204
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ВАРИАТОРЫРемнем по конусуКак у любой системы автомобиля, есть специфические болезни иу вариатора. С наиболее частыми знакомит Геннадий Емелькин.Наибольшее распространение вариаторные трансмиссии получили в Японии, откуда впервые  пришли к  нам на  подержанных машинах. Отличительных табличек на  них часто не  было – иной покупатель и  не подозревал о  том, что обзавелся столь продвинутым транспортным средством! Покупая неновый автомобиль с вариатором, будьте готовы к  его возможному ремонту. Ресурс вариатора около 200  тыс.  км пробега, и  у каждой новой модели становится все больше. Если водитель соблюдал правила эксплуатации, разрушение пластинчатого ремня возможно лишь при  пробеге сверх ресурса  – из-за накопившейся усталости стальных лент, поддерживающих пластины. Но  убить вариатор можно и  гораздо раньше, если, например, буксуя в грязи, нервно перебрасывать селектор из DвRи обратно. Первыми не выдерживают издевательства те самые ленты  – вытягиваются, зазоры между пластинами ремня увеличиваются. А  усилие сжатия конусов очень большое, так что неправильно расположенную пластину они выдавят легко. В итоге ремень разрушится. В  этом случае буксировать машину не  рекомендуют: рассыпавшийся ремень  способен повредить контактные поверхности шкивов и  зубья шестерен. Экономия на  эвакуаторе обернется покупкой не  только дорогостоящего комплекта шкивов (35–40  тыс. руб.) и  ремня (18–20 тыс. руб.), но зачастую и более дефицитных деталей, которые придется заказывать.Опытный механик по  состоянию рабочих поверхностей пластин определит путь поиска неисправности. Если на кромках пластин сохранились наклонные насечки, ремень не  проскальзывал, давление в  полостях управления шкивами в  норме. Если  же видны крупные задиры с  заусенцами, то, скорее всего, давление в  системе снижено. Возможных причин тому много, начиная с  неисправности насоса и  заканчивая износом уплотнительных колец шкивов. Ремень можно повредить и даже порвать, если при  быстром движении машины откажет датчик скорости. Потеряв его сигнал, блок управления быстро сдвинет шкивы в  среднее положение  – переведет вариатор в аварийный режим. А это означает интенсивное торможение двигателем. При такой перегрузке стальные ленты деформируются. Увы, датчик скорости на  основе эффекта Холла (с тремя выводами) и поныне не блещет надежностью. Конечно, если он откажет на  средней скорости, риск перегрузки ремня минимален. Такие отказы нередки, поэтому после покупки подержанного автомобиля датчик скорости лучше сразу заменить новым, благо  разбирать вариатор не  придется  – датчик закреплен на  корпусе, снаружи. Цена его около 3500 рублей. Убить ремень случается и на малой скорости. Например, если при  парковке задним ходом неосторожно удариться колесами в высокий бордюр, ремень получит слишком сильный импульс в  обратном направлении  – и  будет поврежден.НАША СПРАВКАПеред покупкой подержанного автомобиля, особенно недешевой иномарки, стоит познакомиться с  ее конструктивными особенностями. Иначе кот в  мешке может сильно разочаровать. Например, перед продажей машины продавец зачастую корректирует показания одометра, а  определить истинный пробег ни  по  внешнему виду, ни  по  результатам пробной поездки обычно не  удается. Правда, на  автомобилях 2006  годаМикроскопические насечки на поверхностях трения пластины обеспечивают необходимый контакт со шкивами (макросъемка). Аналогия с поверхностями синхронизаторов в механической КП. Так выглядит рабочая кромка пластины, испытавшей сильную пробуксовку по шкивам (макросъемка). Грубые надиры металла исключают надежный контакт.Отказ другого, более сложного электротехнического устройства  – шагового электромотора приведет к  менее печальным результатам: движению с  постоянной скоростью. Но  и это не  обрадует вас. Ранние модели электромоторов на  автомобилях «Ниссан» отказывали в  основном из-за обрыва обмотки. После доработок механики об этом дефекте на несколько лет забыли, но впоследствии картина повторилась,  – возможно, на  машины попали моторы из  случайно сохранившейся старой партии.Растянутость многослойной ленты ремня – начало конца вариатора. Частая причина – грубая манера вождения. Реже – естественное старение, связанное с большим пробегом.выпуска и  более свежих изменить показания намного сложней. Дело в  том, что информация о  пробеге хранится в  нескольких электронных блоках управления и вмешательство приводит к уничтожению другой важной информации, например к стиранию меток иммобилайзера. Двигатель в этом случае не запустится, и пробудить его будет крайне сложно. Попытка обмануть клиента такому продавцу обходится дорого.204 За рулем 12/2008