228
229
230
231
СПОРТРАЛЛИ-РЕЙД «ДАКАР»Здесь вам не Африка!На пятый день гонки организаторы испугались, что до финиша не доедет никто... Итоги двухнедельного марафона, впервые прошедшего по Аргентине и Чили, подводит Сергей Зиновьев.Сначала все шло правильно, почти по-африкански. Хорошие и плохие дороги от БуэносАйреса на  юг вдоль побережья Атлантики караван из  477 боевых единиц преодолел элементарно. Борьба фантастически плотная, на длинных скоростных участках лидеров разделяли минуты, а то и секунды – какая интрига! Беспокоили только жара  – днем за сорок, хуже, чем в Африке, – и пыль, гораздо более летучая и въедливая. А потом началось. Пятый этап – настоящее бездорожье, пески в предгорьях Анд, сыпучие и  очень вязкие. Вдобавок прошел ливень, наполнив русла пересохших рек. Средняя скорость лидеров  – меньше 60  км/ч! Старожилы «Дакара» припомнили, что подобное было лишь однажды. Давно, в  Мавритании. На  пятом этапе до  финиша добрались только три четверти экипажей зачетов Car (автомобили) и  Truck (грузовики). Остальные застряли. Те, кто откопал свои машины, шли на  помощь другим бедолагам. И всю ночь потом измотанные экипажи стягивались к  бивуаку, опоздав на  ужин, ночлег и  все пункты контроля времени. Возникла путаница в  протоколах – и уже не прекращалась вплоть до  финиша. 200-часовые штрафы то  назначали, то отменяли, то заменяли меньшими. Правда, группы лидеров этот беспорядок не коснулся. Пески, камни, пыль и  жара постепенно убрали из  гонки всех, кто228 За рулем 03/2009по  каким-то причинам не  приглянулся «Дакару». Сгорел дотла багги Ивана Мюллера – «туринговый» чемпион мира не  добрался даже до  Чили. Победитель Кубка мира по ралли-рейдам Нассер аль-Аттиях, поначалу лидировавший, пал жертвой перегревшегося мотора. Умирающий БМВ-Х3 просто не  смог забраться на  очередной песчаный холм, где засел судейский пост, контролирующий прохождение трассы, и гонщика из Катара сняли с  дистанции. Жестокий удар обрушился на заводскую команду «Мицубиси» – три экипажа выбыли в  первой половине гонки. Четвертый, Хуана Ромы, уцелел чудом, семь часов посвятив ремонту и  откапыванию. Новые турбодизельные прототипы-«лансеры», пришедшие на  смену проверенным «паджеро», оказались недостаточно надежны. А на перевалах Анд мрачно лежал снег. На  всякий случай высокогорныеСтарые протопипы «Паджеро» разошлись в разные руки. Один достался нашему Алексею Беркуту. участки укоротили. Поэтому на  высотах за 2500 м гонщики побывали только в  щадящем дорожном режиме. Впереди и без того самая сложная часть маршрута, безводная пустыня Атакама с камнями и песчаными горами. Дюнами их уже не  называли. Африканские дюны, как оказалось, – детская песочница в сравнении с чилийскими. Как вам нравится дюна высотой метров триста? Перевернувшиеся машины исчислялись десятками. Маршалы гонки решили, что это перебор, и продолжили укорачивать скоростные участки, а  один вообще отменили, сославшись на сильный утренний туман. Вышло, что из  обещанных 6000  км скоростных участков экипажи прошли примерно половину. И  примерно половина экипажей в итоге добралась до финиша. Такая вот арифметика нынешнего «Дакара». Причем последние два этапа разве что тертым шоколадом не  посыпали – ровные, понятные «пилотские» дороги.Но даже в таком, усеченном и упрощенном, виде южноамериканский «Дакар» признали более тяжелым и  сложным, чем африканский. И  потому особенно ценна победа. Двукратного чемпиона мира по  классическому ралли Карлоса Сайнса в  качестве победителя «Дакар» отверг. Испанец уверенно лидировал, но «Туарег» Матадора перевернулся на последнем из  песчаных этапов. Наш Леонид Новицкий, проезжавший мимо, остановился и помог вернуть машину на  колеса. Однако подоспевшие медики установили, что штурман Мишель Перен сломал руку – дальше ехать никак нельзя. Позже Сайнс сказал, что 200  км здешних пустынь по  затратам сил и  нервов на  их преодоление равны 600 км африканских. Поразительно, но именно в  Америке состоялась первая победа африканца на «Дакаре» – вернее, южноафриканца Жинеля де Вильерса («Фольксваген»). Очередной триумф отметила коман-На правах рекламыВот так экипаж Хуана Ромы терял 7 часов. Позже судьи добавят ему еще 10 часов. Десятое место для «Мицубиси» – поражение. СПОРТ | РАЛЛИ-РЕЙД «ДАКАР»Лучший из россиян в зачете автомобилей – Леонид Новицкий. В его активе два пятых результата на этапах и один второй!Из обещанных 6000 км скоростных участков экипажи прошли примерно половину. И примерно половина экипажей добралась до финиша. Такая вот арифметика «Дакара».Третья попытка Карлоса Сайнса покорить «Дакар» тоже не удалась. Хотя на этот раз титулованный испанец подобрался к победе вплотную.ХРОНИКА «ДАКАРА»Из девяти российских экипажей, стартовавших в  зачете Car, до  финиша добрались шесть. Ломались, застревали, но доехали. Леонид Новицкий, занявший очень высокое восьмое место, не  избежал неурядиц: на одном из этапов сбился с маршрута и застрял в болоте, откуда выбирался несколько часов. В  итоге стал лучшим из всех пилотов, выступавших на БМВ-Х3. Южноамериканский вариант «Дакара» оказался жестоким: как всегда, множество падений и травм у мотоциклистов плюс тепловые удары  – пилоты теряли сознание прямо на  ходу. Один заблудившийся мотогонщик скончался, более двух суток прождав, пока его найдут спецслужбы гонки и местная жандармерия. Победитель «Дакара-2007» Ханс Стейси (МАН), считавшийся одним из главных фаворитов, трассу не преодолел. Голландец изрядно проигрывал всем трем КамАЗам на  всех этапах. И  в  итоге сошел – отчасти из-за поломки переднего моста, а  отчасти из-за того, что техничка, шедшая ему на помощь, перевернулась. На заключительном этапе система компьютерного мониторинга гонки дала сбой. По  ее мнению, экипаж Фирдауса Кабирова вообще не прошел ни одной контрольной точки на трассе. Слепо веря компьютеру, организаторы поначалу поздравили с  победой Владимира Чагина. Позже все прояснилось: этап, а вместе с ним и гонку выиграл Кабиров. Главная претензия большинства участников (как из верхней, так и из нижней части турнирной таблицы) к  организаторам «Дакара-2009»  – слишком уж урезали скоростные участки. В  числе плюсов гонки отличные условия на  ночных бивуаках и отменная еда. А также невероятный интерес населения: последние 300 км трассы, говорят, представляли собой живой коридор из зрителей.да «КамАЗ-Мастер». Дружине из  Набережных Челнов, по сути, нашелся только один равный соперник  – голландец Герард де Рой (ХИНАФ). Сначала лидировал, потом стал отставать и ближе к концу прекратил сопротивление. Так что лавры в  честном поединке разыграли Владимир Чагин и  Фирдаус Кабиров  – оба раньше уже покоряли «Дакар». Ныне сильнее оказался Кабиров, выиграв у Чагина на финише… 3 минуты. Результаты «Дакара-2009» см. в рубрике «Паддок». Ежедневные репортажи о «Дакаре» – на сайте ЗР: www.zr.ru/articles/58643230 За рулем 03/2009Момент триумфа. Чтобы добыть этот культовый предмет, Жинель де Вильерс на две недели отказался от цивилизованного образа жизни. СПОРТ | РАЛЛИ-РЕЙД «ДАКАР»Секрет хорошей формыПрогнозы перед гонкой давали осторожные: никто толком не знал, какое в Америке бездорожье. Оказалось – подходящее.КНа этом «Дакаре» команда «КамАЗ-Мастер» категорически исключала командную тактику в духе формулы 1. Никто никого не пропускает, побеждает сильнейший – таков был уговор перед стартом. Экипажу грузовика побеждать на «Дакаре» втрое приятнее и выгоднее, чем, скажем, мотогонщику: памятные кубки получают и пилот, и штурман, и механик. Для Фирдауса Кабирова это вторая победа на «Дакаре» – первую одержал в 2005-м. В команде он со дня ее создания, при его участии как инженера созданы машины, принесшие КамАЗу первую победу на «Дакаре-1991».амАЗы опять выиграли «Дакар» – восьмой раз за 20 лет участия. Сегодня это единственная в  России заводская команда, добившаяся мирового признания. И  при  этом близкая к  народу: тысячи сограждан видели и приветствовали гоночные грузовики на обычных дорогах. Нередко именно так, своим ходом экипажи команды «КамАЗ-Мастер» добираются из  краев, где проходила гонка, на базу в Набережные Челны. Перед южноамериканским «Дакаром» технику серьезно модернизировали. Максималка в  ралли-рейдах большой роли не  играет  – на  спецучастках скорость ограничена 150  км/ч. Судьи ее контролируют методом скрытых постов, за  превышение  – штраф. Так что технический прогресс послужил улучшению ходовых качеств. Основные изменения: облегченные мосты, новые рессоры, доведенные почти до совершенства амортизаторы. Повысилась плавность хода, КамАЗ-4326 стал чуть лучше держать дорогу. Но это «чуть» в  итоге и  принесло победу. Ни на одном из этапов российские экипажи не выигрывали у главного соперника помногу  – разница исчислялась в минутах.Команда – это не только экипажи трех машин. Так что вся группа поддержки по праву поднялась на финишный подиум в центре Буэнос-Айреса.За рулем 03/2009 231