ГРУЗОВИКИDONGFENGПервый в Китае, третий в миреНа дорогах и стройплощадках России грузовики из Китая встречаются все чаще. Из двух десятков производителей фирма «Донгфенг», выпустившая в прошлом году более 300 тысяч коммерческих автомобилей, — на первом месте. С заводами и машинами знакомился Анатолий Фомин. Фото автора.СПЕЦИФИКА РОСТА Основной козырь китайских грузовиков – цена. Даже с учетом внушительных таможенных платежей трехосный самосвал из Китая примерно вдвое дешевле подобного из Европы. Его стоимость можно сравнивать лишь с 6–7-летними европейскими машинами. Сравнительно позднее появление у нас китайских грузовиков объясняется просто: до последнего времени не был удовлетворен спрос на внутреннем рынке КНР. Ныне в России продукция «Донгфенг» представлена в основном самосвалами. Из 1250 автомобилей, проданных в 2007 году, абсолютное большинство – трехосные. Высокий спрос на эти недорогие машины объясняется, в частности, тем, что при жестоком перегрузе (а он сегодня практически норма на стройках) не выдерживает и самая именитая техника. Что при ближайшем рассмотрении представляют собой грузовики этой китайской фирмы? В провинции Хубей, совершенно не избалованной вниманиемСедельный тягач DFL-4251 с колесной формулой 6х4 отличается не только максимальной кабиной с аэродинамическими щитками, но и самым мощным пока 420-сильным двигателем «Рено-dCi11». Руль справа – для экспорта в Южную Африку.туристов, расположен не только сборочный завод грузовых автомобилей «Донгфенг», но и завод кабин, рам и совместное предприятие «Донгфенг-Камминс», поставляющее два семейства дизельных двигателей. До 2007 года все китайские грузовики предлагали только с моторами Ев-ро II – максимальным экологическим стандартом, достичь которого можно без электронного управления впрыском топлива. Теперь эпоха «простых и надежных» дизелей закончилась. Двигатели, способные работать при полном отказе всей электрики, вымирают как динозавры. С нынешнего года ввоз в Рос-352 За рулем 10/2008 Среднетоннажный (полная масса 12 тонн) «Донгфенг DFL-1120» оснащен 4-цилиндровым дизелем «Донгфенг-Камминс ISDe 180–40» рабочим объемом 4,5 л, мощностью 180 л.с./132 кВт, соответствующим нормам Евро III. На фото автомобиль с колесной базой 5,6 ми изотермическим фургоном на 7,5 тонны.Отделка и материалы рабочего места водителя вполне на уровне, но компоновка, несмотря на высокий потолок, не позволяет свободно перейти на водительское место. Один из первых капотных грузовиков «Донгфенг» все еще производят. Спрос на незамысловатую машину образца 1975 года грузоподъемностью 5 тонн у сельских жителей поддерживает цена (около 10 тыс. долл.) и экономичный дизель 140 л.с. (105 кВт).На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | DONGFENGДвойная, а местами и «трехслойная» рама на тяжелых четырехосных строительных шасси не самое изящное и легкое решение, но с учетом российских дорог и постоянного перегруза имеет право на жизнь. Этот неизвестный в Европе вариант компоновки 6х2 с двумя управляемыми передними осями очень популярен в Китае. Однако секрет его популярности выяснить не удалось. Классический седельный тягач «Донгфенг DFL-4181 4х2» может быть как с высокой, так ис низкой кабиной. Самый распространенный двигатель – 9-литровый 6-цилиндровый «Донгфенг-Камминс ISLe», мощностью от 290 до 375 л.с. (213–275 кВт). Шасси под бортовой грузовик или платформу с максимальной базой очень популярны в Китае. «Донгфенг DFL-1251» длиной 11,5 м, из которых 9,3 м платформа. Колесная база 5650+1300 мм. Полная масса 25 тонн, грузоподъемность обычно 13 тонн. Допустимая масса автопоезда до 39 тонн. «ДонгфенгКамминс ISLe», мощностью от 290 до 375 л.с. (213–275 кВт).сию автомобилей, не соответствующих Евро III, запрещен. Моторы Евро III производства «DF-Камминс» располагают системой питания с электронным управлением впрыском («коммон рейл»). Стандартов Евро IV на «Донгфенг-Камминс» добиваются с помощью нейтрализатора SCR свпрыском водного раствора мочевины AdBlue, радикально снижающего выбросы окислов азота. Европа может спать спокойно, закрывшись новыми Евро V. Этот уровень пока «ДонгфенгуКамминс» не по зубам. В Китае нормы, соответствующие Евро III, вводят только с 2009 года, так что формально производители еще могут делать «старые» моторы. Главное отличие новых – иные топливный насос, рампа с форсунками и электронный блок управления. Основных семейств моторов «DF-Камминс» два. Малое ISDe – рядные 4- и 6-цилиндровые двигатели ра354 За рулем 10/2008 ГРУЗОВИКИ | DONGFENGбочим объемом 4,5 и 6,7 л. Диапазон мощностей четырехцилиндровых 140–190 л.с. (103–140 кВт), шестицилиндровых 211–300 л.с. (155–221 кВт). Это двигатели для среднетоннажных автомобилей. Большие ISLe – только 6-цилиндровые, рабочим объемом 8,9 л, мощностью 290–375 л.с. (213–275 кВт). Впрочем, даже это маловато для серьезных тягачей. Новое семейство ISZ рабочим объемом 13 л появится в конце года. Эти 6-цилиндровые моторы не назовешь миниатюрными – ход поршня 163 мм. При массе в 1120 кг двигатели развивают 425–525 л.с. (312–386 кВт) и крутящий момент до 2500 Н.м. Двигатели «Донгфенг-Камминс» окрашивают в разные цвета: Евро II – в песочный, Евро III – в черный, Евро IV – в красный…КОМПОНОВКИ И ПАРКИ В правом ряду европейских магистралей катят похожие друг на друга как близнецы короткие двухосные тягачи с трехосными полуприцепами. Такую компоновку задают законодатели и экономика. У автопоезда снаряженной массой меньше 15 тонн на груз остается как минимум 25 тонн. С точки зрения эффективности и расхода топлива «еврофура» вне конкуренции, но если говорить об устойчивости на неровных и скользких дорогах – отнюдь нет. В Китае популярнее бортовые грузовики с колесной формулой 6х4 и кабиной над двигателем. С почти десятиметровой грузовой платформой они вдвое уступают фуре по объему и грузоподъемности. Местные водители проблему решают по-своему: объемный груз про356 За рулем 10/2008сто стягивают самозатяжными ремнями. Откровенный перегруз встречается редко: видимо, китайские водители машины берегут. Редки и автопоезда с прицепами – у большинства старых машин моторы всего 180–260 л.с. По статистике генерального дилера компании «Интекра», у нас наиболее востребованы самосвалы «Донгфенг DFL-3251» – конструктивно достаточно простые с комфортной кабиной и незамысловатыми агрегатами. Ведущие мосты с колесными редукторами выдерживают 13-тонную нагрузку; восьми- или десятилистовые рессоры, двойная рама с лонжеронами 300 мм и толщиной 8 мм в наиболее нагруженных местах усилена дополнительными косынками. Для работы в тяжелых условиях автомобиль вооружен блокировкой межосевого и межколесных дифференциалов. Коробка передач – 9-ступенчатая, несинхронизированная, изготовлена по лицензии Eaton-Fuller. Ломаться в ней почти нечему, но от водителя требуется известный опыт. Самые большие претензии были к оригинальному самосвальному кузову – он слишком велик (16 м3), и перегруз при работе с тяжелым грунтом порой был двукратным! Теперь машины оснащают кузовами 13 м3 с передним расположением подъемника, что позволило снизить центр тяжести и избежать перегруза. На тягачи «Донгфенг» россияне пока не обратили внимания. Они оснащены теми же двигателями, но синхронизированной 12-ступенчатой коробкой передач, а также высокой кабиной, одноступенчатыми мостами и более низкой рамой. Возможна комплектация иБортовому «Донгфенг EQ-1208» немало лет и километров. Грузы в Китае принято перевозить на бортовых грузовиках без тентов, упаковке подлежит лишь то, что может размокнуть от дождя или потерять товарный вид. Бутылкам из-под «минералки» это не грозит! «Донгфенг-Камминс ISLe» с системой впрыска «коммон рейл» с нейтрализацией выхлопа SCR уже сегодня соответствует нормативам Евро IV. Двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр отличают низкий уровень шума и экономичность, но для рабочего объема почти в9л не слишком форсирован. Самый мощный на сегодня вариант выдает 375 л.с.(275 кВт) при 2100 об/мин и 1550 Н.м при 1100–1400 об/мин.пневмоподвеской, но высота седла все равно будет большой – 1365 мм. С учетом скорого пополнения двигательного семейства у «Донгфенга» неплохая гамма моделей. Едва ли они потеснят европейские марки в западной части России, но для Сибири и Урала, вероятно, весьма интересная альтернатива. Сегодня китайский концерн занимает третье место в мире по производству грузовиков полной массой свыше шести тонн.