178
179
БезопасностьИнноВаЦИИ БМВСНовую «семерку» снабдили «боковым зрением»: дерево мешает водителю увидеть юную велосипедистку, но видеокамера передает ее изображение на монитор.Уберечь, защитить, спастиЭтими словами Владимир Аркуша «зашифровал» свои впечатления от показа новинок в области безопасности, организованного компанией БМВ.Лаборатория С3 центра исследований и инноваций БМВ (на фото) проводит большую часть испытаний на удар: машины бьют почти ежедневно. В лаборатории С2 освоили уникальную (не предусмотренную стандартами) методику испытаний опрокидыванием. Наконец, в С1 изучают последствия ударов с относительно невысоких скоростей: здесь катапульта бьет по неподвижному кузову. Есть также стенд, где имитируют наезд на пешехода, используя муляжи ног, бедер и головы.разу подчеркну: почти все устройства и  системы журналисты смогли опробовать в  действии на  серийных машинах  – от  заряженного «МИНИ-Джон Купер Уоркс» до кроссовера Х6 и флагманского седана 7-й серии. Многие разработки были показаны ранее*, но в  такой полноте и многообразии, пожалуй, впервые. Уберечь от  аварии призваны ассистенты водителя – не только те, что контролируют поведение машины в повороте, на скользком покрытии, при торможении, но и те, что снабжают дополнительной информацией о дорожной обстановке, например указатель допустимой скорости и  видеокамеры бокового обзора. Но если авария все же произошла, машина должна, что называется, стать на  защиту своих пассажиров, используя немалый арсенал средств. Судить об их эффективности позволяют всевозможные испытания, важнейшие из  которых  – крэш-тесты. Нам показали оригинальную установку, где машину опрокидывают на уклоне. Душераздирающее зрелище не  удалось увидеть вживую. Зато впервые в  присутствии журналистов провели другое испытание: «семерку» нового поколения вогнали в бетонный куб, подчеркнув: это не показуха для прессы, а запланированный тест. (Правда, для  материала я  отобрал более эффектный кадр бокового удара.) Потратив столько изобретательности, чтобы сделать поездки в  БМВ максимально безопасными, инженеры, казалось бы, вправе считать свою задачу выполненной, если все «ассистенты» и  защитные устройства до и во время аварии сработали штатно. Однако им небезразлична дальнейшая участь пострадавших: как ускорить оказание помощи, можно ли вооружить бригаду врачей конкретными сведениями о состоянии пассажиров? Для этой цели уже более 10  лет используется система аварийной связи. С  1997 года ею оснащено на  конвейере свыше 600  тысяч машин; колл-центр БМВ принял около 25 тысяч телефонных звонков, которые помогли оперативно выслать помощь к  месту происшествия. На  повестке дня продвинутый вариант – коммуникационная сеть «БМВ Коннектед Драйв». Помимо обмена устной информацией по телефонной линии, она способна в автоматическом режиме передать в  коллцентр объективные параметры ДТП, зафиксированные специальными датчиками. По ним судят о характере повреждений машины и, соответственно, о  тяже-* См. ЗР, 2007, № 2, 8, 9, 11; 2008, № 1, 9.178 За рулем 01/2009 Расширенное аварийное оповещение: комплекс датчиков позволяет объективно судить о риске тех или иных травм при аварии. А – подушки безопасности: 1 – датчики давления; 2 – датчики ускорения; 3 – модуль управления подушками; 4 – датчик опрокидывания; 5 – распознавание положения тела при ударе.сти последствий для пассажиров. Бригады спасателей и медиков отправятся к месту аварии гораздо более подготовленными, а значит, сэкономят драгоценные, часто решающие для жизни минуты. Как видно из  приведенного графика, число жертв на дорогах Германии неуклонно снижается – и в том есть неоспоримая заслуга специалистов БМВ.Б – система связи: 6 – динамики; 7 – микрофон; 8 – модуль телеметрии; 9 – антенна.Аварийная связь помогает уточнить характер требуемой помощи и ускорить ее оказание. Камера бокового обзора могла бы стать подспорьем ив российских мегаполисах, но как сохранить объектив чистым?Количество погибших на дорогах ФРГ с 1953 по 2007 год. Начиная с 1970-го прослеживается устойчивая тенденция к снижению, тогда как суммарный пробег транспорта возрос с 234,2 млрд. км в 1970 году до почти 700 млрд. в 2007-м.На правах рекламыЗа рулем 01/2009 179