КУРЬЕРКАКОФОНИЯВыключи музыку, блин!Если на светофоре рядом с вами притормозила машина — вся в конвульсиях от грохота динамиков и сабвуферов — держитесь подальше. Ждать от ее водителя адекватной реакции на дорожную обстановку не стоит, убежден Михаил Пряжкин. Рисунок: Ольга Громова.Недавно прочитал, как в Московский зоопарк завезли черных гиббонов. Вскоре выяснилось: в пять утра они начинают петь песни, да так громко и немелодично, что несколько месяцев от жителей соседних домов посыпались угрозы: не утихомирите своих обезьян – отравим! Пришлось… но об этом – потом. Лично меня куда больше беспокоят гиббоны по другую сторону решетки вольера. Куда спрятаться от тех, кто заполонил наши дороги «дискотеками наколесах», утыканными многокиловаттными громкоорателями? То, что сидит там за рулем, само дергается как диффузор сабвуфера – какие могут быть разговоры про всякие там реакции и оценки дорожной обстановки. А если оно еще и окно откроет? Это, помимо прочего, мгновенно снижает число спокойных и уравновешенных водителей, коих и без того становится все меньше. Укрыться от этой низкочастотной напасти невозможно – как от цунами. Ни на улице, ни во дворе, ни в зоне отдыха.Иногда, конечно, смешно. Подъезжает к светофору какая-нибудь развалюха с надписью типа StreetRacing и уже не орет, а дико дребезжит – то ли присобаченным к багажнику спойлером, то ли самоварной трубой вместо глушака. Похоже на трещотки из проволоки, которые детишки когда-то привязывали возле велосипедных спиц… Но смеяться не хочется. Скорее плакать – вот вам наша культура… Мне, лично, кажется, что тяга к громкой музыке – это диагноз. И ес-138 За рулем 10/2008 ли ты гуляешь во дворе с ребенком и сзади вдруг доносится оглушительный грохот, то раздумывать тебе некогда: хватай дите и прыгай в сторону! Потому что в следующую секунду эта машина точно «двинет по газам». Или кто-то скажет, что такие уроды попадаются только мне? Впрочем, есть и научные факты, придуманные не мной. Известно, что под громкую музыку на выполнение физических и умственных упражнений уходит примерно на 20% больше времени. А вероятность проезда на запрещающий сигнал светофора при этом… удваивается! Кроме того, как говорят умные эксперты «не из нашего района», вероятность аварии повышается, если водитель слушает не спокойную, а агрессивную, ритмичную музыку. При этом неважно, что именно он слушает: оперу, классику или самый современный рэйв. Все дело – в ударах в минуту! Вот почему в список композиций, не рекомендуемых к прослушиванию за рулем, попал… Вагнер с его «Полетом валькирий»! Подобная музыка, по словам спецов, негативно влияет на манеру вождения, вследствие чего водитель, сам того не осознавая, создает множество опасных ситуаций. Кстати, есть и другой аспект проблемы. Многие, наверняка, видели в Интернете «видеострашилки» с авариями в известном московском тоннеле. Но немногие слышали, что одной из причин этих происшествий было и остается… радио! Сигнал в тоннеле пропадает, а грохот помех заставляет водителя отвлекаться на знакомство с собственной магнитолой. И если спереди в этот момент кто-то тормозит, а сзади, напротив, несутся на всех парах те, кто тоже смотрит не на дорогу, а на дисплей ресивера, – жди беды. Утихомирить гиббонов может закон. Но это – нечто абстрактное: скажем, что такое «Закон о тишине» и в какой точке нашего пространства его соблюдать? Чем громкая музыка отличается от очень громкой, кто это должен оценивать? Водосточную трубу на месте глушителя еще можно отловить при техосмотре, а что делать с «крутым музоном»? Говорят, есть такие соревнования по автозвуку – то ли на мощность, то ли на давление – не знаю. Нужно напихать в салон самой мощной аппаратуры, потом судья устанавливает внутрь датчик, а участники, включив «музы-ку», ложатся снаружи на кузов, не давая сумасшедшему давлению вышибить стекла и, вообще, разорвать кузов на куски! Кайфа не вижу, но и против ничего не имею: это – соревнования! Для ограниченного круга людей ив специально отведенном месте. Но когда это вырывается наружу… Конечно, можно вспомнить про чужой опыт. Скажем, в Нью-Йорке особо не пошумишь: для каждого района города установлен шумовой предел, за превышение легко можно схлопотать пятизначный штраф. Сигнализации, магнитолы и даже слишком шумные кондишены – все учитывается. Музыка возле пабов и тому подобных заведений не должна быть слышна на расстоянии более пяти метров от открытой двери. А в Штутгарте аналогичный штраф могут выписать за слишком шумную газонокосилку! Что до англичан, то полиция Бирмингема вправе конфисковать (!) транспортные средства, владельцы которых слушают за рулем музыку на повышенной громкости. Основания? «Неаккуратное и бездумное управление машиной доставляет беспокойство другим участникам движения!» Вопросы есть? Между прочим, положительные примеры найдешь иу нас. Водителей городского автотранспорта в Грозном (!) распоряжением главы администрации обязали следить за громкостью воспроизведения аудиозаписей в салонах автобусов и маршрутных такси, а руководителей транспортных фирм – следить за эстетическим содержанием музыкальных дисков. В общем, чтоб не матерились, не призывали «разрушить до основания» – и все такое. К чему это все? Убежден, что ЗР должен развернуть кампанию о законодательном ограничении мощности акустических систем автомобилей – наподобие акции «Днем с огнем». Речь здесь не только о сиюминутной безопасности движения, но еще ио здоровье: сильный шум поражает центральную нервную систему. И пусть «меломаны» не вопят про ущемление их прав. Ответ на это дан давно: ваша свобода размахивать руками заканчивается вблизи моего носа! А истинные аудиофилы меня поймут и, думаю, поддержат. Кстати, вышеупомянутых гиббонов в итоге отправили… в Америку! В специальный питомник. Может быть, научатся исполнять мелодичные блюзы, не нарушая покоя окружающих.На правах рекламыЗа рулем 10/2008 139