ЭКОНОМИКАРЕЙТИНГИ АВТОБИЗНЕСАСколько стоит автозавод?Компания «Группа АВТОВАЗ» «Группа ГАЗ» группа «КамАЗ» группа «Рольф» «Мерседес-Бенц Рус» «Соллерс» группа «Автомир» группа «Автотор» «Автофрамос» СП «Бизнес-кар» ТагАЗ «ИжАвто» группа «Дженсер» группа «Инком-Авто» «Вольво-Восток» «Джи-Эм-АВТОВАЗ» «Скания-Россия» Объем реализации в 2007 году, млн. руб. Темп прироста, % Чистая прибыль, млн. руб. 187 545 152 785 97 229 92 208 51 922 49 136 46 017 39 267 31 270 28 619 28 067 23 069 20 444 17 999 16 300 15 593 13 907 4,2 27 62,6 36,9 62,7 62,5 46,8 57,7 87,8 44 33,3 90,1 27,1 118,8 49,6 110,6 22 109,9 3450 6541 3221 7427 4094 770 4678 н.д. 2357 671 1510 н.д. 298 419 560 1114 597 227 Цена акции на 15.12.2008 года, USD 24,8 0,2 13,1 4,1 32,4 –73% –87% –92% –9% –34% Изменение,% Место в рейтинге 21 27 38 42 67 69 76 92 121 134 139 168 194 220 241 251 272Ах, как все хорошо начиналось! Еще год назад наши автопредприятия гордо красовались в верхних строках всех экономических рейтингов. Еще бы – рост продаж автомобилей в России бил все мировые рекорды, заводы не справлялись с заказами торговли, а покупатели записывались у дилеров в очереди на новые (и очень недешевые!) иномарки. Возьмем, к примеру, ведущий рейтинг «Эксперт-400», опубликованный в октябре 2008 года (как же давно это было!): машиностроительный сегмент списка крупнейших российских компаний возглавляют сразу четыре автомобилестроительных предприятия (АВТОВАЗ на 21-м месте, «Группа ГАЗ» – на 27-м, «Форд Мотор Компани» – на 32м, КамАЗ – на 38-м). Всего же их в рейтинге десять. Максимальную динамику по итогам 2007 года и первой половины 2008-го демонстрировали сборочные предприятия, выпускающие иномарки. Так, завод «Форд» во Всеволожске в 2007 году увеличил выручку на 63%, прирост продаж калининградского «Автотора» и Таганрогского автозавода превысил 90%. Быстрыми темпами развивались и дилерские сети. В числе 100 крупнейших компаний России их было четыре (группа компаний «Рольф» – 42-е место, «Мерседес-Бенц Рус» – 67-е, группа компаний «Автомир» – 76-е, холдинг «Атлант-М» – 82-е). Всего же в списке четырех сотен «самых крутых» присутствовало девять компаний, которые занимаются оптовой или розничной продажей автомобилей и их обслуживанием. Неплохо! И это при том, что в рейтинге оцениваются только компании, которые, следуя мировым стандартам, публикуют свою финансовую отчетность. Увы, на семнадцатом году капитализма в России так поступают далеко не все... Ситуация совершенно переменилась осенью 2008 года, когда вслед за американскими биржами рухнули котировки и на российских торговых площадках. Можно было сколько угодно уверять, что российский рынок слабо интегрирован в мировую экономическую систему, посему кризис-де нам не страшен! И доля акционерного капитала тоже невелика, поэтому от сотрясений на фондовых биржах мы надежно защищены... Оказалось – и страшен,200 За рулем 02/2009и не защищены. Да, на свободном рынке обращается лишь около 25% акций АВТОВАЗа, но несмотря на это предприятие находится в очень сложной ситуации. Да, всего около 1% россиян владели акциями предприятий (из числа тех, что свободно торгуются на биржах), однако волна экономических неурядиц накрыла не только их – всех без разбора. С осени прошлого года вслед за общим падением рынка резко подешевели ценные бумаги всех российских автопроизводителей. Например, акции самого ликвидного отечественного автоконцерна «Соллерс» (Sollers, бывшая компания «Северсталь-авто», производит автомобили УАЗ, «Саньён», «Исудзу», ФИАТ) только за октябрь подешевели на 58%. А за один лишь день (черный день!) торгов в системе РТС компания потеряла 27%. В результате «Соллерс» несет серьезные убытки. Основной акционер компании Вадим Швецов (владеет 58% холдинга) с апреля по ноябрь 2008 года уже потерял 26 млрд. рублей, и его пакет акций, по оценкам экспертов, сейчас стоит 6,36 млрд. В падении стоимости акций «Соллерса», по мнению аналитиков, виновата общая ситуация на рынках. Капитализация других отечественных автопроизводителей тоже серьезно пострадала от кризиса. Так, бумаги АВТОВАЗа на ММВБ в ноябре подешевели на 47%, КамАЗа – на 7%. В последнем случае удержать акции от серьезного обвала помогли лишь слухи (к счастью, подтвердившиеся) о предстоящей покупке доли татарского предприятия немецким концерном «Даймлер». Кстати, сделка по КамАЗу лишний раз показала, сколько сейчас может стоить крупнейший российский производитель грузовиков. Летом, по словам главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, германский концерн собирался купить 42% акций КамАЗа за 2 млрд. долларов. Но тогда сделку оформить не успели, а позже все планы смешал мировой кризис. Переговоры продолжались, однако представители германской компании вели разговор уже о 10-процентном пакете акций. Назывались разные варианты суммы сделки – от 80 до 480 млн.; аналитики считали адекватной цену 150–200 млн., в конечном итоге стороны сошлись на 250 млн. долларов. Для обеих сторон это очень выгоднаяВедущие предприятия российского автопрома и автобизнеса в рейтинге «Эксперт-400» (по итогам 2007 года)32 «Форд Мотор Компани» 121 236Стоимость акций ведущий предприятий российского автопромаЦена акции на конец декабря 2007 года, USD 93,3 1,8 167,0 4,5 48,9 Предприятия Индекс РТС АВТОВАЗ ГАЗ КамАЗ «Соллерс»Всего около 1% россиян владели акциями предприятий (из числа тех, что свободно обращаются на биржах), но волна экономических неурядиц накрыла не только их – всех без разбора. Ведь акции ведущих предприятий российского автопрома только за ноябрь 2008 года подешевели на 7–60%, а капитализация самих заводов упала многократно.