214
215
216
СПОРТКОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ WTCCЗа что мы любим «Туринг»Самый молодой в семье гоночных чемпионатов мира набирает популярность. Мировой экономический кризис, как ни странно, может пойти WTCC на пользу. Парадокс объясняет Сергей Зиновьев.Гонки – лучшая реклама серийных автомобилей, но  иногда такая реклама слишком дорога. «Хонда» объявила о  закрытии своей команды в  формуле  1 и  почти одновременно расширила присутствие в WTCC: к  машине Джеймса Томпсона осенью присоединился второй «Аккорд» японского (и это важно!) пилота Юки Танигучи. Официальных сообщений о  будущем сезоне пока нет, но, похоже, японская фирма сменит рекламную афишу. Не секрет, что участие полноценной заводской команды в «туринговом» чемпионате мира многократно дешевле, чем в формуле 1.214 За рулем 02/2009ПРИЯТНАЯ ГИБКОСТЬ Похожие слухи ходят  – не  поверите!  – вокруг «Субару». Казалось, «Импреза» и  ралли  – братья навек, иначе и быть не может. Однако в декабре «Субару» объявила о прекращении программы  WRC. Для  многих это стало шоком. Но  ведь когда-то, в  дораллийную эпоху, фирма выступала и на кольце. Может, самое время показать возможности новых дизельных двигателей? В  ралли им вход закрыт, а в «Туринг» – добро пожаловать! Здесь вообще самые демократичные технические требования и гибкая система… нет, не скидок, а наоборот – довесков. Если одна из команд слишком вырывает-ся вперед, ее машины просто догружают балластом. Так, чтобы автомобили, разнящиеся весом и мощностью, были примерно равны по  скорости. Остальное  – дело удачи и мастерства гонщиков. Подобный подход формуле  1 и не снился. В  начале 1990-х там выбрали путь унификации по принципу «У  всех все одинаковое». На практике это привело к резкому увеличению расходов на аэродинамические исследования и вечному доминированию богатых команд. Особое отношение в  WTCC к  новичкам. Представьте, в  формулу  1 или WRC приходит некая новая команда и  говорит: у  нас, мол, двигатель немного не  соответствует правилам. Пустят ее на  старт? Нереально! А  «лады-110» российской команды «Русские медведи» год назад приняли в «туринговое» первенство именно в таком состоянии. И «Вольво» со своим собственным биотопливом – тоже. Нет сомнений, что и  «Субару» получит зеленый свет, если нагрянет в  «Туринг». Оппозитный дизель на «кольце» – очень любопытно!НАСТОЯЩИЕ ГЕРОИ Скептик скажет: дескать, в WTCC звезды не  того калибра, что в  формуле или ралли. Вот уж неправда! В формуле 1 хо- Недостатка в топ-пилотах у WTCC нет и не предвидится. Меньше 25 машин на старте не бывает.зяйничают мальчишки, которых в  ранг сверхзвезд эффективно возводят методами современного пиара. Бесспорно, они очень быстрые и одаренные пилоты. Но  настоящая харизма, мудрость и собственное мнение (а также возможность его публично высказать) появляются с годами. В «Туринге» опытных пилотов – большая часть. Возраст не имеет здесь особого значения. Дебют в 30 лет? Запросто. А  в  40 еще не  поздно стать чемпионом. Иван Мюллер завоевал титул в 39, причем француз отнюдь не собирается завязывать.Габриэле Тарквини 46  лет, Алену Меню  45, Алексу Дзанарди  42 года, и  они по-прежнему выигрывают гонки! Как ни крути, они национальные герои, потому что первую славу почти все снискали в  национальных чемпионатах. И еще тогда, в молодости, стали кумирами. Прежде чем выиграть чемпионат Европы за  рулем «Альфы-Ромео» в  2003  году, Тарквини блистал в  первенствах Италии, Англии и  Германии. Нынче он вице-чемпион WTCC и  его знают везде! А  два сезона в  формуле  1 (1987–1988) славы итальянцу не  доба-вили. Ведь в  формулу  1 и  раллийный чемпионат мира недостаточно просто прийти, нужно еще попасть в  сильную команду. Многие из  нынешних звезд «Туринга» начинали карьеру с того же картинга и  формул. Рикард Райделл в  начале 1990-х был на первых ролях в британской формуле 3. Там же два неплохих сезона провел трехкратный чемпион WTCC Энди Приоль (три победы, пятое место в  2002-м). А  Хорди Жене и  Иван Мюллер добрались аж до формулы 3000! Но вовремя остановились.Красных «аккордов» в осеннем паддоке стало вдвое больше: «Хонда» готовится к полноценному сезону?«Их нравы». Еще один большой плюс в пользу гонок кузовов – обилие контактов. В ралли такой борьбы вообще нет, а в формуле она запрещена. Новый «Шевроле-Круз WTCC» дебютирует весной, сейчас его тестируют. Радует, что кризис не помешал внедрению новинки.За рулем 02/2009 215 СПОРТ | КОЛЬЦЕВЫЕ ГОНКИ WTCC МНОГО НОВОГО В отличие от формулы 1и ралли, где число заводских команд, скажем так, устойчиво не растет, WTCC принимает пополнение. «Русские медведи» в этом году получают статус заводской команды АВТОВАЗа. Подразделение Lada Sport обещает по ходу сезона сменить морально устаревшую 110-ю на «Приору» – по крайней мере, выпускаемую серийно. А в 2010 году Россия примет один из  этапов мирового «Туринга». Соглашение об этом подписали президент АВТОВАЗа Борис Алешин и  главный менеджер WTCC Марчелло Лотти. Верится с трудом. Открытие новых гоночных трасс в период кризиса? Впрочем, в непредсказуемой России всякое возможно. Придет  ли «Субару», окажет  ли «Хонда» более весомую поддержку частной команде, работающей с ее «аккордами», узнаем ближе к весне. А «Шевроле» осенью на  автосалоне в  Болонье представила свою новинку для WTCC – модель «Круз». Миссия «Круза» – взять титул. И  чем больше соперников, тем интереснее за него сражаться.Дебютанты борются на равных. Надолго ли АВТОВАЗу хватит решимости поддерживать «туринговый» проект? Бензиновые «леоны» прежнего поколения стартуют наравне с дизельными, причем тоже одерживают победы, хотя и менее часто.Несмотря на не слишком удачный сезон, у Йорга Мюллера хорошее настроение. БМВ планирует быстро отыграться.ИНТЕРВЬЮ С ЧЕМПИОНОМне  хватило совсем чуть-чуть, нами двигало стремление скорее взять титул, и  пик прессинга исходил от партнеров по команде, которые также хотели выиграть. Хотя и  от  остальных, конечно, тоже. Несмотря ни на что, сезон мы закончили с потрясающими результатами. – Сложно было привыкнуть к дизельному автомобилю? У дизеля ведь иная характеристика крутящего момента, нежели у бензинового мотора. В чем разница между нынешним «Леоном TDI» и предыдущей машиной? – Разница существенна. Разгонная динамика другая, а  особое внимание приходится уделять отзывчивости мотора, доступности момента, особенностям торможения двигателем и коробке передач. Для каждой передачи свои оптимальные обороты. Кроме того, на  дизельной машине передняя ось сильнее нагружена, что сказывается на общем балансе. Нужно искать особые настройки, чтобы достичь лучшего результата. – Поделитесь мнением, каковы перспективы WTCC  – чемпионата, появившегося недавно. Можно  ли сегодня сравнивать его с формулой 1и раллийным чемпионатом мира? – Насколько я могу судить, у  WTCC пока нет такой репутации, как у  формулы или  ралли. Но  это нормально, ведь формулу 1 проводят уже полвека, а раллийному первенству 30  лет. Кузовному чемпионату всего четыре года, и он активно набирает обороты. Еще пяток лет – и станет настолько же популярным, как и другие чемпионаты мира. – Известны ваши успехи на ледовых трассах – вы многократный победитель «Андрос Трофи». Опыт, полученный в  ледовых гонках, дает какое-нибудь преимущество на «кольце»? – Любой опыт полезен, вне зависимости от того, на каком покрытии его получаешь. Я  гонялся по  льду, по  грунту, в  длинных гонках и узнал много полезных вещей. Не  могу сказать, что какие-то конкретные навыки можно перенести в кольцевой чемпионат, но их сплав помогает мне быстро адаптироваться в любой дисциплине. – Вы начинали карьеру как формульный пилот. Не жалеете, что сразу после дебютного сезона 1994  года в  формуле  3000 пересели на  БМВ-318 во  французском кузовном чемпионате? – В  те времена в  формуле было мало мест и много желающих, особенно французов, которым светила прямая дорога в лидеры. У  меня было много возможностей за  мою долгую гоночную карьеру и  много побед, так что я ни о чем не жалею.Иван МЮЛЛЕР отвечает на вопросы ЗР. – Вы почти весь сезон лидировали, хотя ваш автомобиль всегда вез большой балласт. Кто представлял для вас наибольшую угрозу  – партнеры по  команде СЕАТ, трехкратный чемпион Энди Приоль или соперники из «Шевроле»? – Приходилось бороться под давлением. С  прошлого года, когда до победы216 За рулем 02/2009