ГРУЗОВИКИАВТОБУС SETRA S 416 HDHВерхняя палуба комфортаМашина удлинилась на 200 мм, что позволило расположить в носовой части защиту от фронтального удара FCG (Front Collision Guard). Добавлена система экстренного торможения АВА; просторнее стала обновленная кабина, водитель получил мультифункциональные руль и информационный дисплей. Модифицирована подвеска третьей оси, а крены и раскачку эффективно гасит специальная система выравнивания кузова. В рамках унификации с «Мерседесом» в дополнение к 12-ступенчатому автомату ZF «Сетра» получила в качестве опции компактный 8-ступенчатый роботизированный «Пауэр-Шифт GO 240-8». Много внимания уделено мелочам. Например, для снижения шума механизм привода стеклоочистителей замедляет скорость щеток вблизи крайних положений. При этом массу автобуса удалось снизить на 1% (не улыбайтесь – это четверть тонны!). Основными чертами обновленной «Сетры» создатели считают высокие комфорт, качество и уровень безопасности, а также малый вес.В иерархии автобусных брендов корпорации «Даймлер» марка «Сетра» находится на самой верхней ступени, а венчающий ее туристический «ТопКласс-400» – все равно что «Майбах» или «РоллсРойс» в мире легковых. Последнее пополнение 400-й серии рассматривает в деталях Юрий Нечетов.В списке опций появился прозрачный потолок, на котором установлены три откидных монитора для показа фильмов, вывода изображения с видеокамеры наружного обзора или обращений водителя к пассажирам.Двигатели стали мощнее, базовым является Р6 ОМ 457 LA мощностью 423 или 455 л.с.; по заказу устанавливают мотор V8 OM 502 LA (503 л.с.).Благодаря управляемым задним колесам и поворачивающимся на 58о передним, 13-метровая трехосная «Сетра-S 416 HDH» так же маневренна, как двухосная S 415 HD, которая короче на метр.В нише над ведущим мостом расположен 62-литровый бак с AdBlue – «Сетра», как и «Мерседес», обеспечивает соответствие нормам Евро IV иV за счет впрыска мочевины.192 За рулем 01/2009 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯУ большинства современных «туристов» водительская дверь отсутствует – от нее отказываются ради упрощения конструкции, – однако в «Сетре» этот элемент роскоши сохранился.Водительское место стало более удобным. На стекле установлены видеокамеры системы АВА и переднего обзора, еще одна камера на левой стойке снимает водителя.Setra S 416 HDHОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 13 190 ширина 2550 высота 3860 колесная база 6250/1350 Количество мест 50–55 Радиус поворота, м 10,6 Объем багажного отсека, м3 12,6 Полная масса, кг 24 000 Топливо ДТ Запас топлива, л 565 (+ 62 AdBlue) КЛАССИФИКАЦИЯ туристический высокопалубный КОНСТРУКЦИЯ каркасно-панельный кузов ДВИГАТЕЛЬ ТД Mercedes-Benz OM 457 LA, Р6, 12,0 л, 335 кВт/456 л.с. при 1900 об/мин, 2200 Н.м при 1100 об/мин, Евро V, расположен сзади продольно ТРАНСМИССИЯ привод на среднюю ось, А12 ZF-AS Tronic ХОДОВАЯ ЧАСТЬ подвеска пневматическая, передней и задней управляемых осей – независимая, ведущей – зависимая; тормоза: трансмиссионный ретардер, рабочие – пневматические вентилируемые дисковые, ESP, EBS, ABS, ASR, BA, DBL; шины 295/80R22,5Опознать обновленную «Сетру» проще всего по противотуманным фарам измененной формы. Набор их функций пополнился еще одной – на скорости ниже 40 км/ч внутренняя теперь освещает поворот.Фонарь в кронштейне наружных зеркал освещает асфальт у двери – комфорт слагается из мелочей. На стоянке центральный дисплей информирует водителя об открытых дверях, багажных, технических и вентиляционных люках, заблокированных стояночным тормозом колесах.Параллелограммный механизм дает возможность открыть полутораметровые люки багажных отсеков (общий объем – 12,6 м3) даже на тесной стоянке. Люки реже навещаемых технических отсеков снабжены обычными петлями.Люк в переднем бампере позволяет не только достать запасное колесо, но и рассмотреть элементы защиты от фронтального удара FCG (откидной противоподкатный брус – красного цвета, деформируемые элементы – желтого). За рулем 01/2009 193