормозной системы, когда он не нужен. Экономия топлива примерно 0,5 л/100 км. Особо экологичный вариант среднетоннажного грузовика MAN TGL 12.220 с пониженной погрузочной высотой и 17,5-дюймовыми колесами. Выхлоп соответствует EEV (показатели на 30% ниже, чем по стандарту Euro V). Полная масса 12 т, задняя пневмоподвеска. ГРУЗОВИКИ | MANДвухэтажный автобус «НеопланЦентролайнер DD» длиной 13,7 ми высотой 4,56 м предназначен для Эмирата Дубай. Для старушки Европы он слишком высок. Сверхмощная климатическая установка с отдельным двигателем мощностью 50 кВт навевает прохладу даже при 55-градусной жаре. Двигатель D2066 (10,5 л) «вытягивает» нормы Euro V без применения AdBlue. Правда, в таком варианте максимальная мощность составит только 400 л.с. А вот 440-сильная версия без водного раствора мочевины не обойдется.к  классу полутораэтажных с высотой 3,7 м, и может быть 12-, 13- и 14-метровым. В этом году представят самый длинный вариант с двигателем, выполняющим нормы EEV. Для городских маршрутов предназначается автобус «МАН – Лайонс Сити Хайбрид» с гибридной силовой установкой из 240-сильного дизеля, 150  кВт генератора, двух электромоторов по 75 кВт и батареи конденсаторов из 12  модулей, способных накопить 0,4 кВт.ч электроэнергии. Все вместе это экономит 30% топлива и соответствующее количество выбросов СО2. Доплата за «гибридность» – 70 тысяч евро, начало серийного производства – 2010 год.БЕЗОПАСНОСТЬ СТОИТ ДЕНЕГ Аварии с участием грузовиков в  Европе редки, но ущерб большой. 40  тонн и 90  км/ч –  энергетический эквивалент легкового автомобиля на скорости 330 км/ч! Недаром основное внимание уделяют контролю дистанции. Для любого грузовика и автобуса МАН или «Неоплан» можно заказать АСС (адапЭтот МАН был на выставке 1925 г. в Берлине. Уже в то время грузовики МАН оснащали дизелем с непосредственным впрыском топлива и интегрированным силовым агрегатом: двигатель, сцепление и коробка передач  в общем корпусе.тивный круиз-контроль). Устройство заметно снижает утомляемость водителя при езде в  колонне  – соответственно, аварийность падает на 71%. В дополнение устройство LGS  (контроль движения по полосе) следит за автомобилем и предупреждает водителя об отклонении. В 2009 году  функции будут расширены  – система сможет обнаружить велосипедистов и пешеходовв  «мертвой» зоне. Кроме того, все грузовики МАН в  базовой комплектации оснащены ESP  с функцией предупреждения опрокидывания. Полезные устройства пригодятся и на наших дорогах – продажи грузовиков МАН выросли в прошлом году втрое, а только в  1-м квартале 2008-го продали столько машин, сколько за весь 2006-й.348 За рулем 10/2008