194
БЕЗОПАСНОСТЬОТВЕТЫ ЮРИСТАСЕще раз о проверках на дорогахВерховный суд РФ принял постановление, связанное с привлечением водителей к ответственности за управление транспортными средствами в состоянии опьянения. Изменится ли после этого ситуация на дорогах, выяснял Сергей Смирнов.1 июля 2008 года сотрудникам ГИБДД предоставлено право проверять водителей на состояние опьянения. Об этом мы уже подробно писали (ЗР, 2008, № 7, 8), но тема настолько актуальная, что обращаемся к ней снова в наступившем году. Фактически к проверке на состояние опьянения инспекторы ДПС смогли приступить лишь спустя два месяца после вступления в силу поправок в КоАП РФ. Только в конце августа 2008 года появился на свет приказ МВД РФ № 676, утвердивший форму акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и протокола о направлении на медицинское освидетельствование. С этого момента сотрудники патрульной службы должны были начать полноценные проверки на дорогах. Как оказалось, службы ГАИ к этому просто не готовы.ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ Напомним кратко, каким образом инспектор ГИБДД должен проводить проверку. Прежде всего ему следует убедиться, что у водителя есть признаки опьянения. В правилах освидетельствования (утверждены постановлением правительства РФ от 26.06.2008 года № 475), сказано, что достаточными основаниями для этого служат запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица и поведение, не соответствующее обстановке. Если есть хоть один из этих признаков, то инспектор, обязательно в присутствии двух понятых, проводит освидетельствование с помощью алкотестера, разрешенного к применению Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Это значит, что прибор гарантирует запись результатов исследования на бумажный носитель и имеет сертификат соответствия. Что еще надо знать, случись контакт с ГАИ по такому печальному поводу? Если показания прибора отрицательные, водителя или отпустят с миром, или же все-таки препроводят к врачу (у инспектора могут остать-ся сомнения). В случаях, когда показания прибора положительные и водитель не оспаривает их, его отстраняют от управления ТС, забирают права и дело передают в суд. Если же водитель выражает несогласие с положительным результатом пробы, его в сопровождении милиционера направляют на врачебную проверку. Может быть и такой вариант: водитель, не отказываясь от освидетельствования, возражает против трубки – не хочу, мол, в нее дуть; тогда его маршрут в больницу, на «продувку». По окончании проверки инспектор обязательно заполняет специальный акт, где отмечаются: наличие (или отсутствие) признаков опьянения, дата проведения исследования, данные прибора (тип, марка, заводской номер, дата последней поверки), результаты исследования, координаты понятых. К акту инспектор обязан приложить распечатку на бумажном носителе с результатами проверки. В случае, когда он направляет водителя в медицинское учреждение, непременно составляется протокол (образцы акта и протокола приведены на нашем сайте: www.zr.ru/articles/57354). Протокол, так же как и акт, должен быть написан в присутствии двух понятых. После соблюдения всех формальностей водителя доставляют на обследование. Мы снова останавливаемся на этом детально, чтобы читатели, окажись они в столь неприятном положении, четко представляли себе права и обязанности сторон: проверяющего и подозреваемого.НА ГОЛОМ ЭНТУЗИАЗМЕ Мы уже писали, что подразделения ГИБДД очень плохо снабжаются алкотестерами (ЗР, 2008, № 10). За это время ситуация почти не улучшилась: в большинстве региональных отделов ГАИ алкотестеров не хватает! Мы обзвонили ряд российских регионов, и вот что выяснилось. Воронежская область. В конце декабря у инспекторов ГИБДД находилось всего лишь 25 таких приборов. Все «несут службу» в строевых подразделениях. В Белгородской области закуплен 151В большинстве региональных отделов ГАИ алкотестеров не хватает! В Пермской крае всего три прибора – по количеству стационарных постов.194 За рулем 02/2009