ЭКОНОМИКАНОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬУволят – не уволят? Сократят – не сократят?Сообщения последних месяцев о работе автопрома и положении дел на автомобильном рынке не радуют. В ноябре 2008 года производство легковых автомобилей в России по сравнению с октябрем сократилось на 23,4%, а продажи новых машин упали на 15%. Что ждет отрасль в ближайшее время? Ответы пытался найти Игорь Моржаретто.БОРЬБА ЗА РЫНОК Как быстро доклады о небывалом росте автомобильного рынка уступили место невеселым сообщениям об остановке производства на тот или иной срок! Первым, еще осенью, об этом объявил ГАЗ, где фактически перестали собирать устаревшую «Волгу» и на порядок сократили выпуск новой «Волги-Сайбер». Следом АВТОВАЗ известил об удлиненных рождественских каникулах. В принципе, это правильные меры, практикуемые во всем мире, когда необходимо реализовать скопившиеся на складах избытки продукции, но все-таки горько слышать, что конвейер остановился... На российском заводе «Форд» это случилось 24 декабря прошлого года и продолжалось по 21 января нынешнего – «в связи с новогодними каникулами» и «необходимостью сократить объем выпускаемой продукции в декабре и январе». Во время каникул работни196 За рулем 02/2009кам выплачивали две трети зарплаты. Московский завод «Автофрамос», выпускающий «Рено-Логан», в дополнение к новогодним праздникам не работал 14 дней, урезав производственную программу. Не выполнил годовой план «ИжАвто», где собирают две модели КИА. Досрочно ушел на каникулы и «ДжиЭм-АВТОВАЗ» – с 15 декабря. Открывшийся в Петербурге в ноябре 2008го завод «Дженерал моторс» останавливался в минувшем году на трехнедельные каникулы, а потом вновь прекратил производство – с 26 января по 15 февраля. Далее его работа неопределенное время «будет строиться по сокращенному режиму». Весь январь решил отдыхать завод «Фольксваген». Ждут падения продаж в первом квартале – до 25%. Аналитики излагают два сценария дальнейшего развития ситуации в стране – базовый и пессимистический. По первому продажи автомобилей в 2009-мсократятся на 10%, но уже во второй половине года наметится стабилизация, а затем и подъем. По второму нам грозит падение продаж до 45%, причем кризис растянется на длительное время. На самом деле что будет дальше, не знает никто. Говорят, нынешний спад может оказаться более глубоким, чем кризис 1998 года, и способным даже вызвать банкротство ряда предприятий, смену собственников либо распродажу активов. Но это из разряда предположений. А вот что вполне возможно, так это закрытие в ближайшее время небольших автозаводов – они наименее устойчивы с финансовой точки зрения. Что же касается «иностранцев», они с нашего рынка никуда не уйдут, разве что сократят или отложат на время ряд инвестиционных программ. Россия сегодня является одним из важнейших автомобильных рынков Европы (и мира), и покидать его – последнее дело. БОРЬБА ЗА ТРУД По данным Росстата, безработица в стране начала расти с середины лета 2008 года. С июня по декабрь количество безработных увеличилось на 500 тыс. человек – почти до 5 млн. Из них число зарегистрированных в начале декабря составило 1,4 млн. К концу 2009 года, по осторожному прогнозу Евгения Гонтмахера, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН, в целом по России число безработных может достичь 6–8 млн. человек. В масштабах страны это не так много, проблема в другом. Столица сможет переварить и трудоустроить сотни тысяч безработных, но что делать сравнительно небольшим городам, где остановился единственный завод, являющийся градообразующим предприятием? Пример – Тольятти и его АВТОВАЗ. Если там начнутся проблемы, то, несомненно, появятся основания для социального протеста. А Тольятти не один, в России хватает таких городов… По мнению управляющего директора компании «АГ Капитал» Александра Агибалова, эффективность работы отечественных автомобильных заводов, имеющих длинную историю, куда ниже, чем у относительно недавно обосновавшихся в России иностранных сборочных производств. Это напрямую влияет на себестоимость продукции, и в условиях кризиса без сокращения издержек (считай, избыточного персонала) не обойтись. В штате АВТОВАЗа свыше 110 тыс. работников, больше 60 тыс. на ГАЗе… Всего в российском автомобилестроении занято около 400 тыс. человек и еще около 1,5 млн. – на производстве комплектующих ив смежных отраслях. Руководители крупнейших наших автозаводов клянутся, что будут бороться за каждого работника, но совершенно понятно, что сокращения неизбежны. Пока же ив Тольятти, и в Нижнем часть сотрудников периодически отправляют в вынужденные отпуска. Первое сокращение персонала в «Группе ГАЗ» запланировано на первый квартал: представитель правления ГАЗа Елена Матвеева сообщила об увольнении примерно 1,2 тыс. человек (3% штата компании). АВТОВАЗ расставаться со своими работниками пока не собирается. Небольшое снижение отпускных цен и кредит от ВТБ на 4 млрд. рублей позволили компании встретить новый год, как сообщалось, «с умеренным оптимизмом». А вот два крупных предприятия в Ульяновской области – УАЗ иДААЗ (Димитровградский автоагрегатный завод) готовятся сократить в первом квартале соответственно 4и 3% персонала. Первый планирует уволить 460 человек, второй – 247 (половине из них предложили перейти на конвейер). В конце года на КамАЗе уволили около 3 тыс. сотрудников. У «иностранцев» ситуация лучше – лишних людей здесь, как правило, нет (возможно, просто не успели набрать), поэтому руководители сборочных предприятий уверяют: сокращений персонала на российских заводах не будет. Ну а как обстоят дела с персоналом дилерских центров? Кризис заденет дилеров, возможно, даже в большей мере, чем производителей, уверен Александр Агибалов. В этой сфере сейчас занято около 200 тыс. человек, и в ситуации, когда продажи значительно сократятся, многие могут остаться без работы. Особенно из числа «продажников». Штаты «ремонтников», похоже, не должны пострадать. «В лучшей ситуации окажутся крупные дилеры, но все будет зависеть от управленческих решений, которые принимает компания, а также от того, в каком финансовом положении она вошла в эпоху нестабильности. Для федеральных игроков сегодня удачное время для скупки региональных дилеров и формирования региональной сети», – считает эксперт. Что же делать с теми «лишними» тысячами работников заводов, которые высвобождаются в кризисное время? Первый пример подал КамАЗ. В течение осени завод несколько раз останавливал работу, отправляя персонал в принудительный отпуск. Предприятие стало выпускать машины только под оплаченные заказы, и его мощности слабо загружены. С декабря прошлого года руководство направляет сотрудников на строительство нефтеперерабатывающего комплекса в Нижнекамске. По договоренности между КамАЗом и генподрядчиком строительства УК «Камаглавстрой» работники автопредприятия будут получать заработную плату не ниже, чем на заводе. Готово заняться трудоустройством граждан, потерявших работу во время кризиса, и Министерство транспорта России, заявил министр Левитин. Здесь уже приступили к разработке программы трудоустройства на временные работы по ремонту и строительству дорог. Новые рабочие места в первую очередь будут создавать в регионах с наиболее высоким уровнем безработицы. В их числе Приморье. Последние решения правительства по защите отечественно-СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙВы полагаете, что вследствии кризиса:17% 13% подешевеет топливо упадут цены на машины22% развернется борьба за клиента 48% потребитель не получит выгодыго автопрома многих оставили там без зароботка. Трудно сказать, сколько людей реально задействовано в автобизнесе. Называют цифры от 100 до 500 тысяч. По прогнозам, в 2009 году количество ввезенного из Японии автомобильного секонд-хэнда сократится, как минимум, вдвое, и, по некоторым оценкам, из 600-тысячного населения Владивостока уже в феврале без работы могут остаться до 100 тысяч. Что им можно предложить? Увольнение большого числа сотрудников, где бы оно ни происходило, способно усилить социальную напряженность. Будут ли бастовать в этом случае рабочие российских автозаводов, выйдут ли на марш «пустых кастрюль» бывшие менеджеры автосалонов? Все зависит от глубины кризиса, а еще от силы профсоюзов, от работы руководства предприятий с рабочими. И от того, сможет ли правительство «подстелить соломку» для безработных, доказать, что любой кризис невечен и вслед за ним приходит экономический подъем. P.S. В канун Нового года премьер-министр Владимир Путин представил свой план спасения российского автопрома, который обойдется государству более чем в 230 млрд. рублей. Ключевым стало решение помочь россиянам с выплатой процентов по трехлетним кредитам на покупку выпущенных в России автомобилей стоимостью до 350 тыс. рублей. Кроме того, отныне разрешается тратить бюджетные деньги на закупку только произведенных в России автомобилей. На эти цели федеральным органам исполнительной власти в 2009 году дополнительно выделят 12,5 млрд. рублей.За рулем 02/2009 197