БЕЗ ГРАНИЦЖИВЫЕ КЛАССИКИ ГАЗ-69АПростая историяНи высокого происхождения, ни красивых легенд – обычная рабочая биография... По проселкам и разбитым шоссе на «козлике» проехал Сергей Канунников. Через видоискатель за ним наблюдал Александр Батыру.Опаздываю в район! Там опять совещание партхозактива. Предстоит преодолеть несколько десятков километров по тому, что в наших широтах называют дорогами. Хорошо, «газик» почти новый, не подведет…НА ДВА ФРОНТА Открываю узенькую дверку (кстати, задние и передние одинаковые – унификация!). В памяти сразу всплывают кадры из фильмов детства: бескрайние целинные поля, терзаемые вьюгой или играющие высокой пшеницей, и высокий статный председатель, скажем, Фома Гордеич, – строгий, но мудрый, редко, зато широко улыбающийся. А вот и другой эпизод: пограничный наряд спешит отловить коварного нарушителя. Исход противостояния заранее известен, но на интересе зрителей это не сказывается… Для поездки зимой одеваться по нынешней моде – непростительное легкомыслие. Печкато в машине вполне приличная, но греет только на ходу – вентилятора нет. К тому же из салона, укрытого брезентом, через многочисленные щели прекрасно просматривается улица. Но тот, кто ездит на «газике» (даже на заднем сиденье – здесь, в ГАЗ69А, оно, кстати, нормальное, не продольные лавки, как в обычном 69м), всегда готов к любым тяготам и лишениям, воинской ли службы или той, где ведут «битву за урожай». Поэтому привык пролезать в узенькую дверку (вылезать, кстати, еще сложнее) и втискиваться между дерматиновым сиденьем и холодным пластмассовым рулем не только в шинели и телогрейке, но иногда и в тулупе. Педалью газа, почти прижатой к мощному тоннелю кузова, бывалые оперировали кто в сапогах, кто в валенках. А яив обычной, гражданской обуви с непривычки давлю сначала... на тоннель. Но сперва надо вытащить кнопку воздушной заслонки (помните, что это такое?) и исхитриться правой ногой нажать очень высокую педаль стартера. Прогревшись, нижнеклапанный мотор – аналог «победовского» – работает степенно и ровно. Освоиться со сцеплением вовсе не сложно, хотя усилие, конечно, серьезное – мужское. А вот включение передач в известной мере эталонное. Мы уже стали забывать, какими короткими и четкими были ходы268 За рулем 04/2009 рычага, когда он входил непосредственно в коробку. Несинхронизированная первая для беззвучного включения требует навыка. Зато у освоивших это нехитрое ремесло есть небольшой повод для гордости. Тормоза? Как почти у всех машин того времени. Сначала длиннющий свободный – без сопротивления – ход, и вот нога, наконец, чувствует серьезную преграду, а машина без рвения, очень неохотно начинает замедляться. Для жизни, к которой готовили бойца двух фронтов, нормально… Совсем уже опаздываем! Пятидесятисильный мотор разгоняет «газик» резвее, чем я предполагал. Околица позади, до шоссе ехать проселком.РАЙОННЫЕ БУДНИ «Газик» с включенным передним мостом и «газик» без оного – абсолютно разные автомобили. В варианте 4х2 на снежноледяном проселке лучше не останавливаться. Чуть небольшая горка или снег повыше – не тронемся. А если и удастся, серьезная с виду машина фривольно закрутит кормой. Зато в полноприводном варианте автомобиль преодолевает бездорожье с упорством медведя, не насытившегося перед спячкой. Если включить первую пониженную (по инструкции скорость не больше 10 км/ч!), можно заезжать ив совсем страшные с виду сугробы. Только надо быть готовым к тому, что поворачивает машина с включенным передним мостом, но без всякихСзади в ГАЗ-69А нормальное (относительно!) сиденье и двери. Солдату и крестьянину подробно разъяснили премудрости управления трансмиссией. Тем более что в те времена словосочетание «освоить автомобиль» еще не вызывало иронии. Справа и слева от спидометра – наружные лампочки подсветки. Изнутри приборы не освещались!За рулем 04/2009 269 БЕЗ ГРАНИЦ | ЖИВЫЕ КЛАССИКИ ГАЗ-69АБагажником это можно назвать с натяжкой. Да и инструмент необычный, отчасти даже грозный. Фара-искатель – для жизни, которой предстояло жить машине, опция вовсе не лишняя. Упор и фиксатор для опускающегося на капот ветрового стекла.блокировок очень уж неохотно. Ни о каком быстром маневрировании не может быть и речи! По ровному проселку можно спокойно держать скорость 50 и даже 60 км/ч. Но тут и понимаешь: «козликом» машину прозвали не для красного словца. Инстинктивно сильнее сжимаешь руками руль, чтобы не улететь с сиденья и не треснуться головой о поперечину тента, нога соскальзывает с педали акселератора. Ну... козел! Но в этом слове нет ничего ругательного! Тем более с деревенской точки зрения. Коза, пусть и своенравна да прыгуча, дает молоко. Ну а козел участвует в производстве козлят. Выпрыгнули на шоссе, а здесь вполне можно идти со скоростью 70– 80 км/ч. Но ив таком, учебном по нынешним временам, режиме эмоций хватает. Шум от мотора и трансмиссии (какие уж там зубастые шины!) приучает к вырабатыванию командного голоса и общению с попутчиками на повышенных тонах. На прямой машина стоит на удивление крепко, а вот в поворотах надо быть предельно осторожным. Дело не только в кренах. За поворотом руля своенравный «козлик» следует очень неохотно и медленно. А нащупывать траекторию баранкой с таким люфтом (не неисправность, норма!) – занятие отчасти увлекательное, однако не всегда безопасное.270 За рулем 04/2009 -69 20-69 – « .». , , – 1971 « » « « , , » 22 ., ,, , .,-69 , , ,, , . -, , » -.,, , , , , ,« –».69- ! , , , ., , –., !,,, .. , …, , ! ,-,« «» ».-69 -69 « (2,1 , 52 . .) 1954 « 1972 . , » -20. 1952 ». . – ) 24 . (. 2,462 66 . . -69 -69 -19 ( ; -69 -461).-