ТЕХНИКАИЗМЕРЕНО ЗР ТОРМОЗНОЙ ПУТЬКороче значит лучшеАвтомобиль, который способен быстро остановиться, однозначно безопаснее того, который тормозит хуже. Поэтому ни один тест в летнее время не обходится без замера эффективности тормозов. Как ее определяют, поясняет Анатолий Фомин.Стандарты стареют быстрее, чем техника. ГОСТ Р 51709-2001 регламентирует требования к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, весьма либерально. Легковым автомобилям предписано замедляться с интенсивностью 5,2 м/с2 и иметь тормозной путь со скорости 40 км/ч не более 15,8 м. При торможении они должны умещаться в динамическом коридоре шириной 3 м, а усилие на педали тормоза не должно превышать 490 H. В такие требования уложится любой исправный автомобиль, выпущенный после 1945 года! Желающим лишний раз пнуть отечественное возразим: эти требования со164 За рулем 03/2009ответствуют правилу ЕЭК ООН № 13. В переводе с административного на неформальный они гласят: «Автомобиль должен как-то останавливаться», не более. Правда, сейчас Евросоюз собирается изменить нормативы и потребовать от производителей с 2012 года устанавливать системы стабилизации, ABS и BAS (усилитель экстренного торможения) на легковые машины. Однажды в редакцию позвонил научный работник одного из НИИ и обвинил нас в предвзятости. Поскольку, по его мнению, результат торможения со 100 км/ч меньше 48 м указывает на неправильные и безграмотные измерения. Ученый-теоретик опирал-ся на «серьезную» цифру из справочника: коэффициент сцепления колеса с сухим асфальтом равен 0,8. Попытки убедить его в том, что у подавляющего большинства современных шин он выше единицы, а у лучших и хорошо разогретых доходит до 1,3, не возымели действия. Дискуссию пришлось прервать.КАК МЫ ИЗМЕРЯЕМ Замер тормозного пути вроде бы несложен, особенно если у автомобиля есть ABS. Разогнался до нужной скорости, выключил передачу (чтобы убрать влияние двигателя) и нажал на педаль посильнее. Прибор сам запишет нуж- ные показатели, остается только перенести их в таблицу. На самом деле оценить тормозные качества сложнее. И вовсе не потому, что не все автомобили оснащены ABS. Во-первых, замеры мы проводим на одном постоянном участке динамометрической дороги, чтобы исключить влияние неравномерности покрытия. Во-вторых, реально тормозим со 102 км/ч, а фиксируем только участок торможения 100–0 км/ч – тем самым минимизируем влияние реакции водителя и тормозной системы. В-третьих, тормозим без юза даже на автомобилях без ABS: нам нужно оценить эффективность тормозов, а не сцепные качества шин! В-четвертых, ограничивается предельное усилие – 500 Н. Ведь здоровый мужчина способен надавить на педаль с усилием втрое большим! Отдельные индивидуумы (рекорд отдела испытаний принадлежит Юрию Нечетову) могут правой ногой развить усилие,Переднеприводные автомобили с мягкой подвеской при торможении сильно разгружают задние колеса – эффективность замедления страдает. Блокировка передних колес на «Логане» наступает при усилии около 180 Н – немного раньше, чем хотелось бы. Торможение юзом не укорачивает путь, но губительно для шин, к тому же делает автомобиль неуправляемым.в 2,5 раза превышающее их собственный вес! Педали после этого достижения пришлось править… И наконец, немаловажен порядок проведения замеров. Тормозные мы всегда делаем в самом конце, измерив динамику разгона и максималку. Как раз успевают остыть тормозные диски и колодки, а шиныЗаторможенный современный автомобиль проще поднять, чем сдвинуть.еще теплые – обеспечивается оптимальное сцепление. Результаты, различающиеся более чем на 5%, в зачет не идут. Обычно шести попыток хватает, чтобы определить термическую стабильность тормозов – рост усилия почти всегда свидетельствует о потере эффективности. А вот направление не важно – влияние ветра ничтожно.ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО? Применительно к нашей методике для обычного легкового автомобиля с переднеприводной компоновкой и распределением массы по осям в соотношении 60:40 при торможении со 100 км/ч отличным результатом будет дистанция менее 40 м, хорошим – менее 42, удовлетворительным – менее 45 м.Или, если использовать показатели замедления, 9,7; 9,0; 8,5 м/с2 соответственно. После шести подряд торможений со 100 км/ч не должно наблюдаться значительного роста усилия на педали тормоза (свыше 490 Н) и увеличения тормозного пути более чем на 5%. Достичь таких результатов без ABS крайне тяжело – это требует высочайшей квалификации водителя, способного виртуозно отслеживать клевок и нагрев тормозов. Давить на педаль с ABS, конечно, проще. Более того, увеличение усилия приносит заметный выигрыш в эффективности торможения – иногда до 1,5 м. Но этим допингом мы не пользуемся – теряется смысл. В конце концов, не всегда за рулем 100-килограммовый тяжелоатлет… Гостовские 50 кг по силам самой хрупкой барышне в нормальной обуви (за езду в туфельках на шпильках, равно как ив горнолыжных ботинках, на взгляд автора, следует лишать водительского удостоверения минимум на полгода). Какой автомобиль держит рекорд по минимальному тормозному пути? «Порше-Каррера 4» (модель 997) сбрасывал скорость со 100 км/ч на участке длиной 34,56 м в среднем и 34,38 м в лучшей попытке. Замедление – 11,15 и 11,22 м/с2 соответственно. Есть на кого равняться!За рулем 03/2009 165