РЕМОНТ И СЕРВИСИНСТРУМЕНТОтверткиРазнообразие винтов огромно, и к каждому виду – своя отвертка. Подобрать нужную поможет Геннадий Емелькин.Самый популярный, классический тип отвертки – обычно с пластиковой или деревянной рукояткой. Стержень заканчивается наконечником того или иного профиля. В наше время есть отвертки с обрезиненными рукоятками. Они не проскальзывают во влажной или замасленной руке, не травмируют ее и позволяют реализовать максимальное усилие. Часто отвертку используют как зубило – отогнуть стопорную пластину, сбить хомут на выхлопной трубе. Но не любой инструмент это стерпит. Для ударных работ нужен сплошной стержень, а на конце рукоятки – стальной набалдашник (стрелка). Заменять отверткой монтажную лопатку тоже не советуем: рискуете сломать стержень и пораниться. На базе классической отвертки созданы модели с квадратным либо шестигранным стержнем под гаечный ключ. На современных сериях шестигранник зачастую выполнен лишь на части стержня (стрелка), зато довольно крупный – в этом случае к отвертке можно приложить больший момент, не опасаясь повредить стержень или ключ.Для работы с мелким крепежом предусмотрена серия отверток с тонким стержнем и рукояткой, на конце которой имеется вращающийся колпачок (стрелка). Профили здесь такие же, как у крупных отверток, только миниатюрней. На автомобиле винты встречаются в таких местах, что открутить их отверткой обычной длины не удается: инструмент не помещается в ограниченном конструкцией пространстве. Для этого и делают очень короткие отвертки – цельные или составные.Это хитрое изделие – тоже отвертка, но Z-образная. Своеобразная палочка-выручалочка проникнет в «карманы», которые появляются в машине из-за просчетов конструкторовкомпоновщиков, забывших о ремонтопригодности. Работать ею не очень удобно, но иногда выбирать не приходится. Для работы с электротехническими изделиями под током есть отвертки, выдерживающие напряжение до 1000 В. Отличить их можно по изоляционной втулке на стержне и красной рукоятке.284 За рулем 11/2008 РЕМОНТ И СЕРВИС | ИНСТРУМЕНТКак ив предыдущем случае, есть вариант со сменными стержнями (в сечении шестигранник на 4 мм). Длину выступающей из рукоятки части можно регулировать в пределах от 15 до 110 мм. Смещение стержня блокирует цанговый зажим (стрелка), но при большом усилии он утапливается в рукоятку. Этого недостатка лишены рукоятки с самозажимным механизмом, к тому же они снабжены обгонной муфтой.На стационарном рабочем месте обилие отверток вряд ли смутит механика: он всегда найдет нужную, да и места для их хранения с избытком. А вот в дорогу все не возьмешь. Только рукоятки сколько места займут! Компромисс – одна рукоятка с набором сменных стержней. Сечение их – шестигранник «на 6» или 1/4 дюйма. Не путать! Это стандартные размеры, по аналогии с присоединительным квадратом в наборе головок. У многих инструментальных фирм большой выбор таких стержней. Удерживаются они в рукоятке подпружиненным шариком. Стержни двусторонние: каждый заменяет две отвертки. А если докупить стержень-переходник под квадрат 1/4 дюйма, то можно воспользоваться головками. Кроме обычной рукоятки, есть Т-образная, а также модель со встроенным трещоточным механизмом. В некоторых случаях выручает отвертка с гибким удлинителем (стрелка): она позволяет отвертывать винты там, куда прямым жестким стержнем не подобраться. Некоторые модели укомплектованы сменными насадками, а в рукоятку встроен трещоточный механизм.Отвернуть винты дверных петель, упорных пластин подшипников в коробке передач и т.д. обычными отвертками крайне затруднительно. Не помогают даже дополнительные воротки. Чаще всего попытки заканчиваются повреждением шлица винта. Здесь незаменимый помощник – ударная отвертка. (Не путать с уже описанной – у которой стальной набалдашник на торце рукоятки!) Ударная отвертка работает как на отвертывание, так и на завертывание; для переключения достаточно повернуть рукоятку относительно корпуса влево либо вправо (подскажут стрелки с буквами Rи L). Продается в комплекте с ударными насадками под шестигранник 5/16 дюйма и переходником.На правах рекламы286 За рулем 11/2008