ЭКОНОМИКАТАМОЖЕННЫЕ ТАРИФЫСтрасти по пошлинамУвы, это случилось: в начале декабря премьер-министр Владимир Путин подписал два постановления правительства (№ 903 от 5.12.2008 и № 943 от 10.12.2008) «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении некоторых моторных транспортных средств». О том, как это повлияет на цену автомобилей, – Игорь Моржаретто.Впервые о том, что в ближайшее время у нас может измениться таможенная политика в отношении новых и подержанных иномарок, заговорили еще в мае прошлого года на выездном заседании правительства в Набережных Челнах. Может, разговоры и не вылились бы в строки постановления, но начался мировой кризис. Отечественный автопром столкнулся с ним одним из первых. Тогда-то припомнили, что Россию так и не приняли в ВТО, куда она очень стремилась. Переговоры шли более десяти лет, и каждый раз под каким-либо предлогом нам отказывали. Оказалось, в чем-то к лучшему! Руки у нас развязаны, и мы без оглядки на международные торговые соглашения (которых до сих пор нет) имеем полное право защищать любую отрасль своей промышленности так, как сочтем нужным. Печально, что отчасти за счет потребителей, но иначе не получается.НОВОГОДНИЙ ПОДАРОЧЕК На новые автомобили, а также на подержанные не старше трех лет, ввезенные в Россию, с января 2009 года устанавливаются пошлины в размере 30% или от 1,2 до 2,8 евро за 1 см3 объема двигателя (берется сумма, которая больше); на подержанные от трех до пяти лет – 35% или от 1,2 до 2,8 евро, старше пяти лет – от 2,5 до 5,8 евро (в зависимости от объема двигателя). По первым подсчетам, новые машины могут подорожать на 5–10%, подержанные – до 50%. Для примера возьмем популярный у нас 5-дверный кроссовер «Сузуки-Гранд Витара» с двигателем 2л (140 л.с.). Такой новый (с АКП) в декабре в автосалонах дилеров можно было купить за 860 тысяч рублей (30,7 тысячи долларов). Тогда дилеры платили за растаможку этой машины 10 170 долларов; с января сумма увеличилась до 11 490 долларов – на 1,3 тысячи! Можно предположить, что примерно на столько же (на 37 тысяч рублей) вырастети конечная цена внедорожника. Не так вроде бы и страшно, но сумма эта может значительно меняться в зависимости от модели (объем двигателя и т. д.). Кстати, по мнению экспертов, новогоднее подорожание автомобилей некоторых марок («Форд» – на 5%, «Хёндай» – до 7%, привязка цен на «Тойоты» и «Мицубиси» к курсу доллара) уже включает в себя эффект новых пошлин. Больше всего подорожание ударит по иномаркам бюджетного сегмента. На первом этапе продажи импортных автомобилей, как считают аналитики, немного упадут, но в целом ситуация не станет критической: компании будут наверстывать недостающие объемы импорта за счет местной сборки. Напомним, что сейчас в России выпускают автомобили «Форд» (Ленинградская область), «Рено» (Москва), «Тойота» (Санкт-Петербург), «Фольксваген» и «Шкода» (Калуга), БМВ (Калининград), «Шевроле» и «Опель» (Калининград, Санкт-Петербург, Тольятти),198 За рулем 02/2009 ПОКУПАТЬ ИЛИ ПОДОЖДАТЬ?В последнее время мне с завидной регулярностью задают один вопрос: если покупать, то когда лучше? И вообще, когда же наконец машины подешевеют, ведь кризис в мире?! Увы, однозначного ответа на эти волнующие многих вопросы дать не смогу, ведь для этого надо более точно знать, как будет складываться экономическая ситуация (знал бы – претендовал на Нобелевскую премию!). Но сделать небольшой прогноз – попробую. Первое. Увы, могу констатировать: все новые импортные машины после повышения таможенных пошлин прибавили в стоимости, пусть и незначительно. Суммарное, с учетом привязки рублевых цен к курсу доллара, подорожание на иномарки составило 5–10%. Но постановление правительства распространяется только на те автомобили, что ввезены из-за рубежа; собранные в России иномарки под него не подпадают и, следовательно, дорожать не должны. Более того, нынешние цены на эти машины были установлены, как правило, еще до начала экономических неурядиц и включали высокую маржу производителя. Известно, что при переходе на местное производство себестоимость снижается на 10–15%, так что «запас» у компаний есть. Если спрос упадет существенно, то производители могут пойти на снижение цен (как это сделал, к примеру, «Фольксваген» – после начала сборки автомобилей в Калуге они подешевели на 5–8%). Свой «запас» еще не израсходовали «Джи-Эм», «Рено», КИА и другие иностранцы, прописавшиеся в России. Но если и будет снижение цен, вряд ли стоит ожидать его раньше конца весны. Да и распространится оно лишь на некоторые модели, которые собирают в РФ. И будет не слишком впечатляющим – думаю, не более 5%. Вряд ли кто из мировых компаний пойдет на то, чтобы окончательно сломать рынок, выбросив на него машины по демпинговым ценам. Единственное, могут быть довольно значительные скидки на новые авто 2007 и 2008 годов выпуска. Но опять же речь идет максимум о 10%. Второе. С подержанными машинами ситуация сложнее, ведь новые таможенные пошлины на секонд-хэнд приведут к тому, что его поступление в страну сократится раза в два – четыре! Правда, в конце прошлого года в Россию ввезли огромное количество подержанных машин (только за 11 месяцев и только через Приморье – 394 тысячи штук), и, чтобы их переварить, потребуется примерно полгода. В это время вторичный рынок будет активно лихорадить – возможны и взлеты цен, и падение. Стабилизируется он, опять же по нашим прогнозам, только к лету. Так что, если есть настоятельная необходимость в этом году купить автомобиль, лучше, по моему мнению, сделать это ближе к лету. Экономическая ситуация хотя бы станет понятнее. Но в любом случае на обвал цен рассчитывать не приходится. Лично для себя я выбор сделал: в этом году автомобиль менять не буду, поезжу еще некоторое время на трехлетней «КИАСпектра», тем более что она меня пока не подводит.КИА (Калининград, Ижевск), «Хёндай» (Таганрог) и некоторые другие. Всего, по данным «АСМ-холдинга», за январь – октябрь 2008 года в стране произвели 1 миллион 260 тысяч автомобилей, из которых почти половина (516 тысяч) – иномарки российской сборки. На работе этих предприятий постановление правительства не отразится – по закону они такие же российские заводы, как, скажем, АВТОВАЗ или УАЗ. Наоборот, теперь они больше заинтересованы в том, чтобы как можно быстрее наращивать объемы производства, развивать в России выпуск современных качественных комплектующих.ПРЫЖОК ПОШЛИН НА Б/У Кардинально может измениться ситуация с ввозом подержанных иномарок. Мало того, что теперь запретительные пошлины распространяются на ввоз авАвтомобили от трех до пяти лет стало, было, евро/см3 евро/см3 0,85 1,5 1 1,5 1,75 2 2,25 1,7 2,5 2,7 3 3,6томобилей старше пяти лет (раньше – старше семи), что отсекает самые популярные у перегонщиков и покупателей машины, так еще и на относительно свежие экземпляры возросли пошлины. И очень сильно. Рынок импорта подержанных автомобилей сейчас выглядит так: почти 80% – «праворукие» японские модели и лишь 20% – европейские, корейские и американские. Для примера возьмем модную на Дальнем Востоке ив Сибири «Тойоту-Калдина» (в европейской части она известна как «Авенсис»универсал) с двигателем 2,0 л (150 л.с.) и, естественно, с АКП. В декабре машину 2003 года на аукционе в Японии можно было купить в среднем за 400 тысяч иен (примерно 4,5 тысячи долларов), а выпущенная в 2005-м стоила около 780 тысяч иен (8,7 тысячи долларов). За первую приходилось платить пошлину 4,7 тысячи долларов (в эту сумму, кроме собАвтомобили от пяти до семи лет было, стало, евро/см3 евро/см3 0,85 31 1,5 1,75 2 2,25 3,2 3,5 4,8 5 5,7 Автомобили старше семи лет было, стало, евро/см3 евро/см3 2322233 3,2 3,5 4,8 5 5,7ПОШЛИНЫ НА ПОДЕРЖАННЫЕ ИНОМАРКИ ДО И ПОСЛЕ ЯНВАРЯ 2009 ГОДА Объем двигателя, см3 от 0 1001 1501 1801 2301 3001 до 1000 1500 1800 2300 3000∞ственно пошлины, включаются акциз, ставка которого зависит от мощности двигателя, НДС в размере 18% и таможенные сборы; машина в итоге обходилась примерно в 9,2 тысячи) и столько же за вторую (в сумме – 13,4 тысячи). Недешево! Но с введением новых пошлин так не покажется: с января за автомобиль 2005 года потребуется выложить на таможне 7,3 тысячи долларов, а значит, тот же автомобиль «на круг» обойдется в 16 тысяч (это без учета расходов на транспортировку, «интереса» продавца и т. д.). Надо полагать, число желающих купить «Калдину» резко сократится. А машина 2003 года станет поистине золотой: таможенная пошлина на нее выросла до 13 тысяч (!) долларов, окончательная же цена – до 17,5 тысячи. Продавцы подержанных иномарок на Дальнем Востоке пытаются протестовать. С введением новых пошлин ввоз бэушных иномарок теперь невыгоден: их цена с учетом всех платежей стала неконкурентной. Протестующих поддерживают местные законодатели, но на действия центра это не повлияло. Как нетрудно спрогнозировать, высокие пошлины на подержанные иномарки приведут к сокращению вторичного рынка. Подержанных автомобилей в 2008 году, по предварительным данным, ввезено около 400 тысяч. С повышением пошлин уже в 2009 году этот рынок сузится до 100–200 тысяч машин.За рулем 02/2009 199