РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСТормозная зависимостьЗа ответ на задачу № 11 Артем Хвойнов из Рыбинска получает от редакции премию 6000 рублей, а от ОАО «Концерн «Моринфорсистема-АГАТ» электрический компрессор «Муссон».Коротко напомним условие задачи. Почему вдруг стояночный тормоз, еще недавно работавший, перестает держать, хотя и привод отрегулирован, и тросы смазаны, и тормозные колодки в порядке, и рабочий тормоз на юз берет? Ответов – на любой вкус! Некоторые – просто цитаты из инструкции: «Необходимо отрегулировать натяжение тросов ручника…» Или: «Трос в оболочке закис, пора его смазать либо заменить…» Другие – целые диссертации на тему ручника. И все же в половине присланных вариантов четкого ответа на несложный вопрос нет! Да, ручник часто отказывает по банальным причинам – закис, оборвался и т. п., – но, конечно же, предлагать столь примитивную задачу мы не стали бы! Хотя бы потому, что речь идет о массовых авто с широко распространенной конструкцией привода ручника, изученной вдоль и поперек. Характерные особенности привода – на рисунке. На колодки давят либо поршни рабочего цилиндра 10, либо рычаг колодок 6с распорной планкой 7. На расторможенной машине колодки под действием пружин отходят от барабана на величину зазоров, выставленных при регулировке гидропривода, ручной или автоматической. А исходное положение рычага 6 задано регулировкой тросового привода. Вроде бы системы независимы? Не всегда. Если трос перетянут, колодки трутся о барабан – и при включении ручника их ход почти нулевой. Таким же ничтожным в этом случае окажется ход поршней при рабочем торможении. Вот вам и зависимость! Все это приведет не только к скорому износу деталей, но ик закисанию поршней в рабочем цилиндре. Не зря порядок регулировки так подробно описан в инструкциях. При этом, естественно, считается, что вновь купленный трос не длиннее и не короче штатного, а его оболочки, возвратные пружины и т. д. тоже в норме! Многие нам сообщают, что детали купленного тросового привода могут настолько не соответствовать требуемым размерам, что владельцу прихо182 За рулем 02/2009дится их дорабатывать либо возвращать трос в магазин. И в следующий раз заранее промерять рулеткой! Если слишком длинным будет передний трос, может не хватить резьбы регулировочного наконечника, если короток окажется задний – он ограничит ход колодок. Выходит, наш победитель, написав, что «...рабочий тормоз действует исправно, так как он не имеет отношения ни к рычагу, ни к планке», подразумевал правильную регулировку обеих систем. Только в этом случае они независимы. А вот другая тонкость. Предположим, задний трос внутри оболочки ходит, но очень туго. Пока вся сила руки вязнет в этом трении, рычаг 6 вообще неподвижен. Шевельнулся? Да, однако трос передал на него лишь небольшую силу, а надо еще развести колодки! Иначе говоря, чем больше трение в приводе, тем слабее тормозят колодки. Некоторые читатели показали, что это верно и для гидропривода: «Когда начинают закисать поршни в рабочих цилиндрах, они слабее прижимают колодки». Все правильно, только по условию задачи рабочий тормоз в порядке! Выходит, один из возможных дефектов ручника читатели указали: закис трос. Только с новым это вряд ли случится так быстро, да и тугой ход почувствуете на рычаге. А бывает подругому: «Если рычаг колодок, его палец, пазы распорной планки сильно изЗадача № 14Тормозной механизм заднего колеса: 1 – задний трос; 2 – оболочка заднего троса; 3, 9 – нижняя и верхняя стяжные пружины колодок; 4 – возвратная пружина троса; 5 – наконечник троса; 6 – рычаг ручного привода колодок; 7 – разжимная планка колодок; 8 – палец рычага привода; 10 – колесный (рабочий) цилиндр гидропривода заднего тормоза.ПОЛЕТ ШМУЛЯ Говорил я Моте: «Чини ходовую», – а он лишь отмахивался: «Нету денег. Но езжу исключительно аккуратно!». Однако недавно исключительность Мотю Шмулевича не спасла. На одном повороте асфальт – стиральная доска! «Семерку» вынесло с дороги, и давно некурящий Шмуль, уже засев в канаве, неожиданно попросил папиросочку. Радехонек, что не перевернулся. Потом спорили. Я говорю: «Когда колеса от бугров отскакивают, сцепления с дорогой нет, машину сносит». А Мотя нудит свое: «Зато когда они ударятся об асфальт, инерция дополнительно их нагрузит, сцепление улучшится. То на то и выйдет!»… Жалко мужика – очевидно, что не прав. А в чем, не поймет. Помочь сможете? Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 10.03.2009 года по адресу: 107045, Москва, Селиверстов пер., д. 10, или по e-mail:
[email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.