АВТОМОБИЛИПОРТРЕТ НА ФОНЕ LADA KALINA 1,4 И 1,6Лишние кубикиСегодня при покупке «Калины» ее предложат с мотором объемом 1,4 или 1,6 литра. Какая лучше? Муки выбора терзали Андрея Сидорова.Казалось бы, меньший мотор – скромный, бюджетный вариант. Но цены на «Калины» противоречат привычной для нас логике: машины с «маленькими» моторами стоят на 5671 рубль дороже. Восьмиклапанный 1,6-литровый двигатель 21114 – по сути, преемник полуторалитрового «восемьдесят третьего» мотора, имеющего богатую биографию. Операцию, добавившую мотору 100 кубиков, затеяли ради автомобилей «десятого» семейства. «Калине» он перешел по наследству. Кстати, 1600-кубовый мотор может иметь индекс 11183 или 21114, но разные индексы связаны только с тем, что делают их два цеха. Чтобы исключить путаницу с порядковыми номерами, которые присваивают при сборке, один цех маркирует двигатели «11183-…», другой – «21114-…».За рулем 12/2008Двигатель 1,6 благодаря умеренной степени сжатия допускает использование 92-го бензина (к слову, АВТОВАЗ официально в этом не признается) и минерального моторного масла. Конструктивно более совершенный 16-клапанный 1,4 со степенью сжатия 9,8 нормально работает только на 95-м бензине. Отсюда первая оценка: за современность конструкции и меньшую трудоемкость обслуживания предпочтение следует отдать мотору 1,4. А какова разница в поведении автомобилей? Чтобы ответить на этот вопрос, отправляемся на полигон и выполняем традиционный набор упражнений. Для оценки динамичности замеряем время разгона машин до сотни. «Большой» мотор тратит на это 13,3 секунды, а «маленький» успевает за 12,5. Разница невелика, и без при-боров ее вряд ли почувствуешь. Тем не менее плюсик зарабатывает версия 1,4. Только плюсик этот на любителя. Мотору 1,6 при старте достаточно держать 3000–3500 об/мин, а меньший для максимально быстрого разгона нужно крутить до 4000–4500. Не всем понравится такая суета ради мизерного выигрыша 0,8 секунды. Следующий тест – на максимальную скорость. «Калина» с «большим» мотором на четвертой передаче развивает 160 км/ч, а на пятой – всего лишь 155,9. С «маленьким» же на четвертой – 166,3, на пятой – 168,3 км/ч. Здесь бесспорное преимущество на стороне «малыша». Обратим внимание: 1,6 наиболее быстр на четвертой передаче, а 1,4 – на пятой, однако максимум на прямой и повышающей передачах практически одинаков. Вероятно, если взять50 несколько двигателей 1,4, то в силу разного сочетания допусков часть их окажутся более быстрыми на четвертой, другая – на пятой. Тест на экономичность снова выигрывает малый мотор: у него расход топлива – 5,6 л/100 км при скорости 90 км/ч и 7,8 л/100 км при 120 км/ч против 6,4 и 8,6 соответственно у 1,6. Разница вполне ощутимая: 0,5–1 л. Современная конструкция благодаря меньшим механическим потерям и более высокой степени сжатия эффективнее расходует топливо. Следующая проверка – на эластичность. Замеряем время разгона с 60 до 100 км/ч на четвертой передаче ис 80 до 120 на пятой. Как мы и предполагали, «большой» 8-клапанный мотор оказался более тяговитым на низах. Но насколько более? Внешние скоростные характеристики моторов АВ-ТОВАЗ держит в строжайшем секрете! Только секрет этот легко выведать на любом (не обязательно заводском) испытательном стенде. Обе «Калины» поочередно встают на беговые барабаны, и уже через час у нас в руках свежие, не проходившие заводскую цензуру графики ВСХ. Внимательный читатель найдет в них немало интересного, что может повлиять на выбор двигателя. Беспристрастный стенд показал, что мотор объемом 1,6 л по тяговым и мощностным характеристикам превосходит своего меньшего брата в самом востребованном диапазоне оборотов – вплоть до 4400 об/мин. Иным словами, если покупатель не планирует ездить по шоссе со скоростью, за которую лишают прав, или разгоняться от светофора в красной зоне тахометра, то двигатель 1,6 ему подойдет боль-ше. В противном случае его выбор – «однорукий бандит» 1,4 (управлять машиной придется одной рукой, поскольку вторая будет постоянно занята переключением передач). Если, конечно, владелец желает насладиться восьмью лишними лошадиными силами. Заметим здесь, что для реализации этой мощности нужно обладать определенными навыками вождения и беспокойным характером. Мы не стали заострять внимание на граммах, метрах и секундах разницы – она незначительна и в процентах особого впечатления не производит. К тому же не во всех номинациях ее можно посчитать. Куда важнее и интереснее особенности характеров двигателей. Мотор 1,4 совершеннее технически, мощнее на высоких оборотах, экономичнее, дешевле в обслуживании иЗа рулем 12/200851 АВТОМОБИЛИ | ПОРТРЕТ НА ФОНЕ LADA KALINA 1,4 И 1,6 ВНЕШНИЕ СКОРОСТНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДВИГАТЕЛЕЙ ВАЗ ОБЪЕМОМ 1,4 И 1,6 л ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Lada Kalina ВАЗ-11173 ВАЗ-11174Общие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота 4040/1700/1500 база 2470 колея спереди/сзади 1430/1410 Объем багажника, л 350/650 Снаряженная масса, кг 1080 Полная масса, кг 1555 Макс. скорость, км/ч 160 165 Топливо/ запас топлива, л А-95/50 Расход топлива по ездово7,8 7,0 му циклу, л/100 км: Двигатель Тип бензиновый Конфигурация Р4 Р4 Число клапанов 8 16 Рабочий объем, см3 1596 1390 59,5/80,9 65,5/89,1 Мощность, кВт/ л.с. при об/мин 5200 5250 120 127 Крутящий момент, Н.м при об/мин 2500–2900 4200–4800 Трансмиссия Тип переднеприводная М5 Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди типа «Мак-Ферсон» сзади упругая балка реечное Рулевое управление с электроусилителем Тормоза: передние дисковые вентилируемые задние барабанные 175/70R13, 175/65R14, Размер шин 185/60R14Мотор 1,4 проявляет свои лучшие качества при 4400 об/мин и выше. Тем, кто не любит раскручивать двигатель до звона, больше понравится «Калина 1,6».в эксплуатации. С ним у машины лучше динамика. Его 1,6-литровый оппонент менее требователен к качеству топлива и моторного масла, более покладист в движении. Тяговитый, с ровным, «троллейбусным» разгоном, он не заставляет водителя лишний раз переключать передачи, с ним меньше чувствуются подъемы и встречный ветер да и держать высокие обороты нет нужды. Какой все-таки лучше? Формально по совокупности статей наши предпочтения должны склониться в сторону меньшего по объему мотора, как более современного и экономичного, однако для кого-то достоинства большего могут оказаться куда важнее. Поэтому выбор, как водится, за вами, а мы лишь показали, на что нужно обратить внимание.Объективно оценить параметры двигателей помог стенд с беговыми барабанами. Графики момента и мощности каждого показывают сильные и слабые стороны моторов.РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Макс. скорость, км/ч Время разгона, с, 0–100 км/ч на IV передаче на V передаче МодельЭластичность, с60–100 км/ч на IV передаче 80–120 км/ч на V передачеРасход топлива, л/100км при 120 км/ч при 90 км/чВАЗ- 11173, 1,6 л* ВАЗ- 11174, 1,4 л**13,3 12,5160,0 166,3155,9 168,314,46 14,8722,56 23,766,4 5,68,6 7,8*Шины 175/70R13 «Кама Евро-224». **Шины 175/65R14 «Кама-217».52За рулем 12/2008