АВТОРЫНОКВ ДЕТАЛЯХ MAZDA 3 (2003–2008)Многоликая матрешкаО популярности, управляемости и внешности «матрешки» – так называют «Мазду-3» – говорилось немало, а вот о надежности, по сути, пока ничего. Пробел восполняет Игорь Козлов. Фото: Александр Батыру.На днях «Мазда» представила новую «трешку», но модель предыдущего поколения, о которой сегодня речь, до сих пор в продаже. У кого есть 610 тыс. руб., наверняка купит новую. Нет такой суммы – ступайте на вторичный рынок, где трехлетку найдете за 455 тыс., а авто первых лет выпуска – за 380 тыс. руб. Но при выборе подержанной машины полезно знать о ее типичных болезнях.ПЕРВАЯ ЛЕДИ Начните с тестдрайва – возможно, вас сразу разочарует неважная шумоизо136 За рулем 12/2008ляция, тогда вопрос покупки отпадет сам собой. Типичных проблем, связанных с кузовом, лишь две: лопаются стекла противотуманок и отвисают задние подкрылки. Они из ворсистого материала, и зимой в них накрепко врастает наледь – от ее тяжести детали деформируются. Надумаете менять подкрылки – поставьте от рестайлинговой версии: они с каркасом и лучше держат форму. У хэтчбеков старше 2006 года порой выступает ржавчина на крышке багажника вокруг фонарей. Это, пожалуй, самое слабое место кузова; ему требуется регулярная мойка, особенно тщательно надо смывать соль. У седанов такой болячки не замечено, но в самих фонарях нередко образуется конденсат. Избавиться от него легко: меняем прокладку, прочистив заодно дренаж. Хотя кузова всех модификаций достаточно крепки – твердая четверка по EuroNCAP – «сверчки» дают порой о себе знать. Чаще при подачесбросе газа, когда гуляет в опорах силовой агрегат, скрипит крепление тросов переключения передач. Их держит пластиковая скобочка, которая просто надевается на резьбу шпильки, приваренной к полу кузова. Стоит навернуть на шпиль ку гайку М6, подложив под нее шайбу и прижав тем самым скобу, и «насекомому» конец. Иногда звуки издают механизмы регулировки сидений – их нужно попросту смазать. Остальные беды имеют причиной небрежную эксплуатацию. Так, не очень внимательные водители зачастую обрывают низкую юбку переднего бампера, немногим реже – пластиковый обвес днища. Нередки сколы, а то и трещины на ветровом стекле: от камней никто не застрахован, но и сами по себе стекла слабоваты, плохо держат удар.ЭЛЕКТРОННЫЕ МОЗГИ Бывает, «слепнет» единый информационный дисплей аудиоцентра и климатконтроля. Конечно, есть умельцы, способные пропаять тончайшие проводники платы, но таких единицы. Как правило, недешевое табло приходится менять. Это лучше доверить специалистам, ведь собранные кое-как элементы интерьера с обломанными пистонами и потайными фиксаторами впоследствии непременно заскрипят. То же касается замены датчика температуры воздуха в салоне (речь вновьПриборы на первый взгляд удобны, но стоит включить в темноте подсветку, как в колодцах появляются блики. Возможно, и красная подсветка кому-то не понравится. Налицо праворульные корни: рукоять ручника сдвинута к пассажиру, а громкость аудиоцентра регулируем правой ручкой. На табло, что выше, порой пропадают целые поля индикации.о климат-контроле). Встроенный вентилятор порой нестерпимо верещит, а менять его – вновь разбирать полсалона. Случалось, иммобилайзер переставал признавать родные ключи. Перепрошивка системы возвращала ему память, при этом дилер делился подозрениями на тему того, что имела место попытка сканирования кодов с целью угона авто. Хотя «трешки» не самые популярные среди угонщиков, многие ставят дополнительную сигнализацию, причем, как правило, не меняют ее базовые настройки. Отчасти из-за этого со временем отказывает электропривод замка водительской двери, не рассчитанный на более длительный импульс, подаваемый чужеродной электроникой. Выставьте минимум, но такой, чтобы замки успевали сработать, – проблем, скорее всего, не возникнет. Форсунки струйного омывателя фар («рожки» в бампере) порой дают течь. Причина проста: вода в системе и мороз на улице разорвут не то что пластик – металл! Мораль: не экономьте на незамерзайке, цена которой по сравнению со стоимостью замены механизмов ничтожно мала.На правах рекламы АВТОРЫНОК | В ДЕТАЛЯХ MAZDA 3 (2003–2008) ИСТОРИЯ МОДЕЛИ2003 год. Женева. Дебют прототипа «Мазда-МХ Спортиф», который спустя пару месяцев во Франкфурте представлен как «Мазда-3» (для японского рынка – «Аксела»). Платформа С1, единая с «Фордом-Фокус» и «Вольво-S40». Кузова: седан, хэтчбек. Двигатели: бензиновые P4, 1,4 л, 58 кВт/80 л.с. или 62 кВт/84 л.с. (разные настройки); Р4, 1,5 л, 84 кВт/114 л.с.; P4, 1,6 л, 77 кВт/105 л.с.; Р4, 2,0 л, 110 кВт/150 л.с.; P4, 2,3 л, 126 кВт/171 л.с.; дизельный с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом P4, 1,6 л, 66 кВт/90 л.с. или 80 кВт/110 л.с. (разные параметры наддува). Привод передний, М5 или А4. 2004 год. Спортивная версия MPS с новым бензиновым двигателем с турбонаддувом: P4, 2,3 л, 191 кВт/260 л.с. Новая М6. Начало поставок на американский рынок авто с дефорсированными бензиновыми моторами: Р4, 2,0 л, 106 кВт/144 л.с. или 109 кВт/148 л.с. (разные настройки); P4, 2,3 л, 111 кВт/151 л.с. или 118 кВт/160 л.с. (разные настройки). Турбодизель с системой впрыска «коммон рейл» и турбонаддувом P4, 2,0 л, 105 кВт/143 л.с. 2006 год. Крэш-тест EuroNCAP: 12 баллов за фронтальный удар и 18 – за боковой. Плюс три балла добавлено за сигнализатор незастегнутых ремней. Итого 33 балла, формально – пять звезд, но одну сняли за травмоопасную панель приборов. Общий итог – четыре звезды. Рестайлинг: доработана шумоизоляция, другие бамперы и решетка радиатора, изменения в интерьере – другие обивка и приборная панель. ABS и EBD включены в базовую комплектацию. 2008 год. Модификация с мотором 2,0 л и А5. Представлено новое поколение модели.ПРИМЕРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ВЕРСИЙЗатраты* (ремонт и ТО у дилера) Стоимость, руб. 1,6 АКП 2,0 МКПСредняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 495 000 529 000 75 тыс. км Стоимость ТО 75–150 тыс. км включительно 43 500 43 500 (с расходниками) Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Стойки стабилизатора задней подвески (одна замена) Короткие поперечные рычаги задней подвески (одна замена) Опорные подшипники стоек передней подвески (одна замена) Тормозные диски передние (одна замена)Тормозные колодки передние (одна замена) Тормозные колодки и диски задние (одна замена) Сцепление (одна замена)6390 6330 5880 9250 5270 11 680 14 700 598 000 435 000 163 000 10,2 183 600 4,62 632 000 425 000 207 000 10,6 190 800 5,30ИТОГО Средняя цена пятилетнего экземпляра с пробегом 150 тыс. км. Потери за три года эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные производителя), л/100 км Расходы на топливо (А95, 24 руб./л) Стоимость 1 км пробега*** Заднее сиденье можно сложить по частям ив седане, и в хэтчбеке (на фото), но ровного пола при этом не получается ни там, ни здесь. Зато в боковинах есть удобные ниши. В обеих модификациях под полом лишь докатка. Впрочем, некоторые владельцы, жертвуя объемом багажника, возят полноразмерное запасное колесо.Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Актуатор фароомывателя (одна сторона) Противотуманная фара (одна) Внутренний замок водительской двери Перепрошивка иммобилайзера Ремонт МКП*Цены на октябрь 2008 г. **Без учета инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.8570 8970 5340 1690 31 100Пластиковый обвес днища, бывает, отрывает на дорожных ухабах, а вот трубки гидравлики повредить сложнее: они заботливо упрятаны в углубление на днище. В передней подвеске типа «Мак-Ферсон» слабое место – опорные подшипники стоек. Тормозные колодки служат 40–60 тыс. км (АКП/ МКП), диски – вдвое дольше.С остальным электрооборудованием проблемы редки, если, конечно, не относить к таковым «злопамятство» дилерского сканера. Благодаря электронной сервисной книжке он в курсе всех визитов к официалам. Порой владелец, купивший подержанный автомобиль и пренебрегший при этом диагностикой, узнает о скрученном пробеге только при очередном ТО у дилера! Правды не узнать лишь о «праворуких» и авто из Америки – их нет в «нашей»138 За рулем 12/2008 Двигатель 1,6 л вы отличите от более объемных по неприкрытому впускному коллектору либо по VIN-коду (кружок): Z, F иL на восьмой позиции – это 1,6, 2,0 и 2,3 л (агрегаты Z6, LF и L3) соответственно.базе. Впрочем, «трешки»-«иммигрантки» на наших рынках встречаются нечасто – своих хватает!ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ Из всех моторов (см. Историю модели) к нам официально поставляли только три: объемом 1,6; 2,0 и 2,3 литра, последний – для версии MPS. Все моторы с практически вечными цепью и гидронатяжителем в приводе ГРМ – эти детали трудятся без нареканий. Поликлиновый ремень, который меняем по состоянию, имеет автомат натяжителя – удобно. Свечи легко работают по 40 тысяч километров, а нередко дотягивают и до 60 тысяч, когда по регламенту положено также регулировать зазоры в клапанах. На деле до этого доходит крайне редко даже при большем пробеге: распредвал и стаканчики переменной высоты, подбором которых выставляем зазоры, практически не изнашиваются. К качеству бензина (если, конечно, не нарваться на явную бодягу) моторы относятся терпимо, и многие владельцы вопреки инструкции, но во благо кошельку вместо А95 заливают 92-й. Агрегат объемом 2,3 л снабжен турбонаддувом и поэтому таких вольностей не допускает, требуя ОЧ не ниже 98. Случаев зависания клапанов от переизбытка смол в топливе дилеры не припоминают и даже не советуют промывать форсунки в целях профилактики. А вот необходимость заменить топливный насос изза грязи пару раз возникала. К слову, для этого надо снимать бак, ведь через крохотный лючок в полу можно лишь убедиться в том, что насос стоит на месте. Во впускном коллекторе могут погромыхивать заслонки, изменяющие его геометрию. «Паук» одно время приходилось часто менять (по гарантии), ноу последних «трешек» эта проблема возникает заметно реже. У части 2,3-литровых моторов по гарантии меняли крепеж задней опоры силового агрегата – болт не уживался с гайкой, пытаясь от нее избавиться. Здесь важно не прозевать «развод», иначе придется менять и разбитую опору.ФИГУРЫ СО СКРИПОМ Гайки стоек стабилизатора задней подвески подтягиваем при каждом ТО, поскольку они тоже склонны отвертываться. Возможно, из-за этого стойки не выдерживают порой и 80 тыс. км, тогда как их «коллеги» спереди доживают до 180 тыс. и более. Сайлентблоки коротких поперечных рычагов задней подвески порой начинают неприятно скрипеть, при этом нет ни люфтов, ни повреждений резины. Самое простое – брызнуть на них силиконовой смазкой из баллончика. Обычно помогает. Радикальное же решение – разумеется, замена. Слабое звено в передней подвеске – опорные подшипники стоек. Признак их кончины – скрип, а то и скрежет при повороте руля с ощутимой ступенькой по усилию. По наблюдениям дилеров, эта беда чаще преследует машины из регионов, где дороги, мягко скажем, неважные. Пробег некоторых экземпляров не дотягивал и до 60 тыс. км. Реже, но все-таки приходится менять передние подшипники ступиц, чья гибель также в немалой степени на совести дорожников. СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО Со ШРУСами проблем не бывает, если, конечно, не порваны чехлы – за ними следим в оба. Автомат, который недавно начали устанавливать и с 2-литровымНа правах рекламы АВТОРЫНОК | В ДЕТАЛЯХ MAZDA 3 (2003–2008)мотором, также весьма надежен. А вот механика любит ласку. За манеру поспешно «вбивать» передачи вопреки сопротивлению синхронизаторов расплатитесь заменой этих узлов и самих шестерен уже через 40–60 тыс. км. Сцепление тоже требует бережного обращения, но порой отказывает из-заСТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРАРабота Компьютерная диагностика (мотор-тест) Диагностика ходовой части/ тормозов Замена масла и фильтра двигателя Замена опорного подшипника стойки Замена впускного коллектора Замена сцепления Замена коротких поперечных рычагов задней подвески Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб. 1690 1050/1050 1310 1440 2500 6700 2230 1570/1710 2250 1310врожденных пороков – деформации лепестков диафрагменной пружины и течи главного цилиндра. Второе неприятно и психологически – загорается лампа потери тормозной жидкости, ведь бачок один на двоих. Конечно, все описанные дефекты на одной машине вряд ли сойдутся,в отличие от матрешек, способных упаковаться в одну. Хотя, если соблазниться внешностью и сэкономить на диагностике... Благодарим компанию «Ю.С. ИМПЕКС» за помощь в подготовке материала.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее / заднее Накладка бампера переднего или заднего Блок-фара/фонарь (наружная секция) Капот Актуатор фароомывателя Фильтры масляный/ воздушный/салона Сцепление (комплект) Подшипник ступицы переднего колеса Стойки стабилизатора задней подвески (пара) Тормозные диски передние/ задние Тормозные колодки передние/ задние Стоимость, руб. 4050/13 000 10 000 11 000/8000 10 000 6600 200/800/800 8000 2400 6000 7000/6000 3700/3300В задней многорычажке следим за гайками стоек стабилизатора (кружок). Колодки дисковых механизмов (бывают и барабанные) живут дольше передних тысяч на двадцать, дисков хватает на два комплекта колодок.140 За рулем 12/2008