304
305
306
307
БЕЗ ГРАНИЦ POLARIS 800EFIВерхом на гусеницеДержать громоздкий УАЗ для вылазок в дебри не резон; то ли дело легкий четырехколесный вездеход. С новыми возможностями квадроцикла знакомился Вячеслав Кицис. Фото: Дмитрий Перепелкин.Квадроцикл (ATV)  – аппарат на колесах. Тем не менее это знатный внедорожник. Но  и  такой уступит гусеничной машине. Можно  ли приспособить на  ATV этот движитель и расширить возможности квадрика? «Нет проблем!»  – ответили в  компании «Поларис» и  разработали для своих машин гусеницы, которые легко встают на место колес. Новая гусеница Polaris движется по каткам, как на танке. Трак резиновый, колеса (катки) из высокопрочного пластика. Подшипники в этом движителе герметичны – смазка заложена на весь срок службы. С ними снег и грязь нипочем. Но прежде, чем взять на тест переобутый четырехколесник, захотелось посмотреть, как монтируют гусеницы: действительно  ли за 60  минут (так уверяет реклама)? И можно ли это сделать самому? Испытуемый образец  вездехода – четырехколесник-одиночка Polaris 800EFI. Комплект движителей, адаптеры и крепление подобраны, разумеется, под конкретную модель ATV. Час времени – и  у меня на  глазах руки механика превратили маленький вездеход в  машину, готовую покорять любое бездорожье. Грузим агрегат в прицеп – и на мою любимую непролазную трассу. Словно по  заказу, зарядил дождь. Дорога (вернее, то, что летом ею называлось) – просто класс: идеальные условия для тестирования АТV! Вот первые впечатления от гусениц: чувствительно жестче по сравнению с колесами, очень трудно повер-нуть руль на месте. На ходу – без проблем, но разворот требует недюжинных усилий. Радует, что это временная проблема: в следующем году у «Полариса» появится усилитель руля. Только приоткрыл курок газа, сразу понял: гусеница не любит наездов на твердые препятствия. Например, корни деревьев и  колдобины на скорости кажутся ничуть не мягче камня. Дальше ехал потише. Кстати, провожая меня на тест, механики несколько раз повторили: не  превышай рекомендованную максималку 55 км/ч. Пару раз ради эксперимента разогнался под восемьдесят. Удовольствия никакого: трясет, гусеницы на такой скорости «плывут»  – приходится все время подруливать, чтобы удержать четырехколесник на дороге. А вот 55 км/ч действительно в самый раз. Но  я сразу простил «Поларису» мелкие недостатки, едва приступил к  специальным упражнениям. Как же он гребет своими гусеницами! Я не оговорился: именно гребет, других слов не подберешь. Упражнение первое – любимое болото. Впрочем, любимым его можно назвать, только сидя на таком аппарате, как гусеничный «Поларис». Сколько в  трясине застряло народу, не  сосчитать. Об этом говорит большое количество брошенного хлама – его подкладывали под колеса увязших автомобилей. Чего только не использовали люди, чтобы преодолеть это болото, да тщетно: никаких следов колес на другом берегу нет.304 За рулем 12/2008 Универсальным гусеницам болотце не препятствие.За рулем 12/2008 305 БЕЗ ГРАНИЦ | POLARIS 800EFIТип привода? Гусеничный 4х4!«Поларис» же, опираясь на свои гусеницы, стоял в самом центре грязевого месива как ни в чем не бывало. От меня требовалась самая малость: выполнять команды фотографа. Вперед, назад, быстрее, тише – а со стороны машины никакого намека на то, чтобы застрять или забуксовать. Лишь однажды почувствовал, что начало засасывать. Как только вода дошла до  подножек, шевельнул кнопкой на  руле и  подключил передние ведущие гусеницы. Потом курок газа до упора, шприц грязи в небо – и наша фотосессия продолжилась. Второе препятствие  – подъем. Каверзный такой, я на  нем обычно проверяю все тестовые АТV. Останавливаюсь на середине горы и пробую продолжить движение к вершине. Как правило, испытания заканчиваются одинаково: колеса срывают дерн, буксуют, и, каким  бы рельефным ни  был протектор шин, я скатываюсь к подножью. На  гусеницах это упражнение дается без проблем. С  середины горы вверх (хочешь, по  миллиметру, хочешь, с  газом)  – легко, непринужденно и даже как-то элегантно.306 За рулем 12/2008Упражнение третье  – брод. Четырехколесник стандартный, никакого шнорхеля нет и  в  помине, сапуны мостов и вариатора высоко не подняты, поэтому ограничителем глубины погружения служила холодная вода в моих мотоботах. На полном приводе – словно посуху. Покатавшись туда-сюда и обнаглев вконец, отключаю передний мост. Нажимаю курок газа и… Задние гусеницы мгновенно скрываются под водой. Ладно бы только это, они еще по самую ступицу закопались в песчаное дно. Наконец-то засел? Лебедки нет, а  до ближайшего жилья километров тридцать. Восторг улетучился как дым, когда увидел фотографа, бегающего по  берегу и  тревожно машущего руками. Знать, видок у  меня был неважный, раз он оставил аппаратуру… Доигрался? Щелкаю кнопкой включения переднего моста на  руле... Неужели поздно? И  лишь вылетев на берег, вспоминаю, что в  инструкции жирным шрифтом написано: «На бездорожье – только полный привод!» Тут-то и  вспомнил разговор с одним из  спортсменов перед тестом. Он всесезонные гусеницы характеризовал так: «Пробовал. Скучно, брат: экстрима никакого. Едет себе и едет, засадить практически невозможно».Четырехколесный ATV превращается в вездеход о четырех гусеницах. Этот подъем на колесах штурмуют только с разгона. На гусеницах можно и ползком.Наверное, он по-своему прав, этот спортсмен. Неделю я мотался по бездорожью в  поисках непроходимого для гусеничного «Полариса» места. Не  нашел! Но  что скучно спортсмену, обычному владельцу ATV в самый раз. Грибнику, рыболову или охотнику именно такое сверхпроходимое транспортное средство наверняка придется по душе.За рулем 12/2008 307