Дуэль с трениемВ нашумевшем пробеге вазовской «пятерки», в мотор которой «забыли» залить масло (ЗР, 2008, № 1), использовали препарат «Супротек»: результат оказался эффективным. Мы решили продолжить испытания – теперь уже на стендах ив компании препаратов, действие которых также построено на геомодифицировании поверхностей трения. Рассказывают Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.ПРОЦЕСС ПОШЕЛ! В компанию к «Супротеку» пригласили финский препарат RVS Technology G4, а также РВС-ИПИ, производимый московской фирмой Mageric Technologies. Кстати, РВС означает вовсе не «реввоенсовет», а «ремонтно-восстановительный состав», а под ИПИ подразумевается «интеллектуальный поверхностный изоморф» – как звучит! Вместо километров на одометре моточасы, в остальном все аналогично обычной езде. Исходное состояние – самое распространенное на практике: все с легким износом, но вполне живое. Режимы? Что-то на холостых, что-то на малых нагрузках, что-то при номинале. Плюс энное количество пусков. Всего в пересчете около 7000 км на каждый препарат. Именно при таком пробеге мы получили достоверные результаты; что будет дальше – можно лишь предполагать. Что же получилось? Компрессия по цилиндрам несколько подросла, герметичность цилиндро-поршневой группы улучшилась. Самый хороший результат – у «Супротека». Снижение мощности механических потерь было очень заметным, причем, как и ожидалось, в зоне малых оборотов. К примеру, у препарата РВС-ИПИ оно составило более 30%. Но при росте оборотов эффект резко уменьшается, причем у всех препаратов. Это говорит о том, что они формируют на поверхностях слой с низким коэффициентом трения. При повышении же оборотов давление масла растет и поршневые кольца с подшипниками всплывают на слое масла. В та-КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ГЕОМОДИФИКАТОРЫОбработка двигателя любым препаратом из группы геомодификаторов – это многоступенчатая технология, нарушение которой чревато неприятностями.114 За рулем 05/2009 КАК РАБОТАЕТ ГЕОМОДИФИКАТОРВ восьмидесятые годы прошлого столетия было открыто уникальное свойство минерала серпентинита (точнее, его подвида – хризотиласбеста) резко увеличивать поверхностную твердость металлов в зоне трения. Очевидно, что если сюда насыпать крупнозернистого песка, узел выйдет из строя. При попадании твердой частицы в зону контакта происходит резкий разогрев поверхностных слоев до температур, вызывающих микроприварку деталей. С уменьшением размера частиц и их твердости разогрев слоев станет слабее, но все же будет иметь место. А металл с ростом температуры теряет свою твердость. Раздробленные частицы минерала получают возможность внедриться в поверхностные слои узла трения. Образуется композит. Хризотил-асбест имеет структуру в виде длинных тонких волокон, поэтому такое внедрение формирует дополнительную армирующую решетку. Кроме того, в процессе обработки минеральный порошок производит микрошлифовку деталей. А чистый металл быстро окисляется, создавая дополнительный – оксидный – защитный слой. В то же время металлокерамика – мощный теплоизолятор, препятствующий теплоотводу от камеры сгорания. До определенной степени это полезно: снижаются потери тепла, растет КПД двигателя. Но затем теплоизоляция начинает способствовать перегреву поршневой группы. И моторное масло, работающее при более высоких температурах, интенсивнее выгорает. Это проявляется ростом СН в режимах высоких нагрузок. Отсюда вывод: требуется четкая дозировка состава.По поршням то же, что и по вкладышам. Эти – после «Супротека»… ...а этот поршень – после одного из «эрвээсов».Так выглядят шатунные вкладыши после обработки «Супротеком»... ...а вот так – после обработки одним из РВС.На правах рекламы КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА ГЕОМОДИФИКАТОРЫ3RVS TECHNOLOGY ENGINE TREATMENT G42«-»1«»............................................................... .........................................RVS Technology Ltd., ( ) .................... ..............................................................................1500 . , . – . . . (!) . . –................... Mageric Technologies, ( ) .................... ..............................................................................1300 . . –« « », ( ) .................... ..............................................................................1400 . ,.........,, -?,. . . --. , – ! .. ?,,. -. ..-– .,.Геомодификатор способен реально снизить мощность трения и повысить надежность мотора.(… «., . 10%, 2–5%. ,). » . , . « – »,, . -,, , , -, , . ,. RVS Technology G4 ,« » RVS Technology G4 ., ,?–.?.: ( –« . . , « »! -, ») – 1000 , , ,, « .RVS , , – . » , 1000 ,:» …, . – 1000 – 5000–10 000 . , – . « . , ! ,11605/2009 КОМПОНЕНТЫ | ЭКСПЕРТИЗА ГЕОМОДИФИКАТОРЫ, / 1211,5/12,3 11,8/12,3 11,7/11,9 12,1/12,4 11,3/11,6 11,3/11,6 , – 311,5/12,1 11,8/12,5 12,0/12,3 12,5/12,8 13,4/13,6 13,6/13,9 . 11,2/11,9* 11,6/12,4 11,8/12,2 11,8/12,2 11,8/12,2 12,0/12,4 –2411,9/12,7 12,4/13,2 12,3/12,6 12,9/13,2 13,4/13,7 13,7/14,0« RVS TECHNOLOGY G4*»/ 856,, / 0,686 0,631 0,609 0,701 0,611 0,590 0,676 0,654 0,649 . ,,% 1,24 0,75 0,52 1,09 0,56 0,42 1,11 0,89 0,75, ppm 589 325 245 641 315 201 511 389 321NOx, ppm 45 59 68 56 76 99 41 55 61 , . , « » 5–6%.«»* *845 850 840-* *851 859 861Заливать геомодификатор в убитый мотор бессмысленно и даже опасно!RVS TECHNOLOGY G4** *848 853 n = 850 / ,%.,%, ppm –20,95 –36,65 –17,59 –14,78 –11,07 –8,08NOx, ppm –0,65 1,94 7,55 14,30 –0,46 6,36«»1,76 6,21 3,91 1,12 0,81 0,11–5,04 –7,89 –4,51 –6,28 –1,51 –1,78–25,32 –34,55 –24,00 –23,69 –17,79 –19,37RVS TECHNOLOGY G4». – .?.. « . , , . . , , – ,. -. . , , . . , . , .,, , -,,–,,Наиболее эффективна обработка двигателя со средней степенью износа.11805/2009