ТЮНИНГSKODA OCTAVIA RSНа всякий случайС появлением дизельной модификации «Шкоды-Октавия RS» к теме горячих хэтчбеков возвращается Вадим Никишев. Фото: Вадим Крючков.Универсальных автомобилей не бывает. Когда меня спрашивают, какую машину лучше купить, я обычно шучу: «Мусоровоз. Если, конечно, нужно регулярно вывозить отходы». Согласитесь, нельзя найти модель на все случаи жизни, поэтому каждый раз приходится учитывать конкретные пожелания. Но когда рамки сужаются до требований «и на работу ездить, и на трассе зажечь», выбор падает на класс хот-хэтчей. Они выросли из обычных городских малолитражек: их зарядили мощными моторами, доработали им шасси. Удачным рецептом пользуются все производители, поэтому такие маши228 За рулем 02/2009ны относительно недороги и практичны. А вот нюансов немало – кто-то максимально акцентирует спортивность, жертвуя комфортом и универсальностью, другие делают ставку на сохранение базовых достоинств, добавляя немного перца. «Октавия RS» с двигателем на тяжелом топливе, пожалуй, из таких. С бензиновой версией мы познакомились давно (ЗР, 2007, № 2), дизельную увидели на Московском автосалоне-2008. Она уступает бензиновой сестре в мощности – лишь 170 л.с против двухсот. Зато заметно превосходит по моменту: 350 Н·м доступны уже начиная с 1750 об/мин. Тепловоз!Впрочем, не совсем: тепловоз работает по принципу дизель-генератора – в движение его приводят электромоторы. А на «Октавии-RS» установлена 6-ступенчатая трансмиссия DSG с двумя мокрыми сцеплениями. Для мотора с узким рабочим диапазоном оборотов – оптимальный вариант. Тандем двигателя и коробки работает прекрасно. Очевидно, алгоритм смены передач здесь адаптирован к характеристикам дизеля. И при неспешном разгоне, и при максимальном ускорении автомат подгадывает переключения настолько удачно, что разрывов потока мощности и рывков практически не ощущаешь. Но чтобы почувствовать характер сило- Накладки на педали, вставки под металл – принадлежность горячей модификации. Новый мультимедийный центр доступен в других комплектациях. Пустынные извилистые дорожки, будто срисованные с асфальтовых ралли, позволили высоко оценить драйверские качества «эрэски». Граница между обычной и заряженной версиями начинается с фирменного обвеса. Рестайлинг коснется и версии RS, но мы оценим его лишь осенью.вого агрегата, лучше утопить педаль акселератора примерно на три четверти хода. Тогда стрелка тахометра начинает взмывать и падать, а каждое переключение сопровождается заметным толчком. Объективно не самый быстрый режим, зато на уровне ощущений получаешь ожидаемый уровень адреналина. Признаюсь откровенно: встречи с этой «эрэской» ждал, храня в памяти тепло от общения со старой «ШкодойФабия RS». Там тоже был дизелек, прав-да, с характеристиками поскромнее, но агрегатированный с шестиступенчатой «ручкой». Вот где душа радовалась! Каждое переключение пробуждало такую лавину тяги, что ведущие колеса проворачивались даже при переходе на третью ступень. У более солидной «Октавии» манеры взрослее, такого хулиганства она себе не позволяет. И в мелочах, и в целом «Октавия-RS» не скрывает своей принадлежности к более высокому классу. Рулевое управлениеЗа рулем 02/2009 229 ТЮНИНГ | SKODA OCTAVIA RSЕще одно отличие заводского тюнинга: вместо пузырящейся тонировочной пленки – аккуратная затемняющая сетка.Дизельную версию, кроме характерного звука, внешне ничто не выдает.Сиденья с логотипом хорошо фиксируют в поворотах и не напрягают в дальних поездках. Фирменный цвет суппортов вообщето зеленый, но красный на спортивных авто привычнее. Впрочем, эффективность торможения от цвета не зависит.стандартное, в связке поворотов ухватистым «бубликом» приходится активно работать. Спортивная (в отличие от той, что у большинства российских «шкод») подвеска надежно удерживает автомобиль и на ровном, и на волнистом покрытии. Кому-то она покажется жестковатой, а по мне – в самый раз: и душу не вытрясает, и уберегает от раскачки на неровностях. Сполна насладившись спортивной составляющей, оценим гражданскую. Версия RS сохранила все достоинства стандартной «Октавии». Это и просторный для своего класса салон, и практич-230 За рулем 02/2009ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ«Бросить все… и в Кисловодск»? Легко! Даже с семьей и полным багажником. А ведь есть еще и горячий универсал…Skoda Octavia RSОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 4578 ширина 1769 высота 1447 Объем багажника, л 560/1420 Снаряженная масса, кг 1455 Полная масса, кг 1995 Разгон 0–100 км/ч, с 8,4 Максимальная скорость, км/ч 225 Топливо дизельное Запас топлива, л 55 Расход топлива, л/100 км смешанный цикл 6,0 ДВИГАТЕЛЬ: дизельный Р4, 16 клапанов, 2,0 л,125 кВт/170 л.с. при 4200 об/мин, 350 Н·м при 1750–2500 об/мин ТРАНСМИССИЯ: переднеприводная, А6 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – независимая типа «Мак-Ферсон»/ независимая многорычажная; рулевое управление – реечное с гидроусилителем; тормоза – дисковые вентилируемые/дисковые, шины – 225/45R17 ный кузов хэтчбек с поистине огромным багажником. Если на выходные не намечены прострелы на автодроме, можно смело везти на дачу маму с джунглями помидорной рассады: места хватит, как и дорожного просвета. Предусмотрена стандартная трансформация салона с откидными спинками, превращающая горячий хэтчбек в небольшой грузовик. Проем за задними сиденьями не ограничен дополнительными усилителями кузова, как у некоторых собратьев по жанру. А будничные поездки на работу с неминуемыми пробками скрасит богатая комплектация: климат-контроль, люк с электроприводом, задний парктроник и ксеноновый свет. Из новинок, которые с недавнего времени стали доступны владельцам рестайлинговых «октавий», – мультимедийный центр. С помощью сенсорного экрана можно выбрать источник звука (радио или компакт-диск) или режим навигации. Кстати, карты грузятся с DVD, но воспроизводить аудио или видео с носителей этого формата система не способна. Зато МР3 читаются без проблем – с дисков, с карты памяти SD, с внешнего но-сителя через линейный вход или же со встроенного винчестера на 30 Гб. Посетовать можно лишь на два прокола: кириллица по-прежнему недоступна; без навигационного диска система упорно держится за немецкий язык – попытки переключиться на более знакомый английский в подменю Systemeinstellung успехом не увенчались. Неделя с новой «эрэской» пролетела незаметно, как и полторы тысячи километров, добавившиеся в окошке одометра. Где ездили? Да везде, о чем говорилось выше. Удобство DSG оценили в ежедневных разъездах по городу, круиз-контроль – в неспешном загородном движении в сторону подмосковной дачи. Посетили Бородинское поле, оценили управляемость на пустынных извилистых дорожках. Поездка с полной загрузкой выявила лишь один недостаток: трем задним пассажирам в верхней одежде непросто найти замки ремней безопасности. Словом, если не требуется вывозить мусор в промышленных масштабах, на роль единственного автомобиля в семье дизельная «ШкодаОктавия RS» подходит отлично.ОСОБОЕ МНЕНИЕАнтон ЧУЙКИН, заместитель главного редактора ЗР; служебный автомобиль – «Шкода-Октавия 1,6 FSI» Любая «Октавия» – очень правильная машина, с выверенной эргономикой и хорошими ходовыми качествами. Возможно, в ней не хватает перчинки, а в версии RS перца даже многовато, поэтому возникают неоднозначные ощущения. Для гражданского автомобиля модель RS слишком жесткая; по сравнению с моей машиной у нее меньше дорожный просвет: при парковке вплотную к бордюру приходится осторожничать там, где обычная «Октавия» встает с ходу. А назвать ее по-настоящему спортивной не позволяют возможности дизеля. На мой взгляд, чтобы претендовать на спорт, 170 сил маловато. Уверен, если пожертвовать управляемостью и сделать подвеску помягче, а клиренс побольше, RS станет очень привлекательной машиной на каждый день.Фото с карельским пейзажем сделано в Подмосковье. Но ив Карелии на гравийных дорожках эта «Октавия» не спасует.За рулем 02/2009 231