РЕМОНТ И СЕРВИСВ ДЕТАЛЯХ SUZUKI GRAND VITARA (1998–2009)Дочки-материЧто в поколениях «Гранд-Витары» изменилось к лучшему, а какие болезни стали наследственными, рассказывает Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.О«Гранд-Витаре» первого поколения мы рассказывали в ЗР, 2005, № 2. С тех пор какие-то болячки изжил сам производитель, какие-то – дилеры в период гарантии. Зато появились новые, а заодно и статистика по модели второго поколения. Какие подводные камни подстерегают обладателей младшей и старшей «витар»?ПОРТРЕТНОЕ СХОДСТВО Основная претензия к кузовам – облезает хром, в первую очередь с решетки радиатора. На «дочке» вдобавок на легкосплавных дисках краска вспучивается, а на пятой двери, в местах контакта с уплотнителем, стирается. С неряшливым видом колес проще смириться, а вот дверь уберечь несложно – достаточно регулярно протирать уплотнитель и смазывать его силиконом. В отличие от «витар» до 1998 года выпуска, среди которых много гнилушек, кузова последних «грандов» держатся молодцом. Ржавчину найдете разве что на рихтованных после аварии дета178 За рулем 02/2009лях. Даже VIN, выбитый на раме за правым передним колесом, у десятилетних авто редко тронут коррозией. Исключение – трубки ГУРа и кондиционера, что проложены спереди моторного отсека: в местах крепления они могут прохудиться уже на третий сезон. Ставя новые, покройте их антикором и заключите в резиновые втулки – дольше проживут. Электрооборудование у «матушки» сравнительно простое. С немногочисленной штатной электроникой проблем практически не бывает. А вот дополнительная сигнализация частенько сбоит из-за окисления в скрутках. Чтобы не пришлось возиться с ними где-нибудь в поле, сразу же после покупки подержанной машины отыщите, пропаяйте и надежно заизолируйте все соединения. У пожилых авто нередко перегорает электродвигатель вентилятора кондиционера. Причина банальна – скованную грязью или снегом крыльчатку не провернуть, а предохранитель чаще сгорает уже после того, как обуглятся обмотки заторможенного моторчика.Такой пустяк, как перегоревшая лампочка подсветки блока управления отопителем, способен изрядно потрепать нервы – поменять ее непросто. Некоторые так и ездят, без подсветки блока, а более рукастые владельцы ставят вместо лампы «вечный» светодиод. У «дочки» проблем с электрикой побольше, как, впрочем, и электроники на борту. Блоки связаны витой парой по САN-шине, поэтому дополнительную сигнализацию здесь с кондачка не поставишь. Нужен согласующий модуль – так называемый CAN-bus. Вряд ли стоит с этим возиться, ведь модель особым спросом у угонщиков не пользуется. В поломках штатной «музыки» виновны обычно сами владельцы – не читают инструкцию, которая запрещает использовать CD-R и CD-RW. Загрузочный механизм чейнджера эти диски не «видит» и пытается в одну ячейку впихнуть сразу два: хрусть – и концерт окончен. А новый «оркестр» стоит около 2 тысяч зеленых. Впрочем, если не срезало шестерни механизма, привод удается починить. Очень уж желающим слушать хиты на запретном носителе советуем не вставлять более одного диска. На авто 2005–2007 годов нередко перегорал блок, регулирующий обороты вентилятора отопителя. Хотя случай гарантийный, тем, чья машина не на гарантии, полезно знать: если поменять лишь блок – сгорит снова. Меняйте только в паре с моторчиком отопителя! ИСТОРИЯ МОДЕЛИ1998 год. Дебют «Сузуки-Гранд Витара», пришедшей на смену «Витаре». Кузов: 3- или 5-дверный универсал. Двигатели: бензиновые P4, 1,6 л, 69 кВт/94 л.с.; Р4, 2,0 л, 94 кВт/128 л.с.; V6, 2,5 л, 106 кВт/144 л.с. или 116 кВт/158 л.с. (разные настройки); дизельный с турбонаддувом P4, 2,0 л, 64 кВт/87 л.с. или 68 кВт/92 л.с. (с интеркулером). Привод: полный (подключаемый передний мост), М5 или А4. 2000 год. Трехдверная версия с открытым кузовом, турбодизель Р4, 2,0 л, 80 кВт/109 л.с. 2001 год. Семиместная версия XL-7 с удлиненной на 600 мм базой и бензиновым двигателем V6, 2,7 л, 127 кВт/173 л.с. 2002 год. Рестайлинг: новая панель приборов, климат-контроль, иные материалы обивки салона. Крэш-тест EuroNCAP модификации XL-7: 8 баллов за фронтальный удар и 15 – за боковой. Общий итог: три звезды. 2003 год. Рестайлинг модели XL-7: новая А5, электромуфта подключения переднего моста, изменения в силовом каркасе кузова. 2005 год. Дебют второго поколения «Гранд Витары». Кузов: несущий, 3или 5-дверный универсал. Двигатели: бензиновые P4, 1,6 л, 74 кВт/100 л.с. или 79 кВт/107 л.с. (разные настройки); Р4, 2,0 л, 103 кВт/140 л.с. или 107 кВт/145 л.с. (разные настройки); V6, 2,7 л, 135 кВт/184 л.с.; дизельный P4, 1,9 л, 95 кВт/129 л.с. Привод: постоянный полный, М5, А4 или А5. 2007 год. Мощность двигателя V6, 2,7 л подняли до 138 кВт/188 л.с. Крэш-тест EuroNCAP: 11 баллов за фронтальный удар и 16 – за боковой. Общий итог: четыре звезды. 2008 год. Рестайлинг: новая решетка радиатора, передний бампер, щиток и панель приборов. Новые двигатели: Р4, 2,4 л, 124 кВт/169 л.с.; V6, 3,2 л, 171 кВт/233 л.с.Машины первого поколения – рамной конструкции, с жестко подключаемым передним мостом и понижающей передачей. В дополнение к базовым 200 мм дорожного просвета кузов этого экземпляра приподняли проставками еще на 50 мм.Если при включении омывателя стекла щетки в начале хода тут же останавливаются, как бы прося подольше придержать рычаг на рулевой колонке, – готовьтесь его менять в сборе с реле. Благо это «гарантия». А вот омыватель фар (рожки в бампере) бесплатно не меняют. Не рассчитаны, дескать, механизмы на российскую грязь, отчего, забившись ею, и заклинивают. Немало хлопот доставляет самопальный ксенон. Горе-мастера ставят блок розжига рядом с контроллером двигателя, а то и вовсе поверх его. Стоит зажечь свет, в такт загорается лампа Check Engine. Не сразу дилеры догадались, что блуждающая ошибка вызвана электромагнитными помехами. Check Engine частенько вспыхивает и по другому поводу. Моторы, несмотря на внешнюю схожесть со «старшими», имеют иное программное обеспечение, благодаря которому укладываются в более жесткие экологические нормы. Но ик топливу стали привередливее. Самые распространенные ошибки закодированы числами 301–306, это перебои в воспламенении. Обычно достаточно поменять только свечи, но иногда потребуется и форсунки промыть.КАША С МАСЛОМ Главная проблема всех моторов, пробежавших под 100 тыс. км, – угар масла. Заявленный производителем допуск – до литра на 1000 км! (Кстати, интерес-но, как такой угар уживается с европейскими экологическими нормами?) Страшиться этого не стоит – среди конкурентов есть и более прожорливые. Куда страшнее упустить снижение уровня до критического: появится характерное позвякивание из-под капота – результат масляного голодания и признак износа цепного привода ГРМ (не касается старого мотора 1,6 л, где привод ременный). Господа, готовьте ваши денежки! Особо ощутимо ударит по карману ремонт V6 – три цепи, три натяжителя и шесть успокоителей. Уж коли вляпались, проверьте заодно цепь масляного насоса, которая зачастую тоже требует замены. Если машина из Америки, а таких на рынке немало, проверьте жгут к катушкам зажигания – провода нередко дубеют настолько, что попросту обламываются. В большей степени это касается моторов V6. Кстати, меняя здесь свечи, пометьте катушки с разъемами, ведь изза одинаковой длины проводки соединения легко перепутать. И не затягивайте крепко винты пластиковых крышек – закисают, и потом их не стронуть! Давно замечено, что янки экономят на масле – льют дешевую минералку да к тому же меняют редко. Результат – смолу хоть выковыривай. Не вздумайте промыть мотор, ведь смытые отложения забьют маслоприемник, что чревато серьезными последствиями. Лучше пару раз поменять масло через 1–2 тыс. км, тогда грязь выйдет постепенно – часть с отра-ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Крыло переднее/заднее Накладка бампера переднего Блок-фара/фонарь Капот Фильтры масляный/воздушный / топливный Сцепление МКП (комплект) Полуось заднего моста Дифференциал переднего моста Вакуумный клапан подключения переднего моста Тормозные диски передние/ барабаны задние Стоимость, руб. 7600/14 200 19 000 9000/5300 20 000 370/1300/2400 9500 12 500 31 500 8000 10 400/16 600СТОИМОСТЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАБОТ У ДИЛЕРАРабота Компьютерная диагностика (мотор-тест) Диагностика ходовой части и тормозов Замена масла и фильтра двигателя Замена ремня ГРМ (1,6 л) Замена цепного привода ГРМ (Р4/V6) Замена стоек и втулок стабилизатора передней подвески Замена внутреннего рулевого наконечника Замена тормозных колодок передних/задних Регулировка углов установки колес Нормочас Стоимость, руб. 1130 800 750 3180 9650/11 500 660 1060 1500/1630 2240 1325 За рулем 02/2009 179 РЕМОНТ И СЕРВИС | В ДЕТАЛЯХ SUZUKI GRAND VITARA (1998–2009)В новых «грандах» нередко скрипит панель приборов и люк в крыше (опция). А еще штатный чейнджер норовит в одну ячейку загрузить сразу два диска, если они CD-R или CD-RW.Салон машин первого поколения (на фото – до рестайлинга) хотя слегка и устарел дизайном, зато удобный и практичный. А главное – не скрипит!Мотор G16 (1,6 л), пожалуй, самый неприхотливый в гамме. Привод ГРМ – ремнем, который меняют вместе с роликом каждые 100 тыс. км. Двигатель 1,6 л, что ставят на трехдверки второго поколения, имеет цепной привод ГРМ. Самый распространенный мотор – J20 (2,0 л). На машинах второго поколения (на фото) проблемы с цепью ГРМ встречаются чаще, чем у предшественницы, причем известны случаи даже при пробеге всего 60 тыс. км. Следите за уровнем масла! Задняя многорычажка довольно живуча и до 150 тыс. км вложений вряд ли потребует. Нужно лишь проверять углы установки колес (эксцентрик показан стрелкой) и посматривать за выпускной трубой (кружок), которую легко повредить на ухабистой дороге. В передней подвеске авто первого поколения к 100 тыс. км могут потребовать замены стойки стабилизатора (стрелка), а к 50–120 тыс. км – втулки (кружок), ресурс которых зависит от условий эксплуатации.Двигатель Н25Х (V6, 2,5 л) жрет масло. Меняя его, следите, чтобы прокладка отделилась от блока вместе со старым фильтром, а при установке нового – чтобы под седло не попал провод датчика аварийного давления масла! Двигатель N32A (V6, 3,2 л) самый мощный – 233 л.с. Его начали устанавливать в 2008 году, поэтому статистики поломок пока нет. Это касается и другого новичка – J24B (2,4 л).В передней подвеске вторых «грандов» следим за стойками и втулками стабилизатора (кружок). Порой они издают неприятный скрип. Смазка нередко помогает оттянуть замену на 10–20 тыс. км.Задний мост на пяти тягах – привычная схема для настоящего вседорожника. Следим за подшипниками полуосей: при повышенном люфте гребенка на запорном кольце спиливает датчик ABS, который придется менять в паре с другим – у них общий жгут.180 За рулем 02/2009 ПРИМЕРНЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ ВЕРСИЙ МОДЕЛИ ПЕРВОГО ПОКОЛЕНИЯЗатраты (ремонт и ТО у дилера) Стоимость, руб.* 2,0 л МКП 2,5 л АКП 570 000 76 110Средняя цена трехлетнего экземпляра с пробегом 580 000 75 тыс. км Стоимость ТО 75–150 тыс. км включительно (с расходниками) 76 470 Вероятные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Трубки ГУРа и кондиционера У нынешней «Гранд-Витары» несущий кузов, постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала и понижающей передачей. Дорожный просвет составляет 200 мм. В трехдверке с мотором 1,6 л блокировки и «пониженной» нет. Уплотнительное колечко поддона двигателя Вакуумный клапан подключения переднего моста Редуктор переднего моста (ремонт) Сцепление (одна замена) Тормозные диски и колодки передние (одна замена) Тормозные колодки передние (одна замена) Тормозные колодки задние (одна замена) ИТОГО Средняя цена пятилетнего экземпляра с пробегом 150 тыс. км. Потери за три года эксплуатации (сумма затрат на авто с вычетом его продажи)** Средний расход топлива в городе (данные производителя), л/100 км Расходы на топливо (А95, 20 руб./л) Стоимость 1 км пробега*** 13 740 7250 385013 960 37 460 – 17 500 6000 5230 761 460 410 000 351 460 12 180 000 7,09 737 360 460 000 277 360 14,3 214 500 6,56боткой, а часть осядет в фильтре. Не дожидаясь сигнала лампы Check Engine, возвещающего о сбое в рециркуляции отработавших газов, снимите и промойте от смол клапан EGR (он стоит в задней части двигателя) и его трубку. Бывает, начинает замасливаться поддон двигателя. Если не сильно, то проще подливать масло, а вот когда потечет всерьез – готовьтесь менять резиновое колечко сливного канала «блок – поддон». Оно стоит между постелью подшипников распредвала и алюминиевой плитой поддона. Только чтобы до него добраться, придется снять передний мост. Следите за уровнем масла в переднем мосту! Вовремя не заметил лужи под редуктором, натекшей из-за изношенного сальника ведущего вала (касается «витар» второго поколения), – заменой манжеты и доливкой масла уже не отделаешься. У первых «витар» чаще течет из-под сальника правого привода – сразу готовьтесь к крупному ремонту, ведь, как правило, из-за люфтов приходится менять дифференциал. Если у «старых» «витар» не подключается передний мост – лампа на щитке приборов все время мигает, – в первуюочередь проверьте вакуумный клапан в картере моста. Чаще виновата прохудившаяся в нем диафрагма, нежели насос либо датчик, которые весьма надежны. Гул, издаваемый раздаткой, – сигнал к замене подшипников, которые в последнее время вызывают все больше нареканий на многих «японцах». Заодно стоит заменить и сальники. Кстати, у авто 2005–2006 годов частенько подтекала пара сальников, что стоят между коробкой и раздаткой. Их меняли по гарантии. Не удивляйтесь, что в таблицах нет данных о модели второго поколения. Пока невозможно оценить ликвидность пяти-шестилетних экземпляров, ведь прошло всего три года с момента появления модели. Да и мало еще машин с пробегом под 150 тыс. км, когда вылезают основные проблемы. Сейчас с уверенностью можно сказать лишь одно: новая «Гранд-Витара» вряд ли окажется дешевле предшественницы в эксплуатации. Благодарим компанию «АВТОМИР в Троице-Лыково» за помощь в подготовке материала.Возможные дополнительные затраты за пробег 75–150 тыс. км (деталь с заменой) Электродвигатель радиатора 13 950 кондиционера Датчики ABS заднего моста Внутренние рулевые наконечники Карданный шарнир рулевого вала 11 700 10 720 3900*Цены на декабрь 2008 года **Без учета инфляции и ДТП. ***С учетом расходов на топливо.За рулем 02/2009 181