288
289
290
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ВАРИАТОРВариант с вариаторомНекоторые соотечественники настороженно воспринимают технические новинки. Геннадий Емелькин взялся их разубедить.Автомобили с вариатором легко было бы  отличить по табличке «CVТ», но автопроизводители часто ею пренебрегают. Тягу к знанию можно утолить, лишь заглянув под капот, – такое обозначение обязательно есть на масляном щупе самого агрегата  как напоминание об особых требованиях к его маслу.288 За рулем 11/2008Схема вариатора – на рисунке. Ведущий шкив своеобразным клиновым «ремнем» приводит во вращение ведомый. Ремень, в  отличие от привычных нам, толкающий и набран из стальных пластинок. Впрочем, существуют вариаторы, где вместо ремня цепь. Каждый шкив состоит из двух конусов, обращенных вершинами друг к другу и спо-собных сближаться или расходиться. Возникающие в  контакте силы трения передают полную мощность двигателя даже с запасом. Работой вариатора заведует электронный блок управления, связанный с контроллером двигателя и следящий за его режимами – оборотами и т.д. У электронного блока вариатора своя При сближении конических поверхностей рабочий диаметр шкива увеличивается, а при расхождении – уменьшается. Согласованно управляя движениями обоих шкивов, электроника обеспечивает бесступенчатое изменение передаточного отношения, отвечающее мощности, которую выдает двигатель. Но есть и ручной режим – он создает эффект езды с обычной коробкой передач:  тут электроника  удерживает шкивы в определенных положениях. Таких виртуальных «передач» при желании можно сделать хоть десяток. Скорость движения на них жестко задается оборотами двигателя.встроенная система самодиагностики. При неисправности она зажжет на панели приборов предостерегающий символ. Иные фирмы в руководстве по эксплуатации оговаривают возможность буксировки автомобиля с неисправным вариатором. Двигатель должен работать, приводя масляный насос вариатора, чтобы трущиеся детали не остались без смазки. (Как убедиться в исправности насоса, сказано ниже.) Однако некоторые специалисты по ремон-ту трасмиссий возражают против буксировки – только эвакуатор! Условия работы ремня (цепи) в  контакте со шкивами тяжелые, масляное голодание недопустимо, поэтому за уровнем нужно следить. Найти щуп в моторном отсеке нетрудно – рукоятка с надписью «CVT» обычно ярко окрашена. Уровень масла проверяют при работающем двигателе на горизонтальной площадке. Рычаг вариатора должен находиться в  положении P  либо N  в  зависимости от марки ав-Чаще всего в клиноременных вариаторах для передачи мощности служит толкающий наборный ремень из стальных пластин.На правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИС | ДИАГНОСТИКА ВАРИАТОРВ цепном вариаторе мощность передается цепью со скошенными торцами осей звеньев. В отличие от гидромеханической автоматической коробки, где масляный насос обычно связан непосредственно с гидротрансформатором, в большинстве вариаторов он смещен к задней крышке и приводится через пару шестерен и вспомогательный валик.Возможных причин масляного голодания вариаторов несколько: разрушаются приводные шестерни насоса либо его вал, в самом насосе ломаются шестерни, их зубья и т.д. Результат работы вариатора с проскальзыванием: на рабочих поверхностях появились бороздки, надиры.томобиля – это оговорено в  руководстве по обслуживанию. Если книжки нет, взгляните на щуп внимательней – часто на нем есть шпаргалка с указанием условий проверки. Либо свяжитесь с дилером. Доливать следует лишь масло с маркировкой CVT. Об ATF  забудьте – жидкости несовместимы! Более того, даже среди масел CVT  есть марки, которые нельзя смешивать. Чтобы исключить ошибки, в  них добавляют красители. Например, для вариаторов «ниссанов» масло с маркировкой NS1 розовое, а NS2 – желтое. Если уровень масла при работающем двигателе такой же, как при заглушенном, то неисправен масляный насос либо его привод. С отказавшим насосом автомобиль обездвижен, ведь все управление вариатором завязано на гидравлику. Вредны вариатору и «спортивные» старты – резко ускоряется износ торцов у пластин наборного ремня или  осей цепи и шкивов. Ремень на шкивах должен плавно менять свое положение, но из-за канавок и задиров его может закусывать, отчего  автомобиль на ходу дергается. При интенсивном разгоне этого не почувствуешь, но при неторопливом будет заметно. Так неисправность и определяют. Сближает или разводит конусы шаговый электромотор – по команде контроллера он двигает шток гидроблока. Если шток, а с ним и шкивы зависнут,  скорость машины будет зависеть только от  оборотов  двигателя. Когда это регулярно повторяется, нужен срочный ремонт, иначе потом цена его существенно вырастет. При износе ремня страдают и шкивы, поэтому опытные ремонтники меняют детали комплектом. Цена его, например, на автомобиль «Ниссан-Примера» – около 65 тыс. рублей. В цепных вариаторах («Ауди») вместо ремня работает цепь – естественно, тянущая, но не такая, как на велосипеде или мотоцикле: она передает мощность скошенными торцами осей звеньев, трущимися о  конусы шкивов. Какихлибо решающих преимуществ или недостатков у цепи в сравнении с ремнем нет, а владельцу это и вовсе безразлично – главное, чтобы вариатор исправно работал. Как этого добиться, раскажем в следующем номере.   Благодарим фирмы «Тахо Трансмишн» и «Трансматик» за помощь в подготовке материала.Сдвигает-раздвигает конусы управляющий шаговый электромотор.Возможности современной электроники позволили «Ауди» объединить в одном корпусе блок управления и датчики давления жидкости, частоты вращения валов, положения рычага селектора. Но ремонт этого узла не предусмотрен. При поломке любого датчика блок меняют в сборе, а это стоит около 37 тыс. рублей. При замене блока управления на «Ауди» одно утешение: узел легкодоступен, не нужно снимать с автомобиля весь агрегат.290 За рулем 11/2008