ГРУЗОВИКИVOLKSWAGEN MULTIVAN 4MOTIONВерь глазам своим!«Фольксвагены» семейства «Транспортер/Каравелла/ Мультивэн» привычно видеть в роли грузовичков, развозных фургонов, микроавтобусов и даже офисов на колесах. Однако в полноприводной версии «ПанАмерикана» этот автомобиль может быть еще и… вездеходом, в чем на собственном опыте убедился Юрий Нечетов. Фото автора.Погодка выдалась самая что ни на есть осенняя: хмурое небо, низкие тучи и нудная сырость в воздухе – то ли капает, то ли просто висит. «Отменят, как пить дать отменят. Или сократят до езды в детской песочнице...» Унылые мысли крутились в голове, пока ехал на «Мультивэн Экспириенс» – внедорожные покатушки на полноприводном «ФольксвагенеМультивэн». Трасса-то проложена по глинистым холмам, а сейчас по ним впору на танке ползать!КОНСТРУИРУЕМ ВСЕДОРОЖНИК В иерархии модификаций «Фольксвагена-Т5» «Мультивэн» занимает верх254 За рулем 12/2008нюю строчку. По уровню комфорта и оснащения он ничем не уступает легковым автомобилям, а в чем-то даже превосходит их. Например, салон куда более просторный и многофункциональный. Само собой, как почти все «Фольксвагены», имеет он и полноприводную версию 4Motion (читается «фирмоушн») для уверенной езды по скользким дорогам. Схема трансмиссии такая же, как у большинства паркетников: на хорошем покрытии ведущими являются только передние колеса, при их проскальзывании муфта «Халдекс» (Haldex) подключает задние. Что нужно сделать, чтобы повысить внедорожные способности «Муль-тивэна 4Motion»? Как минимум установить предлагаемую для всего семейства Т5 усиленную подвеску для плохих дорог. Более длинные и жесткие пружины с повышенной энергоемкостью увеличивают дорожный просвет со стандартных 167 до 197 мм. А если уж подняли машину, то в колесные арки вместо серийных покрышек 215/65R16 поместятся более крупные, например размером 235/70R16 или даже 235/75R16. А они увеличат просвет еще на 24 или 28 мм соответственно. В итоге получаем уже вполне серьезный клиренс – не менее 220 мм! Однако четыре зубастых вездеходных колеса нужно еще провернуть в грунте. В отсутствие раздатки с пониженным рядом необходимые тяговые возможности обеспечат 6-ступенчатая коробка с широким диапазоном передаточных чисел и 2,5-литровый турбодизель (рядная «пятерка») с крутящим моментом 400 Н.м. Для пущей проходимости добавим принудительную блокировку заднего межколесного дифференциала. Что касается прочности несущего кузова, который принимает на себя все нагрузки, стоит вспомнить: у «Мультивэна» и работяги «Транспортера» (грузо- подъемность – до 1400 кг) практически одинаковая конструкция. Получилась вседорожная модификация «Мультивэн ПанАмерикана 4Motion», на которой яи отправляюсь в раскисшую глину (это ж надо, ничего не отменили и даже кроссовую трассу не упростили!) Правда, несколько смущает цена: свыше 2 миллионов рублей. Для бездорожья я предпочел бы чтонибудь попроще.«ПАНАМЕРИКАНА» ПОДМОСКОВНАЯ Сразу за стартом огромная лужа какогото киселя – не забыть нажать клавишу блокировки дифференциала и хорошенько разогнаться перед крутым, процентов сорок, подъемом. Выскочить можно только ходом, поэтому – первая передача и газ в пол! Мотор ревет, колеса буксуют, машину болтает, как мыло в ванне, так что приходится отчаянно вертеть руль, чтобы удержать траекторию. Где-то наверху судейская будка, но она прячется за устремленным в небо коротеньким носиком «Мультивэна». Не снести бы ненароком. Почти потеряв скорость, переваливаю через гребень... Черт, точно в будку! Кое-как разминувшись с препятствием и даже попав в контрольныеКонструкция семейства Т5, как и почти всех легковых «фольксвагенов», предусматривала установку полноприводной трансмиссии. В развитом тоннеле пола помимо выпускной системы можно проложить и карданный вал, а задняя подвеска позволяет безболезненно разместить валы приводов. На днище в заранее предусмотренном месте смонтирован подрам-ник с редуктором, крепления для гашения вибраций выполнены на резиновых сайлентблоках (запасное колесо у данной машины демонтировано). Отличие модификации «ПанАмерикана» – более длинные усиленные пружины, о чем говорят чуть опущенные рычаги передней подвески (с обычными пружинами они расположены горизонтально).При пробуксовке передних колес муфта «Халдекс» подключает задние. В списке опций есть принудительная блокировка заднего межколесного дифференциала. Полноприводный «Синкро» предыдущего поколения Т4 можно было опознать по запасному колесу на корме, куда его вытеснил редуктор заднего моста. В более крупном «ФирМоушн» пятого поколения запаску удалось оставить под днищем.За рулем 12/2008 255 ГРУЗОВИКИ | VOLKSWAGEN MULTIVAN 4MOTIONVolkswagen Multivan PanAmericana 4MotionОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 4890 ширина 1904 высота 2030 база 3000 колея спереди 1628 сзади 1637 Дорожный просвет 221 Снаряженная масса, кг 2260 Полная масса, кг 3000 Время разгона 0–100 км/ч, с 12,5 Макс. скорость, км/ч 184 Топливо ДТ Запас топлива, л 80 Расход топлива, л/100 км: загородный цикл 12,2 городской цикл 7,6 смешанный цикл 9,3 ДВИГАТЕЛЬ ТД, Р5, 20 клапанов, 2,5 л, 128 кВт/174 л.с. при 3500 об/мин, 400 Н.м при 2000 об/мин, расположен спереди поперечно ТРАНСМИССИЯ полноприводная с подключаемым задним мостом, М6 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ подвески – независимые пружинные; тормоза –дисковые, спереди вентилируемые; размер шин – 235/70R16 (235/60R16, 235/75R16) ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОчень тесные фигуры вынуждают крутить руль от упора до упора, и все же трудно избежать касания конусов. В салоне «Мультивэна» шесть отдельных кресел с кожаной обивкой, которые можно разворачивать или сдвигать по напольным полозьям.«ворота», подкатываю к спуску… Они что, с ума сошли? С этого обрыва даже на четвереньках спускаться страшно: или ляжешь на брюхо на самом верху, или уткнешься носом внизу… Почти пятиметровой длины «Фольксваген», едва чиркнув по перегибу алюминиевой защитой днища (кто сомневался, что 220 мм клиренса – мало?), с нарастающим ревом устремляется вниз. Здесь важно не нажать инстинктивно педаль тормоза – рискуешь развернуться поперек склона и дальше спускаться уже кувырком… Ничего, сполз и даже бампер внизу не оторвал. Как оказалось, смутившие меня поначалу довольно скромные показатели геометрической проходимости (углы въезда и съезда – 22о и 16о соответственно) относятся к полностью загруженной машине на обычной резине. А порожняком, да на больших колесах… Следующие «ворота» расположились на склоне профилированного поворота. По скользкой глине пройти их можно только боком, поставив машину по диагонали. Потом еще спуски, подъемы, грязевые ванны, больше похожие на болота, – одолеть их, почувствовав возможности автомобиля, уже несложно. Под конец – соревнования по фигурному вождению: «змейка», круг, «карман», «змейка» задним ходом, «га256 За рулем 12/2008раж». Сесть повыше, наружные зеркала сориентировать вниз, на задние колеса, – поехали! Упражнения простые, но трасса проложена столь плотно и причудливо, что траекторию нужно просчитывать на несколько фигур вперед, иначе даже полного поворота руля может не хватить... Ничего, мы с «Мультивэном» справились, не получив и здесь ни одного штрафного очка и обеспечив себе первое место среди представителей автомобильных изданий. Знай наших!С учетом тяжелых режимов движения в отсутствие раздатки для полноприводной версии предлагают 6-ступенчатую коробку передач.Большие колесные арки изначально рассчитаны на колеса увеличенного размера, для которых достаточно лишь чуть приподнять кузов: 167 мм (стандартный просвет) + 30 мм (усиленная подвеска) + 24 мм (колеса 235/70R16) = 221 мм.