164
165
ТЕХНИКАИЗМЕРЕНО ЗР ТОРМОЗНОЙ ПУТЬКороче значит лучшеАвтомобиль, который способен быстро остановиться, однозначно безопаснее того, который тормозит хуже. Поэтому ни один тест в летнее время не обходится без замера эффективности тормозов. Как ее определяют, поясняет Анатолий Фомин.Стандарты стареют быстрее, чем техника. ГОСТ  Р 51709-2001 регламентирует требования к  транспортным средствам, находящимся в  эксплуатации, весьма либерально. Легковым автомобилям предписано замедляться с  интенсивностью 5,2 м/с2 и иметь тормозной путь со скорости 40 км/ч не более 15,8 м. При торможении они должны умещаться в  динамическом коридоре шириной 3  м, а  усилие на  педали тормоза не  должно превышать 490  H. В  такие требования уложится любой исправный автомобиль, выпущенный после 1945  года! Желающим лишний раз пнуть отечественное возразим: эти требования со164 За рулем 03/2009ответствуют правилу ЕЭК  ООН №  13. В  переводе с  административного на  неформальный они гласят: «Автомобиль должен как-то останавливаться», не более. Правда, сейчас Евросоюз собирается изменить нормативы и  потребовать от производителей с 2012 года устанавливать системы стабилизации, ABS и BAS (усилитель экстренного торможения) на легковые машины. Однажды в редакцию позвонил научный работник одного из  НИИ и  обвинил нас в  предвзятости. Поскольку, по  его мнению, результат торможения со  100  км/ч меньше 48  м указывает на  неправильные и  безграмотные измерения. Ученый-теоретик опирал-ся на  «серьезную» цифру из  справочника: коэффициент сцепления колеса с  сухим асфальтом равен  0,8. Попытки убедить его в том, что у подавляющего большинства современных шин он выше единицы, а  у  лучших и  хорошо разогретых доходит до  1,3, не  возымели действия. Дискуссию пришлось прервать.КАК МЫ ИЗМЕРЯЕМ Замер тормозного пути вроде  бы несложен, особенно если у  автомобиля есть ABS. Разогнался до нужной скорости, выключил передачу (чтобы убрать влияние двигателя) и  нажал на  педаль посильнее. Прибор сам запишет нуж- ные показатели, остается только перенести их в  таблицу. На  самом деле оценить тормозные качества сложнее. И  вовсе не  потому, что не  все автомобили оснащены ABS. Во-первых, замеры мы проводим на  одном постоянном участке динамометрической дороги, чтобы исключить влияние неравномерности покрытия. Во-вторых, реально тормозим со  102 км/ч, а  фиксируем только участок торможения 100–0  км/ч  – тем самым минимизируем влияние реакции водителя и  тормозной системы. В-третьих, тормозим без юза даже на  автомобилях без ABS: нам нужно оценить эффективность тормозов, а  не  сцепные качества шин! В-четвертых, ограничивается предельное усилие – 500 Н. Ведь здоровый мужчина способен надавить на педаль с усилием втрое большим! Отдельные индивидуумы (рекорд отдела испытаний принадлежит Юрию Нечетову) могут правой ногой развить усилие,Переднеприводные автомобили с мягкой подвеской при торможении сильно разгружают задние колеса – эффективность замедления страдает. Блокировка передних колес на «Логане» наступает при усилии около 180 Н – немного раньше, чем хотелось бы. Торможение юзом не укорачивает путь, но губительно для шин, к тому же делает автомобиль неуправляемым.в  2,5  раза превышающее их собственный вес! Педали после этого достижения пришлось править… И наконец, немаловажен порядок проведения замеров. Тормозные мы всегда делаем в  самом конце, измерив  динамику разгона и максималку. Как раз успевают остыть тормозные диски и  колодки, а  шиныЗаторможенный современный автомобиль проще поднять, чем сдвинуть.еще теплые – обеспечивается оптимальное сцепление. Результаты, различающиеся более чем на 5%, в зачет не идут. Обычно шести попыток хватает, чтобы определить термическую стабильность тормозов  – рост усилия почти всегда свидетельствует о  потере эффективности. А вот направление не важно – влияние ветра ничтожно.ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО? Применительно к  нашей методике для обычного легкового автомобиля с  переднеприводной компоновкой и  распределением массы по  осям в  соотношении 60:40 при торможении со  100 км/ч отличным результатом будет дистанция менее 40  м, хорошим  – менее 42, удовлетворительным  – менее 45  м.Или, если использовать показатели замедления, 9,7; 9,0; 8,5 м/с2 соответственно. После шести подряд торможений со 100 км/ч не должно наблюдаться значительного роста усилия на  педали тормоза (свыше 490  Н) и  увеличения тормозного пути более чем на  5%. Достичь таких результатов без ABS крайне тяжело  – это требует высочайшей квалификации водителя, способного виртуозно отслеживать клевок и нагрев тормозов. Давить на  педаль с  ABS, конечно, проще. Более того, увеличение усилия приносит заметный выигрыш в эффективности торможения  – иногда до 1,5 м. Но этим допингом мы не пользуемся  – теряется смысл. В  конце концов, не  всегда за  рулем 100-килограммовый тяжелоатлет… Гостовские 50  кг по  силам самой хрупкой барышне в нормальной обуви (за езду в туфельках на  шпильках, равно как ив  горнолыжных ботинках, на  взгляд автора, следует лишать водительского удостоверения минимум на полгода). Какой автомобиль держит рекорд по  минимальному тормозному пути? «Порше-Каррера 4» (модель  997) сбрасывал скорость со  100  км/ч на  участке длиной 34,56  м в  среднем и  34,38  м в  лучшей попытке. Замедление  – 11,15 и 11,22 м/с2 соответственно. Есть на кого равняться!За рулем 03/2009 165