СПОРТФОРМУЛА 1Ник ХАЙДФЕЛЬД: «Поспорим за чемпионский титул»– Несомненно, важно поставить всех в одинаковые условия. Однако любой гонщик стремится ехать как можно быстрее – этого, конечно, легче достичь на сликах, нежели на покрышках с канавками. Нелепо, когда почти во всех мировых сериях ездят на сликах – кроме самых быстрых машин! Еще лучше, если бы мы могли выбирать между изделиями конкурирующих фирм, какими были «Бриджстоун» и «Мишлен». – Регламент формулы 1 из года в год претерпевает изменения. На ваш взгляд пилота, оправданно ли такое множество новшеств, на пользу ли они спорту? – Сейчас целесообразны те изменения, которые както смягчили бы влияние экономического кризиса и позволили более или менее уравновесить шансы команд.Зимние тесты – большая работа не только на трассе, но ив боксах. Новый автомобиль настолько отличается от старого, что все настройки ищут заново.Нынешний сезон в формуле 1 будет отмечен многими новшествами не только в конструкции машин, но ив регламенте соревнований. О том, как они могут повлиять на характер борьбы, мы расспросили пилота команды «БМВ Заубер» Ника Хайдфельда. – Вы уже протестировали новую машину с иной аэродинамикой, отвечающей предписаниям ФИА. Так ли сильно изменился ее характер? Быть может, тонкие настройки все же позволят адаптировать болид к привычной вам манере езды? – Машина действительно другая, и дело не только в аэродинамике: изменилась развесовка, а также тип шин. О сохранении привычной манеры говорить излишне – понадобится время, чтобы освоиться. – Что скажете о роли устройства КЕRS – дополнительные 60 кВт действительно помогут при обгонах? Конструкторы утверждают, что, нажав «волшебную» кнопку Boost, можно выиграть добрых 25 метров… – Эта система способна помочь. Другое дело, если одновременно с тобой такой же системой воспользуется соперник. Думаю, вброс энергии пригодится на старте, когда все еще рядом, – чтобы быстрее оторваться от соперников. – А есть ли формальные ограничения на использование энергии, накопленной в КЕRS? – Ею можно воспользоваться не дольше 6,5 секунды на каждом круге – не важно, будет ли кнопка нажата шесть раз по секунде или один раз на 6 секунд. – Ваше отношение к изменению шинного регламента: одобряете ли возврат к сликам? Или придерживаетесь мнения, что равные условия для всех гонщиков важнее, чем тип резины?232 За рулем 03/2009 Нику Хайдфельду всего 31 год, а он сейчас один из старожилов формулы 1: сезон-2009 будет для него десятым!– Будучи одним из наиболее опытных гонщиков нынешней формулы 1, как вы считаете, что позволило вашему соотечественнику стать семикратным чемпионом мира: гений пилота? Или, наряду с этим, некое несовершенство правил, из-за которого определенные команды систематически получали преимущество? – Вспомним: в те годы, когда выступал Михаэль Шумахер, вводилось множество изменений в регламент и конструкцию, а он неизменно оставался очень быстрым. Выходит, такой спортсмен не нуждается в «подходящих» правилах. Для меня несомненны три вещи: его талант, честолюбие и мотивированность. Проще говоря, гонки ему всегда в радость! – Почти все американские гонки – а в Европе знакомый вам чемпионат DTM – более открыты: болельщики могут в определенное время посещать паддок и общаться со своими кумирами. Пошло бы на пользу чемпионату мира подобное нововведение, а скорее, возврат к обычаю прошлых лет? – В формуле 1 также есть возможность посетить паддок; не думаю, однако, что его стоит распахивать настежь. Я слышал, что в Америке эта зона бывает буквально забита людьми, которые мешают гонщикам да и друг другу. Боюсь, подобное послабление было бынепродуктивно. Для общения лучше найти другие возможности. – В вашей команде нет явного разделения пилотов на первого и второго. Облегчает ли это вашу задачу? Роберт Кубица для вас соперник или партнер? – Команда исходит из необходимости побеждать. В машинах обоих гонщиков одинаковые детали из одних и тех же материалов, они весьма близки по мощности. Но если в течение сезона выявляется преимущество одного из нас, на него, конечно, делается главная ставка. Подчеркну: в зависимости от результата, а не заранее. – «БМВ-Заубер» год от года прогрессирует – это видно по набранным очкам. Следуя позитивной тенденции, намерена ли команда в 2009-м бороться за высший титул? Каковы ваши прогнозы на сезон? – Делать прогнозы на 2009 год затруднительно изза серьезных изменений регламента, которых мы отчасти коснулись. В прошлом году было проще обозначить цель и добиваться ее. Теперь машины стали другими, и мы еще не знаем, где они поедут быстрее, где медленнее. Тем не менее, опираясь на достигнутое, мы намерены поспорить за титул чемпиона мира. Надеюсь, что добьемся успеха, но, повторюсь, что-либо прогнозировать очень сложно. Беседу по телефону вел Владимир АркушаРЕГЛАМЕНТ-2009ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯУменьшение высоты и увеличение ширины переднего антикрыла Увеличение высоты и уменьшение ширины заднего антикрыла Возможность настройки конфигурации переднего антикрыла прямо в ходе гонки (дважды на круге, свободный выбор из шести вариантов) Запрет дополнительных аэродинамических элементов Иные размеры и расположение диффузора Слики вместо шин с канавками Использование KERS для кратковременного увеличения мощности – дополнительные 60 кВт в течение 6–7 сОЖИДАЕМЫЙ ЭФФЕКТУменьшится влияние турбулентного потока от впереди идущей машины, что облегчит подготовку к обгону; возрастет риск повреждения антикрыла при инцидентах Теоретически прижимная сила должна уменьшиться. На практике, скорее всего, инженеры быстро найдут новые решения для увеличения прижимной силы Пилоты смогут оптимизировать аэродинамические характеристики машины для выполнения маневра обгона и под разные («быстрые» и «медленные») участки трассы Уменьшение прижимной силы, повышение стабильности и устойчивости машины при обгонах Уменьшение прижимной силы Улучшение сцепления с трассой примерно на 20%. Торможения станут короче, возрастет возможность обгона в медленных поворотах Более частые обгоны, повышение зрелищности гонок и т. п.За рулем 03/2009 233