ЭКОНОМИКАКРИЗИС В ПРИМОРЬЕПошлины: заградительные или разорительные?Марина Лобода, Игорь МоржареттоВласти Приморья решили-таки снести самый большой на Дальнем Востоке (а то ив России) авторынок. Расположенный в одном из районов Владивостока, он давно привлекал внимание застройщиков, мечтавших соорудить здесь жилой комплекс. Но если в прежние годы даже намеки на перенос авторынка встречались всем населением в штыки – как покушение на «святое», на «честь и гордость» всего Приморья, то нынче перспективу застройки «Зеленки» (так ласково называют авторынок) восприняли индифферентно. Визитная карточка Владивостока – «Зеленый Угол» – безо всяких застройщиков фактически умирает и больше напоминает тихое кладбище, на котором покоятся вполне приличные (но не востребованные) иномарки. Торговцы, некогда бойкие, а ныне все194 За рулем 04/2009сплошь с хмурыми лицами, сильно смахивают на кладбищенских смотрителей, редкие же посетители рынка – на скорбных родственников усопших.ПУСТОЙ «УГОЛ» С 12 января, когда вступили в действие новые заградительные пошлины, объем ввозимых через Владивосток японских машин упал в 18 раз – с нескольких тысяч до 50 штук в день. Продажи резко сократились, идет ликвидация фирм и сокращение штатов. Причина не только в пресловутых пошлинах, просто звезды над Приморьем так неудачно расположились: пошлины «догнали» грянувший кризис – рухнувший рубль и обвалившуюся покупательскую способность масс. Согласно подсчетам Владивостокской таможни, по этой причине в 2009-м федеральныйбюджет недосчитается 1 млрд. долларов, доходы от таможенных сборов грозят обвалиться на 40%, а это прямые потери государства. Свои убытки пытаются подсчитать и дилеры на «Зеленом Углу» во Владивостоке. – Все, что стоит на нашем участке, завезено еще до повышения ввозных пошлин, – продавец Николай Алексеевич одиноко слоняется меж рядами машин. – Выбор пока есть, да и цены вполне приемлемые, хотя по сравнению с прошлым годом мы слегка накинули, все-таки доллар растет. Но покупателей почти нет, потихоньку бизнес сворачиваю, – разводит руками дилер. – Раньше морячил, а когда весь флот приватизировали и на лом продали, пришлось заняться торговлей… Куда пойду? Надо думать. Миллионов не скопил, но на первое время семье хватит. Николаю повезло: он ждал покупателя, которого «охмурил» пару дней назад. «Пришлось цену скинуть, но мы идем на уступки: пусть навар будет чуть меньше, зато машину продал – значит, за аренду места уже не платить, а это немалые деньги», – объясняет торговец. Многие просто забрали с рынков автомобили: бессмысленная «стоянка» обходится дорого. И тут потянулась цепочка: заморожена вся инфраструктура рынка, без работы охрана, обслуживавший машины персонал и сотни других людей, еще вчера бывших при деле – от оформления сделок до торговли чебуреками. Тем, кто остался, непросто приходится: из-за шаткости рубля торговцы на рынке перешли к расчетам в долларах, поскольку машины в Японии приобретают за них, родимых. Но готовы взять часть в валюте, а другую – рублями. Торг уместен – в разумных пределах, конечно. Продавец идет на уступки, если видит серьезность намерений покупателя. Торгуют прошлогодним завозом; машин, ввезенных после 12 января, то есть по новым, повышенным пошлинам, на авторынке очень немного. Как пояснил Николай, чаще всего покупают машинки с двигателем объемом не более 1300 кубиков – и недорого, и практично (с учетом владивостокских пробок и проблемы парковок в городе). – Но ведь и эти не берут, – безнадежно махнул рукой Николай Алексеевич. – А ведь чем дольше машина тут морозится, тем меньше на нее охотников: любой механизм должен работать, а не ржаветь под открытым небом. И правда, пока мы беседовали, никто, кроме нас, на участке так и не появился. Не лучше ситуация на втором по величине приморском авторынке – под Уссурийском: теперь он открыт лишь по выходным, но ив эти дни желающих отовариться куда меньше, чем продавцов. Хотя цены вполне щадящие: как сообщает местный автосайт, средняя стоимость популярного седана «Тойота-Королла» 2002 года выпуска, ввезенного в Приморье по старым пошлинам, осталась прежней – 10 тысяч долларов. Правда, доллар заметно потяжелел: где раньше выкладывали 280 тысяч, нынче приходится платить уже 350 тысяч «деревянных». Автоматически подорожали все легковые, грузовые машины, джипы, микроавтобусы и спецтехника. Цены автомобилей, ввезенных после 12 января, на Уссурийском рынке запредельные. Шутка ли, одна только растаможка пятилетней малолитражки с двигателем объемом 1500 см3 обходится физическим лицам в 3500 долларов (до повышения пошлин – 1800 долларов). – Об автомобилях с более мощными двигателями, таких как «Тойота-Марк II», «Тойота-Креста», «Ниссан-Седрик», «Ниссан-Лаурель» или «Ниссан-Глория», можете забыть, – говорят автодилеры. – Не сбудутся также мечты пенсионеровдачников, которым приглянулись универсалы «Тойота-Пробокс» и «ТойотаСаксид». Недавно в порт «Славянка» прибыл теплоход, привез из Японии... восемь машин. Раньше его загружали под завязку, а брал он на борт 156 транспортных средств. Как вы думаете, капитан получит добро судовладельца на следующий рейс? – делятся торговцы. Продавцы жалуются на отсутствие клиентов: те предпочитают отложить деньги на черный день, а не тратиться на дорогие покупки. Если раньше во Владивостоке было хорошим тоном менять машину каждые два-три года, то теперь, в эпоху финансового кризиса, не до роскоши.ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ ТАМОЖЕННИКУ? – Думаю, движение все же начнется, – демонстрирует осторожный оптимизм депутат Думы Владивостока Дмитрий Пенязь, сам автодилер. – Какие-то машины все-таки приходят, вот у нас уже по новым пошлинам заказали три штуки… Правда, раньше в месяц 200–300 машин заказывали. И очевидно, что в ближайшее время роста не будет. Торговля не идет: уходит 5–10 штук в день, тогда как раньше – от 3 до 5 тысяч. И это беда не только торговцев машинами – встали порты. На причалах «Металлиста» пре-жде хранилось около 7 тысяч машин – сейчас он пустой. На «Дальзаводе» стояло тысяч двадцать, ныне тоже пусто. Все склады позакрывались, а это ведь также занятость массы людей, это лицензии, за которые платили государству, это налоги, в конце концов, которые сейчас ниоткуда не поступают. Я еще не сказал о моряках: коммерческие компании, которые фрахтовали либо имели свои суда, сейчас остались не у дел, пароходы, доставлявшие авто из Японии, в портах простаивают, – продолжает Дмитрий Пенязь. – Несут убытки люди, которые брали кредиты и покупали машины, кто брал в лизинг все эти «сетки» и переправлял машины на запад. Сейчас действуют лишь несколько крупных московских компаний, которые могут позволить себе порожний пробег туда-сюда, а все мелкие фирмочки умерли. Рынок грузоперевозок полностью встал! Поскольку нет машин отсюда, то нет смысла что-то везти сюда. За этим судьбы тысяч сибиряков и дальневосточников, попавших в крайне затруднительное положение и оказавшихся на грани банкротства. Не лучше ситуация на «корейском направлении»: по признанию одного из менеджеров, корейская техника и так особым спросом не пользовалась, а нынче клиентов у компании почти не осталось. К массовым сокращениям, перепрофилированию готовятся и «герои дня» – приморские таможенники, также в большом числе оставшиеся не у дел. С введением новых пошлин на автомобили огромное восьмиэтажное здание многоуровневой таможенной автостоянки в Морском торговом порту пустует, около 80% площадей оказались незанятыми. Содержать махину накладно, появилась идея перепрофилировать строение в городскую многоуровневую парковку. Только кому она нужна на режимной территории порта? Что характерно, нет оптимизма и у дилеров облагодетельствованного правительством АВТОВАЗа: приморское представительство автогиганта заНАША СПРАВКАПо итогам 2008 года оборот сферы автобизнеса в Приморском крае составил 21,5 млрд. рублей, или 23% оборота торговли Приморского края. В этом секторе экономики края было занято более 62 тыс. человек – 6,4% общей численности работающих. В своей основной массе это предста-манивает покупателей... шестью машинами во дворе и двумя в выставочном зале. – Не думаю, что благодаря новшествам в законодательстве наши продажи резко возрастут, – сообщил заместитель генерального директора ОАО «ДальЛада» Юрий Ткачук. – Спрос на отечественные авто достаточно стабилен (около 500 машин в год) и, скорее всего, не изменится. Подержанные иномарки еще долго будут в ходу, в последние месяцы их завезли достаточно. Однако и у нас есть свои клиенты: «Ниву», например, часто берут как вторую машину для охоты и рыбалки. ...Когда-то Владивосток был городом моряков. Но флот рухнул и моряки переквалифицировались в автодилеры, принеся столице Приморья всероссийскую известность автогорода и создав целую индустрию – без малейшей поддержки из госказны. – В автобизнесе заняты люди самостоятельные, с коммерческой жилкой, – убежден Дмитрий Пенязь. – Так что не пропадем, найдем новое дело. Не сразу, конечно, – многие пока ушли в неоплачиваемый отпуск в надежде, что рынок все-таки устаканится. Жаль, но наиболее крепкие бизнесмены собираются уезжать из страны – в Таиланд, в Китай, в Канаду, в Америку. Там хоть тоже кризис, а стабильности больше. Конечно, уехать из Приморья смогут немногие. Десятки тысяч безработных останутся здесь без ясных перспектив трудоустройства. Проект депутата Госдумы Владимира Пехтина – построить в крае автосборочное производство и поставить к его конвейеру автодилеров и бывших сборщиков авто из «конструкторов», у многих вызвал недоумение. Из-за узости рынка сбыта, непомерных энерго- и транспортных тарифов японские автостроители и в «тучные» времена отвергли идею создания сборочного производства в Приморье. А строить завод в разгар кризиса способны только камикадзе. Словом, чем будут заниматься оставшиеся не у дел «малые» бизнесмены, покажет время. А жизнь подскажет.вители малого и среднего бизнеса и индивидуальные предприниматели. По мнению специалистов Управления государственной службы занятости населения по Приморскому краю, высвобождение работников из данной сферы деятельности окажет значительное влияние на рынок труда.За рулем 04/2009 195