252
253
254
255
БЕЗ ГРАНИЦАВТОПРОБЕГ ПАРИЖ – НЬЮ-ЙОРКНефть в обмен на продовольствиеКоманда известного автопутешественника Матиаса Ешке едет из Парижа в Нью-Йорк караваном «спиртовозов». «Крайслер» и «Гудиер» – соорганизаторы и спонсоры проекта. На участке от Екатеринбурга до Новосибирска в экспедиции работал Сергей Мишин.Как бы ни скакала цена на нефть, а  конец известен: рано или поздно этот углеводород иссякнет! И  тогда в  баки машин, возможно, придется заливать спирт. В Бразилии, например, уже сегодня добрая половина машин  – «алкоголики». Но в стране диких обезьян, как известно, тепло, спирта  – залейся! А  в  Европе, Азии, Америке? Можно ли махнуть, скажем, из Парижа в Нью-Йорк на продовольственном топливе? Проверка этой смелой идеи и стала целью экспе-диции Матиаса Ешке. Маршрут выбрали непростой  – машины должны пересечь Берингов пролив по  льду своим ходом. Причем исторически «правильным» путем, именно в  направлении Аляски, а  не  наоборот, поскольку наши предки переселялись из  Евразии в  Америку. Говорят, один американец несколько лет назад совершил нечто подобное  – пересек пролив «оттуда». Но  та  экспедиция двигалась на  оригинальных легких машинах с  колесамидутиками и  с  серьезным техническимсопровождением. К  сожалению, путешествие не было согласовано с русскими, и  потому наши пограничники завернули всех обратно, не позволив ступить на  берег. По  этой формальной причине переход не был зафиксирован. Вторая особенность нынешней экспедиции – она «зеленая», то есть не нанесет ущерба природе. Переход от  Магадана до самой восточной точки нашей страны запланирован на  зиму, отчасти из  опасения нарушить очень уязвимую экосистему тундры. Тяжелой техники сопровождения, обильно загрязняющей атмосферу, в караване нет. Никаких грузовиков и тракторов на сложных участках, судов и вертолетов поддержки при переходе Берингова пролива. Машины едут на биоэтаноле второго поколения, сгорающем почти без вредных выбросов. В  России он известен как гидролизный спирт, получаемый из  отходов древесины. Гонят его пока только в  двух странах мира  – Швейцарии и  Канаде, так что следующая заправка возможна только на  американском континенте.252 За рулем 02/2009 После завершения пробега подсчитают объем вредных выбросов. Команда пообещала посадить в странах, через которые пролегал путь, столько деревьев, чтобы как можно быстрее нейтрализовать следы экспедиции. Пробег стартовал 3  октября 2008  года в  Париже, финиш намечен на май 2009-го в  Нью-Йорке. Предстоит преодолеть 44  тыс.  км, проехать через 20  стран. Европейская часть маршрута уже пройдена, теперь нужно пересечь Монголию с запада на восток, а затем снова российская территория: Чита, Якутск, самые холодные точки планеты – Томтор и Оймякон – и столица Колымского края Магадан. От него до мыса Дежнева останется «всего» 5 тыс.  км зимнего бездорожья и  месяц ожидания погоды и  подходящих условий для ледовой переправы. До  берега Аляски 87 км через пролив, а там снова по суше до Нью-Йорка.СПИРТОВОЗЫ В пробеге идут два автомобиля «ДжипРэнглер Анлимитед Рубикон», которые несколько отличаются от серийных. Доработка нацелена на  выполнение четырех задач: двигаться по  твердым дорогам с довольно высокой скоростью; преодолевать бездорожье; нести большую нагрузку; при необходимости плавать с  помощью пристегнутых по  бортам понтонов и лодочного мотора. Двигатель объемом 3,8 л, сцепление и  6-ступенчатая механическая коробка передач серийные. А  вот штатная раздаточная коробка уступила место спортивной «Атлас-2», предназначенной для внедорожников и  триала. Передаточ-КОМАНДАМатиас Ешке  – организатор и руководитель пробега, опытный автомобильный экстремал. Поставил несколько мировых рекордов на  разных автомобилях. Имеет в  Германии собственное бюро по  организации экстремальных путешествий. В  2005-м поднялся на высоту 6358  м на «Тойоте-Ленд Крузер», в  2006-м проехал по Америке 20 тыс. км за 15 дней на «туарегах», а в 2007-м на автомобилях «ДжипРэнглер Рубикон» (кстати, один из них участвует в данной экспедиции) достиг отметки 6646 м (вулкан Охос-дель-Саладо в Чили). Этот пробег от Парижа до Нью-Йорка – четвертый сумасшедший проект Ешке. Матиасу 37  лет, женат, двое детей. Любит автомобили «Рэнглер», которыми пользуется и  в  повседневной жизни. Ценит командный дух и считает свои успехи коллективными достижениями.Евгений Шмаков  – россиянин. Родился в Московской области, вырос на Чукотке. Сейчас живет в Магадане. Частный предприниматель, любитель экстремального отдыха. Отлично знает Чукотку и  Магаданскую область, имеет солидный опыт выживания в  северных условиях. Его хобби  – доработка и переоборудование автомобилей для комфортного перемещения по  тундре в любую погоду. Самый сильный пережитый мороз – минус 60  градусов. Любимый автомобиль  – «Урал», ценит его за  высокую надежность и ремонтопригодность в полевых условиях. Полон сил и  энергии (Евгению 51  год), весельчак и балагур. Считает себя везунчиком, а  потому верит в  успех экспедиции.Гидропривод поплавков позволил механизировать спуск на воду. Испытания амфибии на понтонах доказали, что на воде держаться может.Все свое вожу с собой: поплавки, лодочный мотор и тонна спирта едут на прицепе.За рулем 02/2009 253 БЕЗ ГРАНИЦ | АВТОПРОБЕГ ПАРИЖ – НЬЮ-ЙОРКНа капоте – солнечная батарея и карта маршрута. Переход Атлантики на понтонах, видимо, задача следующей экспедиции. Связка лопат в таком путешествии просто необходима.ное отношение 6,2:1 позволяет двигаться очень медленно, но с огромным крутящим моментом на колесах. К тому же двумя рычагами можно по  отдельности управлять каждым мостом и, исходя из  дорожных условий, сделать машину передне-, задне- или полноприводной. А  в  определенных условиях (например, для разворота в  тесном месте за  счет проскальзывания колес одной из  осей) пониженную передачу можно включить только для одного моста, оставив другой на повышенной. Мосты – фирмы «Дана», предназначенные для автомобиля «Додж-Рэм 2500», но со ступицами «Рэнглер» на пять шпилек (для того чтобы использовать одноименные колеса). Направляющий аппарат подвески оригинальный, амортизаторы газонаполненные, пружин – по две (внутри основной стоит дополнительная, с прогрессивной характеристикой). Двигатели и трансмиссия заправлены «биомаслом», которое при попадании на землю быстро разлагается. Электрооборудование тоже модернизировано: в  автомобиле три аккумулятора, генератор повышенной мощности, на  крыше четыре мощных прожектора. Туда  же выведены два шноркеля  – один для двигателя, второй для отопителя. На капоте солнечная батарея для подзарядки спутникового телефона, здесь же нарисована схема маршрута экспедиции. И множество автографов –расписываются те, кто принял участие в экспедиции или оказал ей помощь. В  салоне автономный отопитель, преобразователь на 220 В, система навигации, рация. Ветровое и дверные стекла двойные, чтобы не обмерзали. Две лебедки спереди (можно пристегнуть и третью, она лежит в багажнике), еще одна сзади. В кузов вварены три поперечины из квадратных труб, сквозь них можно пропустить балки для понтонов. Встроенная гидросистема позволит поднимать и опускать их. Это страховка на случай, если автомобиль провалитсятаки под лед Берингова пролива. Необходимость везти с  собой запас биоэтанола заставила оснастить каждый автомобиль дополнительными баками. Их  три, общая емкость  – 800  л. Со  всем оборудованием и  полной заправкой машина весит около  4  т. Еще один бак, на  1000  л, едет в  прицепе. Там же  два огромных понтона, запасные колеса для снежных дорог и  даже пластиковые лыжи, способные превратить прицеп в  сани. Весит прицеп 4,5 т, а общая масса автопоезда – более 8 т! Колеса на прицепе такие  же, как на  тягаче, чтобы не  возить с  собой разнокалиберные запаски. Шины  – «Гудиер Рэнглер MT/R» размерности 40х13,5 R17, грузоподъемность каждой 1450  кг, максимально допустимая скорость 150 км/ч. Знатоки утверждают, что для подобного путешествия это лучший выбор.254 За рулем 02/2009 Шина Wrangler MT/R предназначена для бездорожья. Пришла на  смену Wrangler MT, которая долгие годы славилась своими внедорожными качествами. Особенности внедорожной шины Wrangler MT/R  – усилена конструкция боковины Durawall с  тремя слоями из  полиэстера; элементы протектора переходят на  боковину шины. То  есть сама боковина Durawall  – часть рабочей области протектора. Кроме того, шина обеспечивает лучшее сцепление: на  15% при движении по грязи, траве и гравию; на 7,5% – по снегу; на 5,5% – по мокрой поверхности.Поскольку очередная заправка экзотическим топливом возможна лишь в Канаде, взятых на борт 1800 л, конечно, до нее не  хватит. К  тому же в  тундре колонок не  найти, и  лучше сохранить запасы биоэтанола для восточного участка. Поэтому сейчас машины идут на  смеси биоэтанола с  бензином А95. В  пустой (или почти пустой) бак заливают 40–50  л бензина, затем доливают биоэтанолом до полного. По словам Матиаса, на  таком коктейле моторы работают без проблем; расход топлива для автомобиляодиночки укладывается в 13–15  л на 100 км, с прицепом нужно уже 17–20 л. Однако на  участке Екатеринбург – Новосибирск, который мне довелось пройти за рулем одной из машин, мы заправлялись не реже чем через 300 км, то есть автопоезд тратил 25–30 л на сотню.ТЕСТ-ДРАЙВ Вести такой автопоезд непросто. По ощущениям он никак не  напоминает тяжелую машину с прицепом, это даже не грузовик. Трогание вялое, требующее активной подгазовки. Разгон тупой и тяжелый, ощущение, будто тащишь машину на себе. Рабочие передачи  – первые три, четвертую включаешь только на  горизонтальном участке дороги, пятую – на спуске, о шестой и вовсе успел забыть. Возможно, она пригодится, когда израсходуем стратегический запас спирта. Прямуюэто чудовище держать никак не  хочет, так что не стоит даже подруливать. Пусть себе плавает в пределах полосы: попытки погасить рыскание только увеличивают размах галсов. Крутить баранку приходится мягко и  нежно, резкие движения опасны. «Неадекватов» на дороге стоит вычислять заранее, поскольку состав тормозит плавно и долго, как железнодорожный. Перед неровностями лучше не притормаживать вовсе – и подвеска, и мягкие энергоемкие шины проглотят любые дорожные вмятины. Вдобавок само торможение и  последующий затяжной разгон не предпочтительнее легкого потряхивания на неровностях. Скорость автопоезда сильно зависит от качества дороги – по ровной можно держать даже сотню. Но  на  пологих волнах полтонны топлива на крыше дают знать о  себе поперечной раскачкой. Главное – не допустить раскачки прицепа, иначе автопоезд очень быстро размотает и выбросит с дороги.Когда верстался номер. По последним сведениям c маршрута, 22 декабря экспедиция застряла в Якутске – 52-градусный мороз «разорвал» дифференциалы мостов. Предстоит серьезный ремонт, а до намеченной цели еще 22,5 тысячи километров.На ухоженных дорогах Европы эти чудовища выглядят странно, но впереди 44 тысячи куда менее благоустроенных километров.Двойное остекление салона значительно снижает теплопотери и риск обмерзания стекол. Краны управления гидравликой расположены между передними сиденьями.За рулем 02/2009 255