194
195
ЭКОНОМИКАКРИЗИС В ПРИМОРЬЕПошлины: заградительные или разорительные?Марина Лобода, Игорь МоржареттоВласти Приморья решили-таки снести самый большой на  Дальнем Востоке (а то ив России) авторынок. Расположенный в одном из районов Владивостока, он давно привлекал внимание застройщиков, мечтавших соорудить здесь жилой комплекс. Но если в прежние годы даже намеки на  перенос авторынка встречались всем населением в штыки – как покушение на  «святое», на  «честь и  гордость» всего Приморья, то  нынче перспективу застройки «Зеленки» (так ласково называют авторынок) восприняли индифферентно. Визитная карточка Владивостока – «Зеленый Угол» – безо всяких застройщиков фактически умирает и  больше напоминает тихое кладбище, на  котором покоятся вполне приличные (но не востребованные) иномарки. Торговцы, некогда бойкие, а ныне все194 За рулем 04/2009сплошь с  хмурыми лицами, сильно смахивают на  кладбищенских смотрителей, редкие же посетители рынка – на скорбных родственников усопших.ПУСТОЙ «УГОЛ» С 12 января, когда вступили в действие новые заградительные пошлины, объем ввозимых через Владивосток японских машин упал в  18  раз  – с  нескольких тысяч до  50  штук в  день. Продажи резко сократились, идет ликвидация фирм и  сокращение штатов. Причина не  только в  пресловутых пошлинах, просто звезды над Приморьем так неудачно расположились: пошлины «догнали» грянувший кризис – рухнувший рубль и  обвалившуюся покупательскую способность масс. Согласно подсчетам Владивостокской таможни, по этой причине в 2009-м федеральныйбюджет недосчитается 1  млрд. долларов, доходы от  таможенных сборов грозят обвалиться на  40%, а  это прямые потери государства. Свои убытки пытаются подсчитать и дилеры на «Зеленом Углу» во Владивостоке. – Все, что стоит на  нашем участке, завезено еще до повышения ввозных пошлин,  – продавец Николай Алексеевич одиноко слоняется меж рядами машин.  – Выбор пока есть, да  и  цены вполне приемлемые, хотя по сравнению с  прошлым годом мы слегка накинули, все-таки доллар растет. Но  покупателей почти нет, потихоньку бизнес сворачиваю, – разводит руками дилер. – Раньше морячил, а когда весь флот приватизировали и  на  лом продали, пришлось заняться торговлей… Куда пойду? Надо думать. Миллионов не скопил, но на первое время семье хватит. Николаю повезло: он ждал покупателя, которого «охмурил» пару дней назад. «Пришлось цену скинуть, но  мы идем на уступки: пусть навар будет чуть меньше, зато машину продал  – значит, за аренду места уже не платить, а это немалые деньги»,  – объясняет торговец. Многие просто забрали с  рынков автомобили: бессмысленная «стоянка» обходится дорого. И тут потянулась цепочка: заморожена вся инфраструктура рынка, без работы охрана, обслуживавший машины персонал и  сотни других людей, еще вчера бывших при деле – от оформления сделок до торговли чебуреками. Тем, кто остался, непросто приходится: из-за шаткости рубля торговцы на рынке перешли к  расчетам в  долларах, поскольку машины в  Японии приобретают за  них, родимых. Но  готовы взять часть в валюте, а другую – рублями. Торг уместен – в разумных пределах, конечно. Продавец идет на уступки, если видит серьезность намерений покупателя. Торгуют прошлогодним завозом; машин, ввезенных после 12 января, то есть по новым, повышенным пошлинам, на  авторынке очень немного. Как пояснил Николай, чаще всего покупают машинки с  двигателем объемом не  более 1300  кубиков  – и  недорого, и  практично (с  учетом владивостокских пробок и проблемы парковок в городе). – Но ведь и  эти не  берут,  – безнадежно махнул рукой Николай Алексеевич.  – А  ведь чем дольше машина тут морозится, тем меньше на  нее охотников: любой механизм должен работать, а не ржаветь под открытым небом. И правда, пока мы беседовали, никто, кроме нас, на участке так и не появился. Не лучше ситуация на  втором по  величине приморском авторынке – под Уссурийском: теперь он открыт лишь по  выходным, но ив эти дни желающих отовариться куда меньше, чем продавцов. Хотя цены вполне щадящие: как сообщает местный автосайт, средняя стоимость популярного седана «Тойота-Королла» 2002  года выпуска, ввезенного в  Приморье по  старым пошлинам, осталась прежней  – 10  тысяч долларов. Правда, доллар заметно потяжелел: где раньше выкладывали 280  тысяч, нынче приходится платить уже 350  тысяч «деревянных». Автоматически подорожали все легковые, грузовые машины, джипы, микроавтобусы и  спецтехника. Цены автомобилей, ввезенных после 12  января, на  Уссурийском рынке запредельные. Шутка ли, одна только растаможка пятилетней малолитражки с  двигателем объемом 1500  см3 обходится физическим лицам в  3500  долларов (до  повышения пошлин – 1800 долларов). – Об автомобилях с более мощными двигателями, таких как «Тойота-Марк II», «Тойота-Креста», «Ниссан-Седрик», «Ниссан-Лаурель» или «Ниссан-Глория», можете забыть,  – говорят автодилеры.  – Не  сбудутся также мечты пенсионеровдачников, которым приглянулись универсалы «Тойота-Пробокс» и  «ТойотаСаксид». Недавно в порт «Славянка» прибыл теплоход, привез из Японии... восемь машин. Раньше его загружали под завязку, а  брал он на  борт 156  транспортных средств. Как вы думаете, капитан получит добро судовладельца на  следующий рейс? – делятся торговцы. Продавцы жалуются на  отсутствие клиентов: те предпочитают отложить деньги на  черный день, а  не  тратиться на  дорогие покупки. Если раньше во  Владивостоке было хорошим тоном менять машину каждые два-три года, то теперь, в эпоху финансового кризиса, не до роскоши.ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ ТАМОЖЕННИКУ? – Думаю, движение все же начнется, – демонстрирует осторожный оптимизм депутат Думы Владивостока Дмитрий Пенязь, сам автодилер. – Какие-то машины все-таки приходят, вот у  нас уже по  новым пошлинам заказали три штуки… Правда, раньше в  месяц 200–300  машин заказывали. И очевидно, что в ближайшее время роста не  будет. Торговля не  идет: уходит 5–10  штук в  день, тогда как раньше – от 3 до 5 тысяч. И это беда не только торговцев машинами – встали порты. На  причалах «Металлиста» пре-жде хранилось около 7  тысяч машин  – сейчас он пустой. На «Дальзаводе» стояло тысяч двадцать, ныне тоже пусто. Все склады позакрывались, а  это ведь также занятость массы людей, это лицензии, за  которые платили государству, это налоги, в конце концов, которые сейчас ниоткуда не поступают. Я еще не сказал о моряках: коммерческие компании, которые фрахтовали либо имели свои суда, сейчас остались не  у  дел, пароходы, доставлявшие авто из  Японии, в  портах простаивают,  – продолжает Дмитрий Пенязь.  – Несут убытки люди, которые брали кредиты и покупали машины, кто брал в лизинг все эти «сетки» и  переправлял машины на запад. Сейчас действуют лишь несколько крупных московских компаний, которые могут позволить себе порожний пробег туда-сюда, а все мелкие фирмочки умерли. Рынок грузоперевозок полностью встал! Поскольку нет машин отсюда, то нет смысла что-то везти сюда. За этим судьбы тысяч сибиряков и дальневосточников, попавших в  крайне затруднительное положение и оказавшихся на грани банкротства. Не лучше ситуация на  «корейском направлении»: по  признанию одного из  менеджеров, корейская техника и  так особым спросом не  пользовалась, а нынче клиентов у компании почти не осталось. К массовым сокращениям, перепрофилированию готовятся и  «герои дня» – приморские таможенники, также в  большом числе оставшиеся не  у  дел. С  введением новых пошлин на  автомобили огромное восьмиэтажное здание многоуровневой таможенной автостоянки в Морском торговом порту пустует, около 80% площадей оказались незанятыми. Содержать махину накладно, появилась идея перепрофилировать строение в  городскую многоуровневую парковку. Только кому она нужна на режимной территории порта? Что характерно, нет оптимизма и  у  дилеров облагодетельствованного правительством АВТОВАЗа: приморское представительство автогиганта заНАША СПРАВКАПо итогам 2008  года оборот сферы автобизнеса в  Приморском крае составил 21,5  млрд. рублей, или 23% оборота торговли Приморского края. В  этом секторе экономики края было занято более 62 тыс. человек – 6,4% общей численности работающих. В своей основной массе это предста-манивает покупателей... шестью машинами во дворе и двумя в выставочном зале. – Не думаю, что благодаря новшествам в законодательстве наши продажи резко возрастут, – сообщил заместитель генерального директора ОАО  «ДальЛада» Юрий Ткачук.  – Спрос на  отечественные авто достаточно стабилен (около 500  машин в  год) и,  скорее всего, не изменится. Подержанные иномарки еще долго будут в  ходу, в  последние месяцы их завезли достаточно. Однако и  у  нас есть свои клиенты: «Ниву», например, часто берут как вторую машину для охоты и рыбалки. ...Когда-то Владивосток был городом моряков. Но флот рухнул и моряки переквалифицировались в  автодилеры, принеся столице Приморья всероссийскую известность автогорода и  создав целую индустрию  – без малейшей поддержки из госказны. – В автобизнесе заняты люди самостоятельные, с коммерческой жилкой, – убежден Дмитрий Пенязь.  – Так что не пропадем, найдем новое дело. Не сразу, конечно,  – многие пока ушли в  неоплачиваемый отпуск в надежде, что рынок все-таки устаканится. Жаль, но наиболее крепкие бизнесмены собираются уезжать из страны – в Таиланд, в Китай, в Канаду, в Америку. Там хоть тоже кризис, а стабильности больше. Конечно, уехать из  Приморья смогут немногие. Десятки тысяч безработных останутся здесь без ясных перспектив трудоустройства. Проект депутата Госдумы Владимира Пехтина  – построить в крае автосборочное производство и  поставить к  его конвейеру автодилеров и бывших сборщиков авто из «конструкторов», у  многих вызвал недоумение. Из-за узости рынка сбыта, непомерных энерго- и  транспортных тарифов японские автостроители и  в  «тучные» времена отвергли идею создания сборочного производства в  Приморье. А  строить завод в  разгар кризиса способны только камикадзе. Словом, чем будут заниматься оставшиеся не  у  дел «малые» бизнесмены, покажет время. А жизнь подскажет.вители малого и среднего бизнеса и индивидуальные предприниматели. По мнению специалистов Управления государственной службы занятости населения по  Приморскому краю, высвобождение работников из данной сферы деятельности окажет значительное влияние на рынок труда.За рулем 04/2009 195