БезопасностьноВИЧоК на ДоРоГеНе знаком единымЗЕсли кто-то думает, что в деле безопасности дорожного движения ничего не происходит, то ошибается. Возросшие в разы штрафы, эвакуация машин, мешающих движению (а заодно и других), атаки на мигалки – с ходу всего не назовешь. Тем более что стражи порядка на дорогах находят все новых врагов. В середине года таковыми признали начинающих водителей, проще говоря, «чайников». Как с ними намерены бороться, выяснял Максим Приходько.а январь – июль в стране было зафиксировано 112,6 тыс. дорожно-транспортных происшествий. Число само по себе страшное, хотя тот факт, что оно на 8,6% меньше аналогичного показателя за прошлый год, не может не радовать. Кто чаще всего фигурирует в сводках? В ГИБДД называют неопытных водителей, со стажем до двух лет. На их долю приходится 15% всех аварий! Не будем ставить обоснованность обвинений в адрес новичков под сомнение, заметим только, что по вине опытных, следовательно, случается 85% ДТП... Но поговорим об этом в другой раз. А теперь, как повторяют в классической телевикторине, внимание – вопрос! Что вы предприняли бы, окажись на месте генералов от безопасности движения, дабы выправить ситуацию с водителями-новичками, число которых растет прямо-таки лавинообразно? Изменили бы программу обучения, ужесточили порядок выдачи прав, подключили телеканалы и другие СМИ к пропаганде безопасного движения? Нет, если сказано, что «крайние» здесь начинающие, значит, нужно добиться, чтобы они не путались под ногами. Укажем им место! В ГИБДД РФ намерены разработать обязательный знак автоновобранцам – для повседневного, так сказать, ношения. Подтверждение того, что это верный шаг, можно найти за рубежом (см. Нашу справку). Считается, что вероятность попадания в ДТП зависит и от возраста водителя. В большинстве стран сесть за руль разрешают с 18 лет, а вот в ряде штатов США этот порог ниже. Самые юные водители живут в Южной Дакоте – там права выдают тем, кому исполнилось 14 лет 9 месяцев. В этой связи любопытен австралийский опыт. В штате Виктория лет двадцать назад хотели понизить возрастную планку для получения водительского удостоверения с 18 до 16 лет.НАША СПРАВКАВ Литве с сентября этого года всех начинающих водителей обязали наклеить на ветровое и заднее стекла автомобиля специальный знак – зеленый кленовый лист. Министр транспорта и связи пояснил, что символ «молодо-зелено» введен в соответствии с рекомендацией конвенции ООН. Над тем, как обозначить автомобили начинающих водителей, задумались во многих странах. В Англии, например, для этого используют букву L (layman – любитель, непрофессионал). В Германии начинающих шумахеров пометили буквой А (Anfanger – новичок). В бывшей ЧССР тамошних «чайников» звали «зайцами» – из-за буквы Z (zaсatecnik – начинающий). В Советском Союзе никаких вольностей с буквами не допускали, но было время, когда, сдав на права, наши сограждане не получали полноценного водительского удостоверения – выдавался временный, сроком на два года, документ. С такой «времянкой» можно было ездить не быстрее 70 км/ч. Если кандидат правил не нарушал, временное удостоверение меняли на постоянное. В Италии и Корее, кстати, подобная практика жива до сих пор.304 За рулем 11/2008 Отказаться от этой затеи заставил прогноз: в таком случае количество серьезных аварий в штате ежегодно станет возрастать на семьсот, причем полсотни из них будет иметь летальный исход. (Нелишне напомнить, что всего три года назад в нашем МВД всерьез обсуждали возможность допускать к управлению транспортным средством с 16 лет...) Но вернемся к знаку для новичков. Точными данными о том, сколь велика вина новобранцев в аварийности на дорогах, мы все же не располагаем. В разного рода докладах довольно туманно говорится об их участии в каждом третьем ДТП. Наши соседи в Белоруссии подсчитали, что из более чем 5,5 тысячи ДТП, случившихся в прошлом году по вине водителей, на совести новичков – 326. Обладатели десятилетнего водительского стажа отметились в ДТП 227 раз, а на долю тех, кто за рулем 20 лет и более, пришлось 105 аварий. Заметим, что белорусские ПДД требуют, чтобы водители со стажем менее двух лет помещали на ветровое и заднее стекла наклейку – ограничение скорости 70 км/ч. Верной приметой того, что за рулем начинающий драйвер, в России уже долго служат стикеры с буквой «У», чайником в треугольнике или надписью типа «За мной не езжай, я заблудился». Все это лепят на стекло добровольно: хочешь – клей, не хочешь – твое дело. Не посчитайте только, что я против «У» или других символов неопытности водителя. На здоровье! Речь о другом: какие куда более серьезные средства и шаги позволят помочь десяткам тысяч новоиспеченных водителей? Думается, это должно быть не «клеймение», пусть и рекомендованное конвенцией ООН. Давно пора пересмотреть устаревшую методику обучения, которая не дает устойчивых навыков управления в условиях интенсивного движения и во многом уступает практикуемой в передовых странах. Кто, как и чему учит шоферовновобранцев – вопросы, требующие безотлагательного вмешательства.Увидев знак «Новичок за рулем», мы стремимся обезопасить себя от возможной ошибки начинающего, не думая о том, как облегчить ему жизнь на загруженных улицах и площадях.В ГАИ предлагают ограничить начинающего водителя в скорости: на загородных дорогах вместо 90 не более 70км/ч, на автомагистралях верхний предел не 110, а 90 км/ч. Отличное предложение! Но только как быть с общим потоком, который движется, чего скрывать, намного быстрее разрешенных 110? При нынешней чудовищной загруженности российских дорог «медленный» автомобиль – потенциальная угроза безопасности движения, предпосылка к ДТП! И совсем неловко напоминать, что водительские права можно банально купить – вообще без посещения курсов. Итак, начинать надо с грамотного и добросовестного обучения. Следующий шаг – научить и убедить бывалых водителей относиться к своим неопытным собратьям уважительно, с пониманием, как это принято в цивилизованном мире. Согласитесь, знак «Новичок за рулем» мы воспринимаем как сигнал поскорее оставить его позади, дабы обезопасить себя от возможной ошибки начинающего, и при этом совершенно не думаем о том, как облегчить жизнь ему самому. А теперь – внимание! – заключительный вопрос. Есть ли реальные возможности изменить дело к лучшему? Напомню: в феврале 2006-го правительство приняло целевую программу «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах»; общий объем ее финансирования – 52 млрд. 765 млн. рублей, включая 21 млрд. 630 млн. из средств федерального бюджета; цель – сократить к 2012 году число погибших в ДТП по сравнению с 2004-м в полтора раза. Под реализацию этой программы образовано государственное учреждение – Дирекция по управлению федеральной целевой программой 2006–2012 годов. Исполнители указанной программы – МВД, МЧС, Минтранс, другие государственные структуры. Неужели, располагая такими ресурсами, станем ждать кардинальных изменений в обучении и воспитании водителей до 2012 года?!На правах рекламы