276
277
278
280
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ «УАЗ-ПАТРИОТ»Подход к «Патриоту»Удобство обслуживания этого вседорожника зависит от комплекции владельца, предупреждают Геннадий Емелькин и Игорь Козлов. Фото: Александр Кульнев.«УАЗ-Патриот»Кузов универсал Двигатель бензиновый, 2,7 л, 128 л.с. (ЗМЗ-409); дизельный 2,3 л, 116 л.с. (IVECO F1A) КоробКа переДач М5 (DAYMOS, Корея) привоД: полный с жестко подключаемым передним мостом и понижающей передачей КомплеКтации «Классик», «Комфорт», «Лимитед» цена осенью 2008 года: 400 000–590 000 руб. без учета дополнительных опций (с ними – еще около 62 000 руб.)ПОЗИЦИЯ СВЕРХУ Что-то сделать под капотом «Патриота», стоя на земле, по силам разве что гренадеру – высокая машина! Владельцу среднего роста понадобится подставка, например табурет. Им, складным, полезно доукомплектовать машину: случится, скажем, заменить в  дороге свечу – выручит. А чтобы, елозя животом по крыльям, не поцарапать краску, положите в багажник и кусок плотной ткани. 276 За рулем 11/2008На двигателе ЗМЗ-409 стоят индивидуальные катушки зажигания, которые снимаем, отвернув гайки «на 10». Сами свечи под ключ «на 16», но в штатный набор инструмента вложен ключ «на 21»! За это несоответствие снижаем оценку. Кстати, если удлинитель к «свечнику» длиннее 200  мм, то не пролезет под козырек щита передка. Выкрутить свечу из четвертого цилиндра с ним коекак еще можно, но вернуть на место бу- дет совсем не просто: инструмент идет с перекосом, грозя сорвать резьбу в головке блока. Для замены воздушного фильтра ключом «на 12» откручиваем болт ленточного хомута, крепящего корпускастрюлю к  кронштейну на брызговике. Не очень-то удобно – хомут норовит ускользнуть. Приходится нырять под капот и поддерживать его рукой (что весьма затруднительно – больно плотная компоновка). Одолев этот этап, распускаем червячный хомут, снимаем гофрированный патрубок  к  коллектору, и, слегка приподняв корпус, отсоединяем патрубок забора воздуха. Ключом «на 17» откручиваем гайку на дне кастрюли, снимаем крышку с элементом и, наконец, сам элемент, отвернув еще одну гайку на шпильке Л-образной лапы. Перед установкой наденем на ленточный хомут термоусадочную трубку, а наружную поверхность бочонка, контактирующую с кронштейном брызговика, обмотаем, например, скотчем. Теперь эти детали не будут царапаться, а стало быть, и ржаветь прежде времени. Ставить корпус на место крайне неудобно: с одной стороны надо попасть в  ленточный хомут, который вдобавок должен охватить кронштейн, а с другой – насадить патрубок забора воздуха. Получается далеко не с первого раза, ведь корпус приходится подавать в разных направлениях, поочередно терпя «поражения на флангах». Столь же хлопотна замена лампочек в  правой фаре. Если к  поворотнику худо-бедно подберешься, то доступ к дальнему и ближнему свету перекрыт корпусом фильтра. С левой фарой тоже сложности – мешает бачок ГУРа. Выкрутив два болта, отводим бачок к  аккумулятору и только потом отстегиваем защелки крышки фары и добираемся до ламп. Заодно проверим уровень и состояние масла в  бачке. Регламентом замена не предусмотрена, но, если жидкость пахнет гарью или сильно потемнела, ее лучше обновить. Менять масляный фильтр двигателя стало удобнее: на авто, отвечающем нормам токсичности Евро III, ставят другой впускной коллектор, который несколько компактнее и не так мешает. Однако по-прежнему очень близко к  фильтру проходят трубки кондиционера – повредить их съемником пара пустяков. Впрочем, обычно фильтр идет от руки.ПОЗИЦИЯ СНИЗУ Для слива масла из двигателя подъемник или канава не обязательны – отвер-ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр двигателя Топливный фильтр Свечи зажигания Охлаждающая жидкость двигателя Фильтр салона Масло в МКП Масло в мостах и раздатке Жидкость в приводе тормозов*Первая замена при 2500 км (нулевое ТО).Периодичность, тыс. км (лет) 10 (1) 20 20 20 (2) 10 40 40* (2)СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра топливного/ салонного Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена масла в коробке и раздатке Замена масла в мостах Замена тормозной жидкости (с прокачкой) Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб. 680 530 130/260 80 360 340 + 250 480 990 540/700 970ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Стоимость, руб. Крыло переднее 4220 Бампер передний 12 540 Блок-фара 3130 Капот 11 500 Фильтр масляный/воздушный/ 210/410/180–290*/580 топливный/салонный Свечи зажигания, комплект 350 Поликлиновый ремень навесного От 380/1250** оборудования Комплект пальцев и вкладышей 510 шкворня Тормозные колодки передние/ 450/480 задние* Зависит от производителя. ** Зависит от производителя и наличия кондиционера.нуть пробку на картере ключом «на 15» можно с колен. Из этой же позиции меняем ремень навесных агрегатов, сняв предварительно передний грязезащитный щиток – два болта и два самореза. Тот же ключ «на 15» надеваем на болт ролика и, затягивая его, то есть поворачивая по часовой стрелке, ослабляем натяжение ремня, после чего встав-На правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ «УАЗ-ПАТРИОТ»Меняя поликлиновый ремень, поворачиваем натяжитель за болт ролика по часовой стрелке до совмещения отверстий на секторах, в которые вставляем бородок диаметром 4 мм (в кружочке). Перед установкой воздушного фильтра надеваем уплотнитель (стрелка) на корпус, скрепляем элемент с кронштейном крышки и, воткнув их в корпус фильтра, крепим гайкой снизу. При замене задних колодок внимательно осматриваем пыльники цилиндров. Их разбухание – слабое место УАЗов: на подопытном, например, передний уже не жилец.Пробки раздатки и коробки передач (только сливная) показаны стрелками. Заливная под ключ «на 23» – по правую сторону, она здесь не видна. Гайки регулировки ручника – в кружочке. Менять начинку шкворней удобнее по очереди: сперва, скажем, снизу, уменьшив люфт вдвое, а затем сверху, сведя его на нет. Тогда кулак относительно поворотного шара почти не уйдет. Скоба прижимной пластины колодок переднего суппорта несимметрична, короткая часть должна быть снаружи! Болты крепления покройте перед установкой антипригарной смазкой. Для доступа к лампам в левой фаре снимаем бачок ГУРа, затем отводим в стороны защелки крышки. Последняя чуть несимметрична, смотрите внимательно!Для доступа к правой фаре надо снять воздушный фильтр и патрубок забора воздуха. Собрать их потом воедино непросто: то хомут соскакивает (стрелка), то гофр сминается. Для замены ламп в фонарях снимаем лючки в обивке багажника. Проблема лишь одна: снаружи не разглядеть, что пистоны составные (надо сперва вынуть грибок), отчего их часто ломают.Лючок салонного фильтра закреплен саморезами под шестигранник «на 3». Ставя бардачок, сначала заводим нижнюю часть в окно панели и только потом – крепеж.278 За рулем 11/2008 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ «УАЗ-ПАТРИОТ»ляем в  отверстие автомата-натяжителя чеку, например гвоздь или бородок диаметром 4 мм. Осталось снять старый ремень, а новый уложить на шкивах точно так же и вынуть чеку – с натяжением не ошибетесь. Для замены ламп противотуманок отгибаем к  колесу переднюю нижнюю часть пластикового подкрылка и короткой крестовой отверткой выкручиваем два винтика крышки фары. Их лучше сразу заменить болтами и смазать резьбу, например, «Мовилем». Снизу же меняем масло в  мостах, раздатке и коробке передач. В последней – внимание! – заливная пробка под ключ «на 23» расположена справа. Не вздумайте отвернуть похожий болт слева, агрегат вмиг «разберется»! Меняя охлаждающую жидкость, вывертываем из нижнего бачка радиатора пробку. Традиционно у моторов ЗМЗ есть и краник на блоке, что весьма удобно. Правда, иногда он теряет герметичность, но новый недорог. Да и купить его не проблема даже в глубинке. Сапуны агрегатов частенько забиваются грязью и перекрывают им свободное дыхание. При каждом ТО пошевелим колпачки, убедимся в  подвижности. Можно их и вовсе снять, а на штуцеры сапунов надеть шланги и вывести их в  подкапотное пространство, загнув кончики вниз. Теперь переживать за нормальную вентиляцию коробки, раздатки и редуктора переднего моста не придется. Такой же шланг вентиляции заднего моста можно вывести к раме или лонжерону кузова, обязательно оставив слабину – мост подрессорен.ПОЗИЦИЯ СБОКУ Если появился люфт передних колес, пора подтягивать втулки шкворней. Делаем это при каждом ТО, но периодичность сильно зависит от условий эксплуатации. Например, на редакционном авто при 25  тыс. км уже пришлось менять и пальцы, и пластиковые вкладыши. Ключом «на 24» отворачиваем гайки пальцев и, аккуратно отделив прокладку от кулака, снимаем шайбы. Далее понадобится оригинальный «ключ шкворня регулировочный 3160–2304 108173» (130 руб.). Мы изготовили похожий из ударной головки «на 23», сточив излишки на наждаке и оставив два диаметрально противоположных усика шириной 9,5 мм. Таким работать удобнее, ведь на него можно надеть трещотку, обеспечив себе рычаг в  любой удобной точке, а на «ори280 За рулем 11/2008гинал» насаживается лишь вороток, у которого угол поворота рукояти кратен 180º. Инструмент по руке – уже полдела, ведь момент, необходимый для страгивания втулок, может достигать 30 кгс.м! Для упрощения задачи стукнем по пальцу в осевом направлении, но аккуратно, чтобы не замять резьбу, например молотком с мягким бойком. Вывернув втулки, вынимаем и внимательно осматриваем пальцы. Если их полусферы в язвах коррозии, меняем. Далее подходящим крючком поддеваем остатки старых вкладышей и извлекаем их пассатижами с узкими губками. Соби-раем в  обратном порядке, не забыв заложить смазку. Завод рекомендует ЛИТОЛ-24, но, по нашему опыту, неплоха (а то и лучше) и ШРБ-4. Затягивая втулки, важно обеспечить одинаковое расстояние от привалочных плоскостей шайб до поворотного шара при отсутствии люфта. В довершение затягиваем гайки пальцев моментом 8–10 кгс.м. С заменой топливного и салонного фильтров, а также тормозных колодок и регулировкой ручника особых сложностей нет. Да ив  целом «Патриот» не показался нам чрезмерно трудоемким в обслуживании.ОЦЕНКА ТРУДОЁМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня навесных агрегатов Замена тормозных колодок Замена ОЖ двигателя Замена масла КП Смазка крестовин и шлицев кардана Регулировка ручника Замена фильтра салона Замена ламп в фарах Замена ламп в задних фонаряхОписание операции Итоговая оценкаПриемлемый доступ Есть вероятность при отворачивании фильтра повредить трубки кондиционера Дубовая конструкция внушает доверие Для замены элемента надо снимать корпус, крепление которого неудачное Легкосъемное крепление трубокы Значимых недостатков не нашлось Приемлемый доступ Не подходит ключ из штатного набора Есть автомат натяжителя Надо снимать переднюю часть защиты моторного отсека Простота фиксации передних колодок Серьезных затруднений не возникло Удобный сливной краник на блоке Воздушные пробки надо выгонять в несколько приемов Отличный доступ Для пробок агрегатов нужен разный инструмент Хороший доступ Мал угол излома валов, нужно или приподнять кузов, или иметь шприц с узкой головкой Требуется крайне редко –  колодки отдельные Регулировочный узел забивается грязью Продуманный доступ Весомых недостатков не обнаружено Хороший доступ к лампам поворотников Плохой доступ к лампам головного света Есть лючки в обивках Недостатки несущественны3,5 34 3,5 44 3,5 4 3,5 4,5 53 4,5*По пятибалльной шкале в сравнении с «Шевроле-Нива», трудоемкость обслуживания которой условно оценена на четверку (ЗР, 2008, № 6).Благодарим автосалон «ТоргМаш» за предоставленный на тест автомобиль.