312
313
314
315
316
317
БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ DELAHAYE 135MПоиски утраченного времениВо французских машинах есть особенный, трудно объяснимый шарм. А уж в тех, что родились несколько десятилетий назад… С коренным парижанином, помнящим свою родину в очень беспокойные времена, общался Сергей Канунников. Фото: Константин Якубов.У312 За рулем 12/2008дивительное ощущение! Скорость под девяносто (проверено по спидометру современного автомобиля), прямая передача, обороты чуть меньше  2500, а  под правой ногой огромный запас. Водители новых автомобилей обгоняют, но смотрят на мое чудо удивленно. Кстати, на дороге машина держится не хуже иных моделей 1950-х и  даже 1960-х. Наддать еще? Он, конечно, сможет и  даже вроде провоцирует… Но стоит пожалеть ветерана, ему ведь за семьдесят!ИНОХОДЕЦ Что же все-таки притягивает во  французских моделях 1930-х  – 1940-х? Ведь были в  те годы машины мощнее и  быстрее, больше и  роскошнее, даже технически совершеннее. Может, секрет в  том, что «французы» – оригиналы. Или, по ассоциации со  скакунами, иноходцы. Ну, правый руль на  континентальных, то есть небританских, машинах еще полдела. Такой попадается и  на других французских и  итальянских спортивных моделях. Но  на  народных, массовых – почти никогда. Одно из малоубедительных объяснений: водителю скоростного автомобиля важнее смотреть на обочину. Так-так, где тут звуковой сигнал? Ищете в центре руля? Наивно! Вспомнили, что на  некоторых машинах его кнопка расположена в торце подрулевого переключателя? Теплее – ищите дальше! Справа от руля два одинаковых рычажка: нижний отвечает за  низкий, благородный, почти пароходный гудок, верхний – за ближний-дальний. Только сна-чала включите свет! Опять загадка? Верхняя часть кругляка, из  которого торчат упомянутые рычажки, поворачивается от  себя, активируя габаритки или фары. Здорово, правда? А есть еще коробка передач, где первая – рядом с задней (немного похоже на «Самару»), и ручник возле правой ноги водителя. Этот «Делаэ-135М» не  совсем спортивный автомобиль, скорее классический гран-туризмо. Мягкие диваны, багажник, пепельницы, отделка деревом. Как она поскрипывает, едва разгоняешьсяЗа рулем 12/2008 313 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ DELAHAYE 135Mбыстрее пешеходной скорости! Это – песня о довоенном Париже…В ГОРОД КОНТРАСТОВ Вторая половина 1930-х. Кафе и  рестораны полны посетителей, улицы кишат разномастными автомобилями. Один из самых престижных – «Делаэ-135», дебютировавший в  1935-м. Творение известной, уважаемой фирмы, основанной еще в  1894 году, а нынче, во второй половине 1930-х, выпускающейспортивные и представительские модели. На таких не  стыдно подъехать к  дому в  аристократическом пригороде столицы  – Сен-Клу, к  вилле на  Лазурном берегу и даже к родовому (ну или купленному на большие барыши) замку. Как правило, на шасси «Делаэ» ставили кузова, изготовленные знаменитыми ателье. Мой светлый кабриолет работы «Фигони и Фалаши» родился в  1937-м. В  этот год в  Париже открылась Всемирная выставка (среди ее экспонатов314 За рулем 12/2008 Металл – металлический, дерево, разумеется, деревянное. Набор приборов, как в современных моделях со спортивным уклоном. Длинные, субтильные рычажки включают дальний свет и звуковой сигнал. На панели – рычажок стартера.были, кстати, ЗИС-101 и  ГАЗ-М1). Здесь, на  шумном празднике науки, техники и искусства, уже витает дух беспокойства и горечи. В павильоне республиканской Испании  – «Герника» Пабло Пикассо, напоминание о  чудовищной бомбардировке мало кому известной деревни. Но в Париже еще весело. В кафе обсуждают новый фильм с Морисом Шевалье «Герой дня» и входящий в  моду низковатый голос новой певички. Еще вчера ее звали Эдит Гасьон, теперь она пытается покорить Париж под именем Пиаф. Увы, в «Де-лаэ» приемника нет, но, если ехать по  Елисейским полям или  бульвару Монпарнас неторопливо, музыка будет литься прямо в салон. Поднимать крышу не  стоит  – осень в  этом году даже для  Парижа теплая…. Но  вновь беспокойная. Столица мира  – арена борьбы спецслужб двух держав. Двадцать второго сентября пропал генерал Миллер, глава белогвардейского Русского Общевоинского Союза (РОВС). Очевидно, его, как и семь лет назад генерала Кутепова, выкрали агенты НКВД. Подозревали генерала Скоблина, который вскоре тожеЗа рулем 12/2008 315 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ DELAHAYE 135MУдобный задний диван с пепельницами в левом и правом подлокотниках. Судя по размерам, рассчитаны они на нечто очень тонкое и изящное.исчез. А  его жену, знаменитую певицу Надежду Плевицкую, обвинили в  шпионаже и  взяли под стражу. Поговаривали, что супруги умудрялись одновременно работать на  НКВД и  на  немецкую службу безопасности. Светлый кабриолет «Делаэ» совсем из  другой жизни. Сидя в  нем, трудно поверить, что людей, случается, насильно затаскивают в  неприветливые черные седаны, а иногда даже в их багажники. Этот автомобиль не  для тайных агентов и  боевых действий. Он эмблема иной борьбы, мирной: спор316 За рулем 12/2008тивные версии «Делаэ-135MS», что ни год, завоевывают призовые места на гонках в Ле-Мане. Это породистый скакун, не приспособлен лазать по грязи и таскать пушки.РОЖДЕННЫЙ ЛЕТАТЬ Автомобиль очень не любит холостые обороты: три карбюратора потихоньку заливают свечи, мотор, словно возмущенный невниманием, начинает работать с перебоями, а огромный радиатор, нагревшись, угрожающе гудит. Его стихия  – скорость! Под  ры- чание рядной «шестерки» и  подвывание трансмиссии «Делаэ» резво берет с  места. Если попривыкнуть к коробке без синхронизаторов, ехать можно очень и очень резво. В отличие от иных ровесников, «француз» не позволяет экономить на передачах: ниже 1500 об/мин не тянет. Зато дальше – песня! Главный на панели приборов – тахометр. Спидометр, расположенный фактически перед пассажиром, водителю виден плохо. Очевидно, считалось, что он не особенно-то нужен: водитель такого автомобиля должен чувствовать скорость и  обладать здравым смыслом. У «Делаэ» очень приличные тормоза. Они механические, а замедляется машина, пожалуй, не хуже иных моделей-современниц с гидравликой. Только не надо ни те ни другие сравнивать с теперешними! Кстати, на спортивных «французах» механику применяли и после войны, в эпоху, когда модель «Делаэ-135» да  и сама фирма заканчивали свой век. Послевоенная Франция уже не  вернулась к  прежней жизни. После того как  нация разделилась на коллаборационистов и бойцов Сопротивле-ния, страна стала иной. Главенствовали народные «Ситроен-2CV» и «Рено-4CV», а  «Делаэ-135», хоть и числился в производственной программе фирмы, расходился мизерными тиражами. А уж когда правительство ввело огромный, фактически запретительный налог на автомобили с моторами объемом более 2,8 л, и вовсе зачах. В  1949-м «делаэ» заняли в  Ле-Мане третье и четвертое места, а  в 1950-м  – восьмое и девятое. Это было прощание с большим спортом и со 135-й моделью. Еще несколько лет фирма строила высококлассные, быстрые автомобили, но  уже вослед утраченному времени. ...Мы с «Делаэ» энергично, но не слишком быстро катим по шоссе. Можем и быстрее, однако не суетимся. Впереди  – небоскребы Москвы, сзади на бампере – старый парижский номер, а за ним – дорога длиной в 70 лет…   Редакция благодарит Музей техники Вадима Задорожного за предоставленный автомобиль и помощь в организации съемок.«Делаэ-135» дебютировал в 1935 году. На автомобиль ставили рядные 6-цилиндровые моторы объемом 3,2 и 3,5 л. Первый развивал мощность 95–110 л.с. (в зависимости от комплектации), второй – 120 л.с., на модификациях 135М и 135MS – до 130 л.с., а на версиях для гонок Competition – до 160 л.с. С перерывом на войну модель строили до 1950 года.За рулем 12/2008 317