ЭКОНОМИКАПРОФЕССИЯ ШИНОМОНТАЖНИККруглое – носить, квадратное – кататьКаково ремонтировать шины? Где дешевле переобуться? Как с нуля организовать шиномонтажную мастерскую? Ответы дает Андрей Морозов. Фото: Константин Якубов.ТИХАЯ ГАВАНЬ МАЛЫХ ФОРМ Под строгим оком наставника ощущаешь себя новобранцем. Задача, с которой началась моя карьера шиномонтажника, казалось бы, несложна: всего лишь подвести здоровенный домкрат под днище вседорожника, снять переднее левое колесо и отнести в моечную камеру. Поддомкратил, снял и, сопровождаемый изумленным взглядом мастера Николая, отнес колесо на мойку. Наблюдавшие сие слегка опешили, но в силу воспитанности и немногословности комментировать мои действия не стали. ...В последние месяцы на тему малого бизнеса, необходимости его развития, важности этой сферы экономики рассуждают, убеждают и негодуют чиновники всех рангов – от президента до руководителя сельской управы. Действительно, малый и средний бизнес – это основа капиталистической, как принято было говорить раньше, экономики. Эти предприниматели в наименьшей степени подвержены финансовым и банковским кризисам. Их не волнует проблема торгов по IPO, да и цена барреля нефти для них такая же абстрактная величина, как для среднестатистического пенсионера. Малые предприятия из всего спектра финансовых услуг пользуются лишь кредитами на развитие. Да и то теоретически могут обойтись без них. Слишком уж малы финансовые претензии тех, кто владеет небольшим, хотя и очень беспокойным хозяйством. Стало быть, для человека, сумевшего в «тучные годы» скопить малую толику средств, малый бизнес должен стать своеобразным оазисом спасения. Используй свои деньги: покупай оборудование, нанимай освободившуюся в результате сокращений рабочую силу – и приступай к работе! Открыть свой собственный шиномонтаж кажется куда более правильным, чем табачную лавочку. Курить народ, глядишь, бросит, а вот ездить – никогда. Эффективность антикризисной бизнесмодели мы решили проверять не в Москве, а чуть поодаль – в уютном, хотя и всемирно известном Сергиевом Посаде. Корреспондент «За рулем» устроился на работу в местный шиномонтаж... КРИТЕРИЙ – ЧЕСТНОСТЬ Колесо, которое предстоит «обслуживать», помыто и заботливо уложено мной на монтажный станок. Под присмотром наставника – молоденького, но строгого Николая – стравливаю воздух, робко завожу стальную лапку между ободом и покрыш200 За рулем 03/2009 кой. Нежно давлю ногой на педаль, прижимая рукой рычаг. Колесо, словно живое, соскакивает с обода. – Да не бойся, не сломаешь, – видя мою нерешительность, наставляет Коля. Будешь тут нерешительным! Подобную операцию последний раз я проводил в армии, 23 года тому назад. Правда, вместо немецкого станка у меня на вооружении были тогда монтировки. – Ничего, все получится, – подбадривает Николай, – к концу смены станешь квалифицированным шиномонтажником. Конечно, он преувеличивает: за смену разве что запомнишь приемы. А классным специалистом, то есть мастером, за которым не нужен присмотр, новичок становится через полгода работы. – Кадровая проблема ощущается у нас всегда, – рассказывает директор шиномонтажной мастерской Владимир Шермихин. – На монтажника нигде не учат. Работа непрестижная, да и непыльной ее никак не назовешь. Тем не менее слесарь может заработать приличные деньги, если будет достойно выполнять свою работу и, как следствие, обзаведется собственной клиентурой. По словам Владимира, шиномонтажник в чемто сродни врачу скорой помощи. Он должен «вылечить» колесо быстро и при этом сделать работу так, чтобы оно не спустило уже через полсотни километров – в таком случае все грехи дорог и автопрома обрушатся проклятиями на голову горе-мастера. Никто не будет вспоминать, какой пробег был у резины до заезда к слесарю. Психология клиента такова, что, посетив шиномонтажку, он считает свои колеса абсолютно здоровыми… Одним из важных критериев для приема на работу Шермихин называет элементарную честность. Ведь клиент передает в руки мастера свою собствен-Как снять колесо, знает каждый водитель.В гаражах и на дороге колесо разбортируют при помощи монтировки и крепких выражений. В шиномонтажной мастерской это делают почти с улыбкой.ность. В салоне машины порой остаются ценности и документы – какой соблазн для нечистых на руку! А вот если человеку понравится, как его обслужили, – вернется сюда не раз и друзей приведет. Начинающий шиномонтажник получает в мастерской до 5–7 тысяч рублей – своего рода стипендию на время обучения. Опытному мастеру, обросшему своей клиентурой, достается до 40% стоимости работы. В месяц даже в Сергиевом Посаде, где уровень зарплат далек от столичного, можно заработать 20 тысяч рублей.«САРАФАННАЯ» СПЕЦИФИКА Если в Москве шиномонтаж обычно соседствует с магазином по продаже покрышек и слесари,За рулем 03/2009 201 ЭКОНОМИКА | ПРОФЕССИЯ ШИНОМОНТАЖНИКне моргнув глазом, произносят: «Ничего сделать невозможно, меняйте шину», то в Сергиевом Посаде подобное неприемлемо. Это в столице на смену обиженному и «разведенному» клиенту придут трое других, в провинции же рискуешь лишиться клиентуры: «сарафанное радио» сработает эффективно. Цены на услуги шиномонтажа всего в полусотне километров от МКАД нередко в разы ниже, чем в столице. Если в Москве переобуть с лета на зиму одно колесо размерностью 15–16 дюймов стоит примерно 1000 рублей, то в Сергиевом Посаде это обходится почти в два раза дешевле. – Однажды нам позвонил из Москвы озадаченный клиент, – вспоминает Владимир. – Там ему предложили переобуть «Ленд-Ровер» за 12 тысяч рублей. Та же операция у нас оценивается всего в2 тысячи. Скорее всего, владельцу вседорожника пытались «прописать» совершенно ненужные процедуры. Обычная практика современных столичных сервисов!ПОСЧИТАЛИ – ПРОСЛЕЗИЛИСЬ …Водружаю колесо с уже замененной покрышкой на балансировочный станок. Николай попрежнему присматривает за мной. Умная немецкая машина в считаные секунды дает указания касательно балансировки. Николай поясняет, как провести эти нехитрые, в общем-то, операции. – Сегодня клиент привередливый, – рассказывает Владимир Шермихин. – Две монтировки и тазик с грязной водой в ржавом гараже – не для него. Но когда видит балансировочный станок с дисплеем и горящими индикаторами, это его успокаивает. Еще бы, штука явно недешевая! Чуть позже в кабинете директора автосервиса Евгения Генералова Владимир и Евгений анализируют мой бизнес-план открытия собственного предприятия.Самый точный прибор в мастерской поможет отбалансировать колесо. Обучение несложное, главное – практика. Шиномонтажникпрофессионал все операции выполняет быстро и четко.Чтобы приобрести минимальный набор хорошего оборудования для шиномонтажных работ, потребуется 20 тысяч долларов. В статью стартовых расходов необходимо заложить и заработную плату слесарей. Ежемесячные расходы на всякие резинки, уплотнители, ниппели, колпачки, грузики и т. п. составят не менее 1000 долларов. – На этом экономить нельзя. Клиент в курсе всех новинок и требует их внедрения именно на своих колесах. Справедливо требует! – подчеркивает Генералов. – У нас ходит легенда о том, как в одной мастерской клиенту посоветовали... отправиться за силиконовым уплотнителем на ближайший авторынок. Если, мол, ты такой умный! Это стало началом конца их бизнеса... Сумма еще до начала работы получается весомая. Но тут-то и начинается самое интересное. Чтобы начать работать, необходима техническая сертификация каждого вида планируемых работ. Даже столь несерьезный бюрократический барьер может стать непреодолимым для новичка. А Генералов продолжает перечислять: пожарная инспекция, санэпидемстанция… Комитет по внешней рекламе… Электрики, которые должны подключить к сети приобретенное оборудование… Газовщики, призванные обогреть помещение… Даже услуги почтальона, который будет доставлять квитанции и предписания из вышеперечисленных организаций, предстоит оплачивать из собственных средств, еще не заработанных. Отдельная проблема – аренда участка и помещения. О том, как это дорого в Москве, говорить не будем. Но почти в любом провинциальном городе ситуация с арендой если и лучше, то ненамного. Можно вложить средства в ремонт помещения, но никто не гарантирует, что договор не будет рас-202 За рулем 03/2009 торгнут в любой момент. Выкупить же что-либо в собственность для обычного человека нереально. Значит, придется идти с поклоном к владельцу подходящего здания (а подойдет далеко не любое: оно должно соответствовать техническим требованиям и стоять на оживленной дороге). Хозяин, понятное дело, потребует свою долю дохода... – Ну что, корреспондент, хватит денег на шиномонтаж? – иронично подмигивают бывалые Евгений и Владимир. Робко пытаюсь напомнить о кредитах для малого бизнеса. Это и вовсе вызывает смех. Ставка по кредитам на развитие малого бизнеса в России, о котором так много говорят с различных трибун, составляет, как минимум, 28 процентов. Занимать под такие проценты рентабельно, только если ты торгуешь наркотиками или фальшивой водкой. Для сравнения: подобный кредит в Германии, которая также испытывает финансовые сложности, стоит лишь 2 (два!) процента годовых. Итого: чтобы открыть современный шиномонтаж, нужно иметь 25 тысяч долларов «подъемных» на один пост (шиномонтажный и балансировочный станки, расходники, инструмент, оплата труда, оформление) да еще крышу (в самом широком смысле этого слова – и от дождя защищающую, и от набегов бесчисленных чиновников). Если прибавить к этому честную и толковую работу, бизнес вполне может стать прибыльным. …Колесо я переобул, проверил и готов был торжественно вынести его из ворот шиномонтажа. В последнюю секунду Николай положил руку на плечо: – Дружище, а зачем ты его носишь? Попробуй катать, легче ведь будет! Попробовал – и правда легче. Но смысл преодоления трудностей теряется…Работа почти завершена. Можно звать клиента!На правах рекламыЗа рулем 03/2009 203