ТЕХНИКАВ МИРЕ МОТОРОВСердца ягуаровПрестиж требует превосходства – желательно полного и подавляющего. Чтобы вернуть пошатнувшееся доверие к марке, недостаточно оснастить автомобили просто современными двигателями. Их характеристики должны быть самыми высокими на сегодняшний день. Моторы новых «ягуаров» именно такие, убедился Анатолий Фомин.СУПЕРДИЗЕЛИ Трехлитровая V-образная «шестерка» AJ-V6D Gen III предлагает мощность 177 кВт/240 л.с. при 4000 об/мин и крутящий момент 500 Н·м в диапазоне 1500–3000 об/мин. Это уже отличные показатели, но ее более форсированный по наддуву вариант AJ-V6D Gen III S выдает еще более серьезные: 202 кВт/275 л.с. при 4000 об/мин и 600 Н·м при 2000 об/мин. Конкуренцию может составить лишь один легковой дизель – трехлитровый BMW с системой двухступенчатого наддува, который немного мощнее (210 кВт/286 л.с.), но по максимальному крутящему моменту проигрывает 20 Н·м (хотя степень сжатия у него на единицу выше!).Чугунный блок цилиндров – необходимость для большинства дизельных двигателей, особенно с высоким давлением наддува.Что нужно двигателю, претендующему на наивысшие показатели? Вопервых, топливная аппаратура третьего поколения «Бош» с пьезоэлектрическими форсунками и рабочим давлением 200 МПа. Во-вторых, двухступенчатая система наддува, поскольку один турбокомпрессор для такого давления не обеспечит приемлемых ездовых характеристик. В третьих, конструкция двигателя, способная выдержать соответствующие нагрузки. С конструкции и начнем, благо она вполне традиционна. Отлитый из высокопрочного чугуна со сферическим графитом блок цилиндров прочнее и жестче прежнего. Кроме того, увеличено межцилиндровое расстояние, поскольку диаметр цилиндров вырос с 81до 83 мм. Ради жесткости опущена плоскость разъема блока цилиндров и поддона, а крышки коренных подшипников связаны общим алюминиевым усилителем. Четыре клапана на цилиндр ныне столь же характерны для дизелей, как и для бензиновых моторов – несмотря на невысокие обороты, требования к газообмену у них не ниже. С повышенным трением в сложном ГРМ с четырьмя распредвалами и 24 клапанами борются роликовые коромысла. Однако основная особенность двигателя – двухступенчатый наддув с последовательным включением турбокомпрессоров. Первый – с регулируемым направляющим аппаратом турбины, второй, меньшего размера, – со встроенной заслонкой отсечки выхлопныхРегулируемый двухступенчатый турбонаддув дизельного двигателя позволил добиться самого высокого крутящего момента во всем диапазоне оборотов. С 1250 до 3700 об/мин он не опускается ниже 500 Н·м.Дизель с неразделенной камерой сгорания (или, как часто говорят, с непосредственным впрыском) предполагает, что она находится в днище поршня.Дизельный двигатель AJ-V6D Gen III Sс двумя турбокомпрессорами – абсолютный чемпион по крутящему моменту в трехлитровом классе. Как долго он сможет удержать лидерство?160 За рулем 03/2009 газов. Благодаря этой схеме обеспечивается как высокий крутящий момент на низких оборотах, так и большая мощность на высоких. Скорость возрастания крутящего момента достигает 1000 Н·м/с, то есть двигатель способен выйти с холостого хода на максимум момента менее чем за полсекунды! Прежнему дизелю для этого требовалось впятеро больше времени. Неудивительно, что с этим мотором «Ягуар-XF» способен демонстрировать незаурядные возможности, например расход топлива в загородном цикле в 5,5 л/100 км в сочетании с максимальной скоростью 250 км/ч. А также разгон до 100 км/ч за 6,4 си средний расход топлива 6,8 л/100 км.БЕНЗИНОВАЯ КЛАССИКА V8 Непосредственный впрыск, увеличенный с 4,2 до 5 л объем, новый алюминиевый блок цилиндров, регулируемые фазы газораспределения и впускной трубопровод – все это отличает AJ-V8 Gen III от предшественника. При пятилитровом объеме атмосферная «восьмерка» выдает 283 кВт/385 л.с. при 6500 об/мин. Еще более выдающийся показатель – крутящий моментАМЕРИКАНСКИЙ РЕКОРД7 ноября 2008 года на соляном озере Бонневилль «Ягуар-XFR» установил новый рекорд скорости для седанов – 225,675 миль/ч, или 363,12 км/ч. Этот результат превосходит показатели знаменитого суперкара «Ягуар-XJ220»! Рекордный автомобиль отличается от серийного форсированным примерно до 600 л.с. двигателем, уменьшенным дорожным просветом, специальными шинами и доработанной аэродинамикой. Были установлены дополнительные экраны на днище машины, продольные гребни, передний и задний спойлеры, уменьшающие аэродинамическое сопротивление.На правах рекламыЗа рулем 03/2009 161 ТЕХНИКА | В МИРЕ МОТОРОВ« . «-» , -. . . » -.-515· . , , 214 .3500/ .. 103·, , . 100 / 400 · ?–5,5 , –« .». ,,, . 250 . , ,6,2 .., « 100 -XFR» /4,8 . , -5,510,5,,,,AJ-V8 Gen III R. 510 . . 625 · , - 5 , « -,,-AMG 63». -250/ , .,16203/2009