160
162
164
166
АВТОРЫНОКВ ДЕТАЛЯХ DAEWOO MATIZ (1998–2008)Портмоне для экономииЕсли джип – это чемодан, то «Дэу-Матиз» попадет в разряд портмоне: невелик, но приметен. И не только. Интригует Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.МОДНЫЙ ПОКРОЙ Более десятка лет прошло с тех пор, как из концепта «Чинквеченто-Личчолла» вылупился «Дэу-Матиз», а его очертания не устарели по сей день. Привлекает и цена: какую еще иномарку, пусть крохотную, купишь за 200  000–285  000 рублей? А вот подержанные экземпляры дешевыми не назовешь: за трехлетки просят до 230  тысяч. Конечно, вряд ли за столько их продают, тем не менее средняя цена на рынке – около 170  тысяч. Машина популярна! Ладно скроенный, «Матиз» еще и крепко сшит: три звезды по системе EuroNCAP – достойный результат для крохи тех лет. В обычной эксплуатации кузов тоже держится неплохо: ржавчина, если не было аварий, появляется 160 За рулем 11/2008 ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1998 г. Женева. Дебют «Дэу-Матиз». Кузов студии «Италдизайн», платформа прежней модели «Тико» с агрегатами «Сузуки-Альто». Кузов: 5-дверный хэтчбек. Двигатели только бензиновые: P3, 0,8 л, 37 кВт/50 л.с.; P3, 0,8 л, 38 кВт/ 52 л.с. или 41 кВт/56 л.с. (степень сжатия 9,3 или 9,5). Привод передний, М5. 1999 г. А4 (для рынка Кореи – А3 или вариатор CVT). 2000 г. Париж. Представлена рестайлинговая версия. Изменились капот, оптика, бамперы. Крэш-тест EuroNCAP модификации с подушками безопасности: 6  баллов за фронтальный удар, 13 – за боковой. Итог: три звезды. 2001 г. Начато производство модели в Узбекистане. 2002 г. Бензиновый двигатель Р4, 1,0 л, 47 кВт/64 л.с. Легкий фейслифтинг. 2004 г. Ребрендинг: корпорация «ДжиЭм», выкупив «Дэу», продвигает бренд «Шевроле». На базе «Матиза» появилась, по сути, новая модель – «ШевролеСпарк» (иные кузов, задняя подвеска, интерьер). Старая модель выпускается в Узбекистане по сей день под прежним именем «Дэу-Матиз». 2007 г. Начало поставок модификации, отвечающей нормам токсичности Евро III. АВТОРЫНОК | В ДЕТАЛЯХ DAEWOO MATIZ (1998–2008) СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРАРабота Компьютерная диагностика (мотор-тест) Полная диагностика двигателя (с замером компрессии) Регулировка клапанов Замена масла и фильтра двигателя Замена свечей зажигания Замена привода ГРМ (без ГУРа / с ГУРом) Замена рычага передней подвески (одна сторона) Замена тормозных колодок передних / задних Замена передних тормозных дисков (с подшипниками ступиц) Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб. 260 700 520 350 400 2300 / 2800 600 570 / 1000 1800 920 865Салон собран весьма добротно, но даже в богатой комплектации нет ни тахометра, ни подушек безопасности. С разложенным задним сиденьем отсек объемом всего 165 л превращается в настоящий багажник с почти ровным полом. Болезни «матизов»: дверные уплотнители со временем превращаются в лохмотья, а поводки щеток ржавеют возле осей.лишь на пятый-шестой год по нижним кромкам дверей, а спустя еще годик может проступить на «бровях» задних колесных арок. Внутренние полости сразу обработайте антикором, тогда коррозии не будет гораздо дольше. Других болячек у кузова немного: ржавеют и облезают поводки дворников (с этим проще мириться) и рвутся дверные уплотнители, когда примерзшую дверь второпях отдирают от проема. Причина в  неудачном профиле уплотнения. Контрмеры просты: регулярно обрабатываем кузов жидким воском, а уплотнители – силиконовой смазкой, чтобы не примерзали.ТРИ-ЧЕТЫРЕ Моторов (см. «Историю модели») на выбор только два: трех- или четырехцилиндровый. Потомки «Сузуки» (а если брать раньше – «Дайхатсу») от  детских болячек давно избавились. Ремень ГРМ 162 За рулем 11/2008с роликом меняем через 40 тыс. км, а через раз вдобавок и помпу – на третий срок ее подшипников уже не хватает. Каждые 20 тыс. км проверяем зазоры в  клапанном механизме. При этом бывает сложно отвернуть болты под внутренний шестигранник «на 5», которыми крепится клапанная крышка, – закисают намертво. Но если при каждом вскрытии смазывать резьбу графитовой смазкой,  этой проблемы не будет. Сама регулировка – пустяк: на коромысле винт, законтренный гайкой. Трехцилиндровые моторы купаться не любят – соберетесь помыть под капотом, обязательно укройте распределитель. Если он уже хандрит, то, решив поменять, купите прибор Metabo. Его стали устанавливать пару лет назад; в  отличие от прежнего, фирмы DAG, в  нем нет капризного оптического датчика. Нередко доставляет хлопоты катушка зажигания: стоит неудачно – высоко-вольтным выводом вплотную к  шумоизоляции щита передка. Последняя прекрасно впитывает соль с дороги, по которой, особенно во влажную погоду, искра и убегает. Перекрыть эту дорожку несложно: вырезаем, например, из пластиковой бутылки щиток и, закрепив под болты катушки, накрываем ее, чтобы не капало сверху. Четырехцилиндровые моторы лишены этих недостатков: у них трамблера нет вовсе, а двухвыводные катушки стоят прямо на двигателе. Впрочем, на последних версиях трехцилиндровых тоже индивидуальные катушки. Недавно появился и второй датчик кислорода – без него соответствия нормам Евро III не достичь. Заметим, что моторы попрежнему прекрасно работают на нашем бензине А-92. Случаев зависания клапанов из-за обилия смол в  топливе не было, но дилеры все же рекомендуют через каждые 40–50 тыс. км промывать АВТОРЫНОК | В ДЕТАЛЯХ DAEWOO MATIZ (1998–2008) ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ  ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее / заднее Накладка бампера переднего / заднего Блок-фара / задний фонарь Фильтры масляный / воздушный / топливный Комплект ГРМ (ремень + ролики + помпа) Генератор Трамблер Metabo Высоковольтные провода (3 цил. / 4 цил.) Свеча зажигания (шт.) Комплект подшипников ступицы (одна сторона) Тормозные диски передние (пара) Тормозные колодки передние / задние (комплект)*В зависимости от года авто.Стоимость, руб. 1540 / 2400 3700 / 3400 2960 / 1750 160 / 380 / 380 1600 / 1900 / 3040 8260 5570 980 / 1200 150 1090 2520 1630 / 1120На трехцилиндровом моторе следите за высоковольтной частью: распределителем, катушкой, проводами. Из-за них часто бывают проблемы с пуском, особенно в холодную пору. Четырехцилиндровый двигатель тянет лучше и шумит меньше, но с ним стыкуется только механическая коробка. VIN (стрелка) расположен неудачно – на нижней части рамки ветрового стекла.Этот комплект прошел 84 тыс. км. Накладки выдержали бы еще столько же, но подшипник, подклинивая, основательно стер кончики нажимной пружины. Для «матизов» дефект нехарактерный.форсунки, не снимая с двигателя, – при этом удаляется часть нагара ис направляющих клапанов.ДЕНЬГИ ЭЛЕКТРИКУ Массовых отказов бензонасосов не было, а единичные – только у машин со стальным бензобаком. Очевидно, на их стенках активнее выпадает конденсат, который и убивает моторчик. Покупая новый узел, будьте внимательны: существует два вида – с реостатом 100  либо 150  Ом (5540–7510 руб.). Конечно, поставить один вместо другого можно без опаски – ничего не сгорит, – но верных показаний уровня топлива не будет. Генератор слаб безоговорочно: уже через 15–20 тыс. км может не давать зарядку, а в среднем ходит 40–50 тыс. Дилеры его обычно меняют в сборе, а вот 164 За рулем 11/2008специализированные фирмы охотно заменят, как правило, сгоревший диодный мост. Гаражные умельцы поступают еще смелее: учитывая, что вынуть генератор мешает задняя опора силового агрегата, они, чтобы в следующий раз не мучиться, выносят диоды в  отдельный корпус. Плюс – можно использовать любые «подковы» (разумеется, проходящие по  току), например недефицитные от отечественных авто. Минус – небрежно удлиненные концы обмоток могут от вибрации замкнуть на «массу», так и до пожара недалеко. К тому же агрегат рано или поздно все равно придется снимать – для профилактики и замены щеток. Не злоупотребляйте электрической нагрузкой гнезда прикуривателя! Порой от него через тройник питают сразу не-сколько потребителей, вплоть до кофеварок. В городском заторе это, конечно, большое искушение, но предохранитель рассчитан всего на 20 А. Кстати, его коллега на 30 Ав подкапотном блоке (№ 15), защищающий цепь вентилятора радиатора двигателя, сгорает порой безо всяких видимых причин. Обязательно возите запасной! В кнопке включения обогрева заднего стекла частенько подгорают контакты, очевидно не рассчитанные на работу без дополнительного реле. Установите его – с лихвой окупится: отказавшую кнопку лишний раз менять не придется. Заодно уж проверьте реле указателей поворота. Российское, увы, частенько подводит, поэтому лучше сразу поставить от «Нексии/Эсперо». АВТОРЫНОК | В ДЕТАЛЯХ DAEWOO MATIZ (1998–2008) ПРИМЕРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ ПОПУЛЯРНЫХ ВЕРСИЙЗатраты* (ремонт и ТО у дилера) Стоимость, руб. 0,8 МКП 1,0 МКПСредняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 170 000 195 000 75 тыс. км Стоимость ТО 75-150 тыс. км включительно 58 000 60 900 (с расходниками) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Тормозные диски передние (одна замена с колодками) Тормозные колодки задние (одна замена) Рычаги передней подвески в сборе (две замены) Генератор (одна замена) Рычаги передней подвески справа и слева одинаковые. Бывает сложно вынуть болт сайлент-блока, который закисает во втулке (стрелка). Чтоб не мучиться в дальнейшем, заполните зазор между ними «Мовилем». Неудачная конструкция: тормозной диск прикреплен к ступице изнутри отдельными болтами, поэтому снять его, не повредив плотно запрессованные подшипники, получается не всегда. Подавая авто задним ходом, берегите поперечную тягу – ее гнут очень часто. Выпуск недолговечен и дорог: глушитель стоит 5300, резонатор – 3800, а приемная труба, если с катколлектором, – до 9200 рублей! Катушка зажигания (одна замена) ИТОГО Средняя цена шестилетнего экземпляра с пробегом 150 тыс. км.Потери за три года эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные производителя), л/100 км Расходы на топливо (А-92, 25 руб./л) Тормозные колодки передние (две замены)4400 8150 2120 10 400 8860 1690 263 620 133 000 130 620 7,9 148 125 3,72 – 289 830 152 000 137 830 8,2 153 750 3,89Стоимость 1 км пробега***Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Диск колеса (шт.) Сцепление (комплект) Система выпуска (приемная труба, резонатор и глушитель) Распределитель зажигания 1820 9200 20 000 6430 –*Цены на сентябрь 2008 года. **Без учета инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.НА ЧАЙ МЕХАНИКУ Сцепление живет, как ездишь. Бывало, родное трудилось до 200 тыс. км, а у некоторых и 40  тыс. не выдерживало. Не забывайте проверять, цел ли гофр троса! При порванной резинке дорожная грязь проникает в  зазор между жилой и оболочкой. От этого тяжелеет педаль, сцепление может недовключаться и, как следствие, буксовать и перегреваться. Пара тросов, что отвечают за переключение передач, тоже нередко закисают – поймете по тугому рычагу и нечеткой его фиксации. Сама механическая коробка надежна, если, конечно, не считать дефектом хруст при быстром переключении передач. Некоторые избавляются от него переходом на более вязкое масло, но как это отразится на ресурсе агрегата, сказать сложно. 166 За рулем 11/2008За автоматом, не знающим поломок, в последнее время замечен грешок, к  счастью редкий: негерметичность теплообменника, омываемого жидкостью для охлаждения двигателя. Благо, ее смесь с маслом – эмульсию – ни с чем не спутаешь, поэтому чаще проверяйте состояние масла в агрегате. В крайнем случае, если поломка произошла вдалеке от сервиса, масляную магистраль коробки закольцуйте в обход теплообменника.В ОСТАТКЕ В передней подвеске через 40–60 тыс. км меняем рычаги из-за износа шаровых опор (они неразборные). Остальные элементы служат до 150 тыс. км. Задняя подвеска даже к  200 тыс. км затрат вряд ли потребует, разве что не повезет с амортизаторами или подшипниками ступиц.Передние подшипники меняем вместе с изношенными тормозными дисками, которых обычно хватает на два комплекта колодок – 50–80 тыс. км (АКП – МКП). Увы, диск без ступицы не снять. Сзади не лучше: барабан со ступицей единая деталь. Колодки здесь ходят намного дольше, до 80 тыс. км, но советуем через каждое ТО делать профилактику, иначе закисшие планочки и храповички обездвижат механизм. Затраты на содержание «Матиза» в  итоге оказались среди самых низких – портмоне для того и нужно, чтобы сохранять деньги. Опасаться приходится лишь «карманников» – «матизы» хоть и редко, но тоже угоняют. Благодарим компанию «Автомир на Алексеевской» за помощь в подготовке материала.