АВТОМОБИЛИСПЕЦТЕСТ НАПРАВЛЕННЫЕ ШИНЫ ЗАДОМ НАПЕРЕДНетрадиционная ориентацияУстанавливать шины с направленным рисунком протектора задом наперед формально не запрещено. Более того, бытует мнение, что такой вариант улучшает тормозные свойства автомобиля. Так ли это, проверил Сергей Мишин.Проверить гипотезу мы взялись на «Ладе-112», обутой в летние шины «Амтел Планет Т-301» размерностью 185/60R14 с направленным рисунком протектора. А кроме собственно торможения задом наперед, проверим и другие параметры: скорость на переставке, расход топлива, управляемость, курсовую устойчивость, шум, плавность хода и проходимость. Каждое упражнение повторяем дважды: сначала при правильной установке покрышек, затем – «против шерсти». На шинах, установленных как положено, «Лада-112» неплохо держится на прямой, только подруливается вяло. Небольшие замечания к комфорту: машина идет чуть жестче и шумнее, чем хотелось бы. Грунтовый подъем преодолеваем с некоторым напряжением, но почти без разгона.За рулем 12/2008С «перевернутыми» шинами машина держит прямую хуже – плавает по полосе. Плавность хода и шум не изменились. Грунтовый подъем преодолевается более уверенно – это первый плюс. На сопротивление качению ориентация рисунка протектора никак не влияет. Отправляемся на переставку. Максимальная скорость, при которой этот экстремальный маневр удается на мокром асфальте, – лишь 67 км/ч: не хватает информативности. А на сухом, при 71,4 км/ч, углы поворота руля великоваты. Теперь разворачиваем шины и вновь выполняем переставку. На мокрой дороге максимальная скорость маневра снизилась на 0,7 км/ч, поведение машины ухудшилось: реакция на рывок руля более вялая, увеличились углы поворота баранки, появилсяУстановка шин задом наперед не только не дает никаких преимуществ (за исключением незначительного улучшения проходимости на грунтовке), но и ухудшает многие эксплуатационные параметры автомобиля.92 АВТОМОБИЛИ | СПЕЦТЕСТ НАПРАВЛЕННЫЕ ШИНЫ ЗАДОМ НАПЕРЕДТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ ИЗМЕРЕНИЙ Показатель По ходу Против хода Изменение показателяНАШИ РЕКОМЕНДАЦИИГлавное – тормозной путь на шинах, установленных задом наперед, увеличивается. Неправильная ориентация осложняет управление при экстремальных маневрах, а также снижает скорость их выполнения. Такая перестановка практически не дает выигрыша, разве что шины чуть лучше ведут себя на сухой грунтовке, хотя до вездехода все равно далеко. А на мокрой грунтовке и этого нет – протектор хуже самоочищается и быстро замыливается. Поверье о пользе установки шин задом наперед практикой не подкрепляется. Ориентируйтесь по стрелочкам на боковинах!Тормозной путь (100–0 км/ч) на сухом асфальте, м Тормозной путь (80–0 км/ч) на мокром асфальте, м Тормозной путь (60–0 км/ч, блок) на сухом асфальте, м Тормозной путь (60–0 км/ч, блок) на мокром асфальте, м Макс. скорость выполнения переставки на сухом асфальте, км/ч Макс. скорость выполнения переставки на мокром асфальте, км/ч Расход топлива на V передаче при 90 км/ч, л/100 км Расход топлива на V передаче при 120 км/ч, л/100 кмТАБЛИЦА ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК Параметр По ходу Против хода43,8 37,0 17,6 25,1 71,4 67,0 5,5 7,444,5 38,4 17,6 25,2 69,1 66,3 5,5 7,4хуже на 0,7 м (1,6%) хуже на 1,4 м (3,8%) нет (0%) хуже на 0,1 м (0,4%) хуже на 2,3 км/ч (3,2%) хуже на 0,7 км/ч (1%) нет (0%) нет (0%)Управляемость на сухом асфальте Управляемость на мокром асфальте Курсовая устойчивость Шум в салоне Плавность хода Проходимость 94За рулем 12/20087 777775 66778небольшой занос. На сухой дороге потери еще больше: скорость ниже на 2,3 км/ч, претензии к поведению те же, что и в мокром варианте, но более значимы. Увеличились углы поворота руля, усилился снос передка, при росте скорости появился занос, причем рваный, поведение машины неднозначное. Приступаем к торможению на разном покрытии. На мокром асфальте осаживаем с 80 км/ч на грани блокировки, затем юзом с шестидесяти.На сухом скорость начала торможения выше – 100 км/ч, с заблокированными колесами – с тех же шестидесяти. При развернутых колесах сокращения тормозного пути «на блоке» не происходит – результаты одинаковые! А при торможении без блокировки они хуже: на мокром асфальте для остановки требуется почти на полтора метра больше. На сухом тормозной путь увеличился более чем на полметра.