РЕМОНТ И СЕРВИСИНСТРУМЕНТ ГАЙКОВЕРТЫСорвиголовыТеоретик полагает, что любую гайку можно открутить ключом. Практик знает, что это далеко не так. Рассказ Геннадия Емелькина адресован обоим.Натощак иную гайку ключом не отвернешь! Можно, конечно, удлинить ключ трубой, но не всегда. А если гаек несколько десятков и все закисшие, поневоле задумаешься о механизации ручного труда! Пневматические и электрические гайковерты хороши тем, что истинного крутящего момента, приложенного к гайке, рука мастера не ощущает. Гайковерт побеждает строптивый крепеж не статическим, а динамическим моментом – импульсами с частотой до 35–45 в секунду, а противодействие гаситсяинерцией массивного механизма. В работе удобны портативные модели с питанием от аккумуляторов. Авторемонтнику чаще всего нужен гайковерт с соединительным квадратом на ½ дюйма, способный создать момент до 400 Н·м. Мы проверили реальные возможности некоторых гайковертов. Для теста выбрали модели V28IW фирмы Milwaukee, CTE 4850 производства Snapon и DW059 от фирмы De Walt. Оценили также преимущества и недостатки разных типов аккумуляторных батарей:у Milwaukee – литий-ионная, у Snap-on – никель-кадмиевая, а у De Walt – никелькадмиевая либо металлогидридная. Каждая фирма ориентирована на определенную аудиторию. Так, Milwaukee заявляет, что ее инструмент предназначен для тяжелой ежедневной работы; Snap-on ориентируется на автосервисы, ценящие долговечность и высокое качество; De Walt предлагает свою продукцию как профессионалам, так и любителям. Оценим удобство пользования инструментами.Гайковерт Milwaukee массивен, но отлично сбалансирован, кнопка включения и переключатель направления вращения удобно расположены под указательным и большим пальцами. Рукоятка с резиновой накладкой ладно ложится в руку, а резиновое покрытие опорной площадки батареи не дает гайковерту скользить по наклонной поверхности. Батарея (АКБ) ударопрочная – не боится падения с двухметровой высоты. Инструмент можно соединить с батареей в двух разных положениях. Это позволяет подобраться к неудобным гайкам без удлинителя. Кнопка включения по мере нажатия обеспечивает плавный набор оборотов; при отключении срабатывает тормоз, вал останавливается. Соединительный квадрат на ½ дюйма снабжен фиксирующим штифтом. При установке головки необходимо помнить, что в ней есть радиальное сквозное отверстие; если оно совпадет со штифтом, то для разборки пары необходимо утопить штифт бородком или подходящей отверткой. Это неудобно. Заряженность батареи Milwaukee показывает встроенный индикатор. Включается нажатием контрольной кнопки.Гайковерт De Walt компактен, по весу середнячок. Направлением вращения заведует «качающаяся» клавиша под указательным и средним пальцами, держать рукоятку оставшимися пальцами неудобно. Да и не сразу смекнешь, на какую сторону клавиши нажать, чтобы отвернуть либо завернуть гайку. Плавный набор оборотов не предусмотрен – в первый момент ощущается небольшой рывок. Присоединительный квадрат гайковерта De Walt – с таким же фиксирующим штифтом, как у Milwaukee. И проблемы те же.172 За рулем 02/2009 В первом упражнении мы проверили, сколько гаек, затянутых моментом 160 Н·м, открутит гайковерт до полного разряда батареи. Обычно в технических характеристиках производитель указывает максимальный момент на заворачивание. А мы поступили иначе. Ведь на глазок автомобилисты затягивают колесные болты как раз моментом примерно 160 Н·м. Начали с Milwaukee, который трудится в нашем техническом центре уже более двух лет. Так как два других гайковерта новые, снабдили «старичка» свежей литий-ионной батареей. А заодно проверили состояние старых. Естественно, с новой АКБ гайковерт открутил больше гаек, но с учетом стажа работы прежних батарей их эффективность – на хорошем уровне. Характерная особенность Milwaukee – работает без намека на то, что батарея подсевшая, пока она не разрядится до предельной величины и не отключится. Следующий на очереди – De Walt с никель-кадмиевой АКБ. Несмотря на меньшую емкость (2,4 против 3,0 А·ч), результат чуть лучше, чем у Milwaukee. С металлогидридным аккумулятором De Walt он оказался еще лучше, но вряд ли разовый случай безоговорочно подтверждает преимущество такой батареи (наши сомнения подтвердились позже). Удивил Snap-on: при емкости батареи всего 2,4 А·ч он превысил лучший результат более чем на сотню отвернутых гаек!МОМЕНТ ЗАТЯЖКИ Все гайковерты с небольшим запасом уложились в заявленные параметры. В ударном режиме достигают нормы через 5–7 секунд с начала работы. Кроме максимального момента затяжки, важен еще один параметр – максимальный момент при отворачивании. В паспорте на Milwaukee и De Walt производители гарантируют, что инструмент затянет и отвернет гайку указанным моментом – например, 418 Н·м. Фирма Snap-on указывает два значения – на отворачивание и заворачивание, первое обычно больше второго. Та же физика должна быть у Milwaukee и De Walt. Проверим на колесе грузовика. Начали с заявленных производителями моментов затяжки (см. таблицу), увеличивая их с шагом 30 Н·м. Первым, уже при моменте 660 Н·м, сдался De Walt с никель-кадмиевой АКБ. При этом бойко трещал, делая вид, что в порядке! Подзарядили – осилил 810 Н·м. Хороший результат, почти вдвое выше обещанного!Для фиксации головки на присоединительном квадрате у Snap-on предусмотрено стопорное кольцо. Это очень удобно: снять головку легко. Для контроля момента затяжки гаек воспользовались преобразователем – механизмом, увеличивающим момент в шесть раз.Гайковерт CTE 4850 от фирмы Snap-on самый легкий из трех и при этом по заявленным характеристикам лучше других. К эргономике претензий нет: удобная обрезиненная рукоятка, переключатель режимов – как у Milwaukee. Обороты набирает плавно по мере нажатия кнопки включения. Тормоза вала нет, после выключения он по инерции делает несколько оборотов.Внимание! Для работы с гайковертом пригодны только ударные, усиленные головки. Они, как правило, черного цвета. Обычные, хромированные, не рассчитаны на такой вид нагрузки.ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГАЙКОВЕРТОВМодель Напряжение, В/ емкость, A·ч Тип АКБ Частота вращения вала без нагрузки, об/мин Частота ударов, уд./мин Максимальный крутящий момент затяжки, Н·м Максимальный крутящий момент отворачивания, Н·м Время зарядки АКБ, мин Масса гайковерта в сборе с АКБ, г Масса без АКБ, г Масса АКБ, г Размеры чемодана, мм Цена (гайковерт, 2 АКБ, зарядное устройство, кейс), руб. Цена одной АКБ, руб. Milwaukee V28IW 28/3 литий-ионная 0–1450 0–2450 440 – 60 4140 3100 1040 540х375х150 32 500 7500 De Walt DW059K2 18/2,4 De Walt DW059K2H 18/2,6 Snap-on CTE 4850 18/2,4никель-кадмиевая металлогидридная никель-кадмиевая 0–1650 0–2600 418 – 60 3480 2400 1080 395х355х120 15 040 4500 0–1650 0–2600 418 – 80 3415 2400 1015 395х355х120 15 500 4600 0–2200 0–2100 475 745 35 3400 2270 1130 490х355х125 19 700 3500За рулем 02/2009 173 РЕМОНТ И СЕРВИС | ИНСТРУМЕНТ ГАЙКОВЕРТЫС металлогидридной батареей De Walt совершил на две попытки больше, чем с никель-кадмиевым аккумулятором, и одолел 690 Н·м. Но истинные возможности показал после зарядки – отвернул гайку, затянутую моментом 870 Н·м. Milwaukee на одном заряде за 14 зачетных попыток дошел с 450 до 840 Н·м. А подзарядка позволила еще дважды отвернуть гайку, добравшись до 900 Н·м. Достойный результат: превышение заявленной величины более чем вдвое! Фирма Snap-on, в отличие от других, указала максимальный момент на отворачивание: 745 Н·м. Можно было сразу начать с этого, но для равенства загрузки батарей проверку начали с заявленной величины на заворачивание – 475 Н·м. Совершив 14 попыток и дойдя до отметки 900 Н·м, батарея разрядилась. После заряда гайковерт от Snap-on установил рекорд – 1110 Н·м. Что ж, недаром фирма занимает лидирующие позиции в производстве инструмента. В режиме максимальной нагрузки все АКБ разряжаются очень быстро. Гайковерт, в зависимости от модели, способен открутить 8–14 гаек.ИСПЫТАНИЕ ХОЛОДОМ Сначала охладили батареи до –10ºC. Milwaukee с литий-ионной батареей, De Walt и Snap-on c никель-кадмиевыми как ни в чем не бывало отвернули сотню гаек, затянутых моментом 160 Н·м. А De Walt с металлогидридной батареей, пока не нагрелся, с трудом осилил семь штук, но потом заработал нормально. При –20ºC гайковерты с никелькадмиевыми аккумуляторами работали по-прежнему бодро, а вот металлогидридный не открутил ни одной гайки. Литий-ионный Milwaukee справился с десятью гайками и просигналил, что полностью разрядился! Правда, при температуре в помещении +20ºC батарея через пять минут восстановила емкость – четыре индикатора! РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ГАЙКОВЕРТОВМодель Количество отвернутых гаек, ранее затянутых моментом 160 Н·м, шт. Максимальный момент, развиваемый гайковертом при отворачивании гайки М22 на колесе грузовика, Н·м Отворачивание гаек М16 при температуре АКБ –10ºC Отворачивание гаек М16 при температуре АКБ –20ºCИтак, никель-кадмиевые аккумуляторы доказали свою морозоустойчивость, металлогидридные кое-как работали при –10ºC, а литий-ионные в Milwaukee слегка удивили, разрушив репутацию «совсем тепличных». Кроме емкости АКБ, важно, чтобы она заряжалась быстро. Самым шустрым оказалось зарядное устройство Snap-on, которому хватило 35 минут. А вот металлогидридный De Walt заряжался 80 минут – целую вечность!.. Как и положено, к каждому гайковерту прилагается две батареи и зарядное устройство; весь комплект уложен в пластиковый чемодан. Гарантия на все гайковерты один год, но при регистрации покупки Milwaukee через Интернет его гарантийный срок продлевается до трех лет! Почему такой бонус – загадка. Подведем итоги. Все испытанные модели можно рекомендовать для ремонта легковых автомобилей, поскольку гаек и болтов, затянутых моментом выше 870 Н·м, на них обычно нет. Лучше всех оказался Snap-on. Лишь De Walt с никель-кадмиевым аккумулятором был с ним на равных в 20-градусный мороз. А вот металлогидридная батарея на холоде не помощник. Что касается плюсов литий-ионной технологии (на Milwaukee выше напряжение и емкость батареи, мал саморазряд, нет эффекта памяти), то в нашем тесте они не проявились. А цена у такой АКБ впечатляющая. Правда, и ресурс у нее – около 2000 циклов заряд-разряд против 600 циклов у никель-кадмиевой. Но платить немалые деньги за перспективу согласится не каждый. Кстати, никелькадмиевые или металлогидридные АКБ можно отремонтировать (например, в фирме «Тайм 1»). Стоимость ремонта почти вдвое ниже цены новой батареи. При этом емкость возрастает на треть – ремонтники совершенствуют технологии.Самый компактный комплект – De Walt. Чемоданчик Snap-on больше, в нем есть место под фонарь, которым полезно доукомплектовать гайковерт.Чемодан Milwaukee самый большой, но места под фонарь нет. При продуманной компоновке в нем, кроме фонаря, поместится еще какой-нибудь небольшой инструмент.Milwaukee V28IW новая АКБ – 337 старые АКБ – 237/288 900 100 зачетных гаек без потери эффективности 10 зачетных гаекDe Walt DW059K2 341 810 100 зачетных гаек без потери эффективности 100 зачетных гаекDe Walt DW059K2H 365 870 7 зачетных гаек не отвернул ни одной гайкиSnap-on CTE 4850 476 1110 100 зачетных гаек без потери эффективности 100 зачетных гаек174 За рулем 02/2009