РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА ОСЦИЛЛОГРАФЫВеселые картинкиГеннадий Емелькин, вооружившись осциллографом, показывает, как разобраться с капризами электроники.ля нормальной работы электронной системы управления двигателем (ЭСУД) контроллер должен получать сигналы со всех штатных датчиков, а исполнительные механизмы – четко реагировать на его команды. Об отказе любого из этих элементов система самодиагностики оповещает водителя, включив сигнал с символом двигателя либо с надписью «Check Engine» («проверь двигатель»). Расшифровать соответствующую ошибку поможет сканер, но его подсказки неоднозначны – например, «отсутствие сигнала с датчика…» еще не означает, что тот неисправен. Распространенная причина – дефект цепи. Случается и другое. Скажем, цепь проверена и датчик вроде бы работает, но контроллер его явно не понимает. Дело в том, что каждый датчик посылает в контроллер сигнал определенных формы и уровня, характерных именно для него. Искаженный сигнал блоку управления непонятен – и как он будет работать, предсказать порой трудно. В таких случаях осциллограф – добрый помощник. Качество сигнала вы сразу видите на экране. Вот пример. Двигатель «Мицубиси» с непосредственным впрыском топлива работал с перебоями: рывки, провалы в движении, хлопки из выпускной трубы. Хозяйка автомобиля посетила несколько дилерских центров, немало заплатила за диагностику и ремонт, но двигатель продолжало колотить. Встроенная самодиагностика фиксировала типичные для данного случая ошибки – пропуски воспламенения в цилиндрах. Но что их вызывало? Механики раз за разом промывали систему питания, меняли свечи, дорогущие форсунки, а напоследок приговорили даже топливный насос высокого давления! Только осциллограф помог выловить истинного виновника – датчик положения коленвала (на основе эффекта Холла), который вместо сигналов прямоугольной формы выдавал непонятную ломаную кривую. Вот блок управления и сходил с ума! Поэтому осциллограф в арсенале диагноста – прибор совсем не лишний. Только нужно уметь им пользоваться и, кроме того, знать формы сигналов, с которыми приходится иметь дело. Со временем у диагноста накапливается большая коллекция форм сигналов. Опираясь на эти данные, найти виновника неисправности гораздо проще и дешевле, нежели вслепую менять узлы и агрегаты.ДНачнем с сигнала датчика положения дроссельной заслонки. На многих автомобилях это резистор потенциометрического типа. В разъеме три контакта: питающий (+5 В), сигнальный и минусовой. Читаем осциллограммы слева направо. Когда заслонка закрыта, напряжение на сигнальном проводе 0,3…0,6 В. Это первый слева участок. При повороте заслонки напряжение растет – второй участок. Именно ему следует уделить пристальное внимание, особенно в начале подъема кривой. При малых углах поворота заслонки дорожка потенциометра изнашивается сильнее, ведь в режимах малых мощностей наработка машины больше! Если дорожка повреждена, на осциллограмме видно резкое изменение напряжения сигнала. Верхний прямолинейный участок с напряжением 4,2…4,5 В соответствует полностью открытому дросселю.Топливные форсунки принято мыть на всякий случай – чаще всего беда кроется в гидравлической части. Но если не в порядке электрика, промывка не поможет. На экране сигнал питания форсунки. Первый участок – горизонтальная прямая с уровнем 12 В: форсунка закрыта. Резкое падение напряжения до нуля – момент открытия форсунки, когда блок управления замкнул цепь на «массу». Далее участок открытого состояния: подача топлива. Зная масштаб времени, можно приблизительно определить, сколько миллисекунд форсунка открыта. Но для точного подсчета используют функцию встроенных курсоров осциллографа. Последний участок – размыкание массы, закрытие форсунки, скачок напряжения (эдс самоиндукции) и его снижение вновь до 12 В.С неисправным датчиком положения коленвала двигатель может не запуститься. На периферии задающего диска нарезано 60 зубьев, из которых два удалены. Это сделано для синхронизации работы датчика с положением коленвала. Вариантов исполнения несколько, но чаще используют индуктивный датчик. При вращении диска магнитный поток меняется, наводя импульсы переменного напряжения. По их частоте и амплитуде блок управления определяет частоту вращения коленвала. Отсутствие двух зубьев хорошо видно на осциллограмме. Других пропусков быть не должно. Например, обломанный зуб блок управления примет за положение синхронизации – и перебои в работе двигателя гарантированы. На некоторых автомобилях при поломке датчика положения коленвала блок управления опирается на показания датчика положения распредвала, это повышает живучесть системы.178 За рулем 03/2009 За содержанием кислорода в выхлопных газах следит датчик кислорода (лямбда-зонд). Контроллер постоянно подает на датчик (циркониевый) опорное напряжение 450 мВ. Пока чувствительный элемент холодный, напряжение сигнала находится в диапазоне от 300 до 600 мВ. После прогрева чувствительного элемента датчик включается в работу – напряжение меняется от 0,1 до 0,9 В. Низкое значение соответствует бедной смеси, высокое – богатой. На некоторых моделях циркониевых датчиков опорное напряжение соответствует 1,5 В, но рабочий диапазон сигнала такой же. (У титанового датчика характеристики иные: опорное напряже-ние 5В, сигнал меняется от 0,1 до 5В.) Если сигнал прогретого циркониевого датчика не поднимается выше 0,7 В, значит, он состарился и его нужно заменить. Чтобы ошибочно не забраковать исправный датчик, его следует проверить в разных режимах работы двигателя: начать с минимальных оборотов холостого хода (на экране должна вырисовываться плавная синусоида), затем оценить реакцию датчика на обогащение смеси (резкий скачок сигнала). Встречаются и более сложные случаи, например отказы датчика при высокой температуре, которые проявляются лишь под большой нагрузкой двигателя.В устаревших системах управления двигателем топливо дважды за рабочий цикл впрыскивалось во впускной коллектор (два оборота коленвала). В современных – впрыск фазированный, когда топливо поступает единожды за цикл. Но важно подсказать блоку управления, когда и какую открыть форсунку. В этом помогает датчик положения распредвала (его иногда называют датчиком фазы). Действие таких устройств обычно основа-но на эффекте Холла, что подтверждают три провода в колодке датчика. Картинка на экране осциллографа – сигнал прямоугольной формы, подаваемый один раз за один оборот распредвала. По такому же принципу работает датчик скорости автомобиля, только количество импульсов уже больше. При установке датчика, не соответствующего данной комплектации автомобиля, скорость по спидометру может существенно отличаться от истинной.На правах рекламыЗа рулем 03/2009 179