БЕЗОПАСНОСТЬCТОП-ЛИНИЯУчебная тревогаСогласно данным МВД, по вине водителей со стажем до трех лет (их обычно называют начинающими) происходит от 15 до 40% общего числа ДТП. Такой разброс несколько удивляет, но в любом случае цифры настораживают. Разобраться в ситуации пытался Максим Приходько, тем более что для этого появился особый повод.Весьма примечательное событие автомобильной жизни как-то затерялось в праздничной суматохе начала года. С января после долгого ожидания введены новые программы подготовки водителей с требованиями к автошколам, их оснащению, преподавателям и многому другому, что должно изменить отношение к этому жизнесберегающему (в прямом смысле слова) делу. Те, кто полагает, будто нововведения касаются только желающих получить водительское удостоверение, ошибаются. Обучение вождению так или иначе затрагивает всех нас. Оно в чемто сродни обычной школе. Не усвоил правила орфографии и пунктуации – всю жизнь пишешь с ошибками. Не научился в автошколе правилам дорожного движения в широком смысле, то есть умению применять их на практике, безопасно ездить, владеть собой за рулем, – стал опасным водителем. Даже опыт часто не компенсирует пробелы в начальной подготовке. Разница с обычной школой здесь в цене ошибки... Ситуация на дорогах в последнее время ухудшилась настолько, что качеством обучения в автошколах озаботился президент страны. Только тогда чиновники из Минобразования, сотрудники МВД, представители общественных организаций и руководители автошкол засели составлять программу плавного перехода от сохранявшейся до сих пор советской модели обучения к более современной. Правда, и до того в ряде школ пытались методом проб и ошибок учесть в курсе обучения запросы сегодняшнего дня, но хорошая инициатива не обязательна ко всеобщему исполнению.ГЛАДКО БЫЛО НА БУМАГЕ Новый курс обучения в автошколах, утвержденный Минобразования по согласованию с МВД и Минтрансом, нацелен на то, чтобы как следует подготовить молодого водителя к реалиям наших дорог. Например, в него включен 192 За рулем 03/2009такой предмет, как «Оценка и прогнозирование дорожной ситуации». Урезан до минимума для категории В курс устройства автомобиля. Нелепостью было тратить часы на изучение карбюраторов «москвичей» и «жигулей», вовсе не уделяя времени, например, особенностям управления при наличии автоматической коробки. Руководствуясь опытом западных стран, в подготовку водителей всех категорий включили медицинский курс с более серьезными, чем ранее, приемами оказания первой доврачебной помощи при ДТП. Появится курс психологии: будут учить, как избежать конфликтов на дороге, с какими установками садиться за руль.рожный переезд? Кто и где под них выделит землю? Если все затраты лягут на плечи автошкол, то сколько из них выживут? И сколько будет стоить курс обучения в тех, что останутся? Уже сейчас прикидывают, что с долгожданным увеличением числа занятий по практическому вождению стоимость обучения вырастет на 7–10 тысяч рублей (до 30– 40 тысяч)! Наверное, следует подумать о государственной поддержке этого дела государственной важности. Мы часто говорим о зарубежном опыте – неплохо бы им воспользоваться. Во многих странах давно введено двухуровневое обучение водителей с обязательным курсом контраварийной подготовки. Или взять примерСуществующая система обучения водителей себя скомпрометировала: посмотрите, сколько объявлений «помогу с получением прав» на заборах, в Интернете!С 1 июля вводятся требования по организации учебных автодромов. Они должны имитировать реальную ситуацию на обычной российской дороге, а значит, самодельные вешки и габаритные конусы уйдут в прошлое. Изменяется и процесс приема экзаменов в ГАИ: следить за кандидатом в водители будут приборы видеоконтроля. Их с июля начнут устанавливать в учебных машинах. В экзаменационные комиссии введут медиков и, как сказано в документе, «представителей общественности». Но, наверное, самое громкое нововведение в программе – увеличение времени на вождение: теперь 50 астрономических часов вместо прежних 32!НЕМНОГО ПРО «ОВРАГИ» Уже при первом знакомстве с новой программой обучения возникают вопросы. Новые автодромы – это, конечно, очень хорошо. Только за чей счет строить, оборудовать эти сооружения, включающие, например, железнодо-скандинавских стран, где в программе есть курс ночного вождения. У нас он если и был, то только на бумаге. А ведь еще 20 лет назад исследование в Норвегии показало, что такой курс для начинающих позволяет снизить аварийность на 37%! Все это, можно сказать, из области пожеланий на ближайшее будущее. Пока же остаются нерешенными самые важные вопросы. Один из первых: кто будет обучать сегодня приемам безаварийной езды и психологии поведения в экстремальной ситуации? В наших автошколах преподают по большей части педагоги-пенсионеры. Кадров для этой системы (в 2008 году водительские права в России получили около 2 миллионов человек, только в столице свыше 300 автошкол) не готовит никто. Нет и специальных курсов, где учат экзаменаторов, – ими «по совместительству» выступают сотрудники ГИБДД. Не секрет, что иной раз представители автошколы полюбовно договариваются с экзаменаторами и груп- па без проблем сдает экзамены. В результате планку требований легко преодолевали тысячи неучей. Что (и кто) станет на их пути сейчас? Предлагают приборы видеоконтроля. Но их еще купить надо (а денег на это в бюджете нет), к тому же включают-выключают их живые люди… И вообще, если существующая система себя скомпрометировала (а этофакт: посмотрите, сколько объявлений «помогу с получением прав» на стенах, на заборах, в Интернете!), то ее надо менять кардинально. В большинстве стран Европы экзамены сдают не дорожной полиции, а специальному органу при мэрии (муниципалитете) или прямо в автошколе, если у нее есть на то государственная лицензия. В полиции лишь выдают корочки…Нынешняя реформа системы обучения, как нас уверяют, далеко не конечная: она рассчитана лишь до 2010 года. Какие из нынешних нововведений останутся в разработанной к тому времени «большой» программе, а что уйдет, мы узнаем совсем скоро. Главное, чтобы стали учить по-настоящему. Ко всему прочему, кандидаты в водители платят за это деньги. Немалые.В помощь новичку. Когда верстался номер, стало известно, что с1 марта 2009 года автомобилисты, чей стаж не превышает двух лет, должны установить представленный здесь опознавательный знак. Если вы относитесь к этой группе водителей, то можете вырезать знак (размеры – точные!) и наклеить его на заднее стекло автомобиля.За рулем 03/2009 193