ЭКОНОМИКАНОВАЯ ТЕНДЕНЦИЯСтоличная штучкаМэрия Москвы начинает эксперимент, цель которого – подвигнуть горожан к покупке более компактных и экономичных машин. С 1 октября 2008 года каждый житель столицы, который купит и поставит на учет малолитражку, получит бонус в виде топливной карты на 24 тысячи рублей. О новой московской инициативе – Игорь Моржаретто.Бесплатный бензин на 24 тысячи рублей – это, конечно, здорово. По нынешним ценам получается 1000 литров – по подсчетам экспертов, примерно столько сжигает среднестатистический столичный водитель малолитражки за год. Остается только порадоваться за москвичей, которым город делает щедрый денежный подарок.Надо сказать, что в последние годы столичная мэрия целенаправленно ведет работу по поощрению тех, кто покупает небольшие автомобили. Скажем, владельцы авто мощностью до 70 л.с. не платят вовсе транспортный налог. Какой еще регион в стране позволит себе такое? В городе ежегодно проходят фестивали миниавтомобилей – с парадами, шествиями ифейерверками, подогревая интерес москвичей к такой покупке. Видимо, не без успеха. Учитывая, что в последние годы жители российских мегаполисов все чаще приобретают именно небольшие автомобили, столичные власти чутко уловили тенденцию. Их интерес – улучшать экологическую обстановку в городе. Кроме того, маленькие автомобили требуют меньше места для парковки. По аналитическим расчетам, примерно 40% всех продаж иномарок размерного класса А приходится на столичный регион. Самый популярный в классе – «Дэу-Матиз»: за первое полугодие 2007 года в России продано 18 тысяч малышек, а за 6 месяцев нынешнего – почти 27 тысяч. Из них на долю Москвы пришлось почти 11 тысяч – здорово! Но если учесть, что парк города и области за год прирастает на 400–450 тыс. новых автомобилей, то доля «Матиза» выглядит мизерной. А ведь он – основной игрок в этом классе! Есть и другие модели, которые укладываются в жесткие рамки московского постановления. «Малолитражный автомобиль» – термин не столько технический, сколько потребительский, и каждая страна (регион, город) вправе его конкретизировать. Московское прави-330 За рулем 10/2008 тельство отнесло к малолитражным машины с рабочим объемом двигателя не более 1300 см3, снаряженной массой не более 1000 кг, длиной не более 4 м. Моделей с такими параметрами набирается не слишком много: например, «Ока», но выпуск ее ничтожен. Среди импортных автомобилей – «Дэу-Матиз», «ШевролеСпарк», «КИА-Пиканто», «Пежо-107», «ФИАТ-Панда», маломощные комплектации «Ниссана-Микра», а также некоторые китайские машины. Очевидно, что основные выплаты пойдут будущим владельцам «матизов». «КИА-Пиканто», «Шевроле-Спарк» и «Чери-QQ» пользуются гораздо меньшим спросом, не очень востребованы и бюджетные варианты хэтчбеков класса В («Хёндай-Гетц», «Шевроле-Авео», «Опель-Корса») – покупатели обычно заказывают более дорогие версии. Поэтому, думаю, бензиновым подарком от Лужкова за два осенних месяца смогут воспользоваться пять-шесть тысяч москвичей. А все потому, что маленькие автомобили здесь покупают не за то, что они экономичные или компактные – это аргументы для французов или голландцев. У нас решающим доводом при покупке машины пока остается цена. «Матиз» продается за 220 тыс. рублей – самая низкая цена иномарки. Но очень уж она маленькая, эта машинка… За те же деньги можно купить новую «Самару» – полноценный седан (или хэтчбек) с багажником… Маленький автомобиль хорошв качестве второй или третьей машины в семье, когда уже есть авто для выезда большой компанией на природу. Но в России пока даже показателя «одна семья – одна машина» не достигли. Большинство мечтает иметь хотя бы один универсальный автомобиль, на котором ив пир, и в мир: и с дачи вывезти урожай, и перевезти стиральную машину, и на работу, и в магазин… Увы, микролитражка на роль универсального авто подходит плохо. Поэтому хоть спрос на подобные машины у нас растет потихоньку, но бум их продаж – далеко впереди. При всех «но» – спасибо столичному правительству за подарок! Пока, правда, не очень понятно, кто и где будет выдавать карты (говорят, при постановке на учет в ГАИ). Определяется, на каких конкретно АЗС можно будет отовариться (их список еще не известен). Не исключено, что в случае успеха такую форму поощрения сделают постоянной, но утверждать это не рискну. Сначала пусть посчитают, сколько нашлось счастливчиков, во что обошелся городской казне эксперимент, какой от него эффект. Предположительно, за два месяца городская казна потратит на «стимулирование» порядка 15 млн. рублей. Лично мне кажется, что в городе есть и другие проблемы, которые надо решать незамедлительно. Главная из них – катастрофическая нехватка парковок. Причем как для больших автомобилей, так и для маленьких…Счастливые покупатели таких автомобилей с1 октября по 31 ноября получат по 1000 литров бесплатного бензина.На правах рекламы