КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ГАЗОРАЗРЯДНЫЕ ЛАМПЫКсенонофобияПревратить фары своего «жигуленка» в мощные ксеноновые прожекторы, наплевав на ПДД, сегодня не проблема: продается все необходимое, включая талон техосмотра. Но каково при этом будет встречным? И может ли такой «жигуль» честно пройти ТО? Светораспределение изучали на практике Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.Сменить галогеновые лампы Н4 на ксеноновые очень просто: в продаже есть как отдельные узлы подобной системы, так и полные комплекты. Производителей несколько, цены – от 3 до 7 тыс. руб. Есть и отечественные наборы, но на них цена почему-то пятизначная... Между прочим, стоимость определяет не только страна-производитель. Комплекты подороже обычно содержат так называемый «биксенон». Электромагнит двигает лампочку взад-вперед, перемещая дуговой разряд из положения, предписанного для нити ближнего света, в другое, где обычно находится нить света дальнего. А вот в простых «ксенонах» вообще нет дальнего света! Продавцы услужливо намекают на то, что он никому и не нужен: как врубишь, дескать, ближний, так сразу все в стороны и шарахнутся! С продавцами все ясно – у них работа такая. Как ясно и с теми, кто снабдил приобретенные нами ксеноновые лампы какими-то сертификатами соответствия... Правда, их цоколь а-ля Н4 заведомо не соответствует Правилам ЕЭК ООН № 98, но это уже выбивает-ся из темы статьи. Наша задача куда проще: установить эти лампочки в новенькие штатные фары ВАЗ-2105 и ВАЗ2114 и объективно оценить распределение светового потока. Мы уже писали (ЗР, 2009, № 3), что согласно ПДД любой «ксенон» на авто, изначально не рассчитанных на такие лампы, противозаконен. Теперь же интересно выяснить, можно ли отловить нарушителей не на глазок, а инструментальным методом? Освещенность измерительного экрана мы оценивали, как и положено, в 28 точках. Из них бросаются в глаза (в прямом смысле слова!) те, кото-рые и породили праведную «ксенонофобию»: здесь освещенность многократно превышает нормативы и вызовет ослепление водителя встречного автомобиля, окажись он на месте бессловесного экрана. Подробности – в таблице и подписях к фото, а общий вывод вполне ожидаемый: противозаконный «ксенон» реально слепит водителей как встречных машин, так и тех, что едут перед вами (через зеркала!). И если фара автомобиля проектировалась под галогенки, то никакие газоразрядные лампы – ни китайские, ни марсианские – ставить туда нельзя.Ксеноновые лампы мешают нормально светить обычным фарам!РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЛАМП (в наиболее характерных точках)Испытуемая лампа Норматив согласно Правилам № 112 ЕЭК ООН Стандартная Н4 Набор SHO-ME Набор Bagira*Фара ВАЗ-2105/фара ВАЗ-2114.B50L не более 0,48 0,38/0,35* 1,58/1,01 4,78/3,66точка 6 зоны В не более 0,84 0,28/0,40 1,18/1,18 20,2/20,6Н (дальний свет) – 59,0/80,6 52,8/24,8 –124 За рулем 05/2009 HIGH INTENSITY DISCHARGE HEADLAMP SYSTEMS BAGIRA Заявленный производитель «Интерпауэр компани», Южная Корея Ориентировочная цена 3400 руб.HIGH INTENSITY DISCHARGE HEADLAMP SYSTEMS SHO-ME Заявленный производитель MAXLUX Company, Южная Корея Ориентировочная цена 7000 руб.ШТАТНАЯ ЛАМПА Н4 Заявленный производитель Philips, Нидерланды Ориентировочная цена 100 руб.С таким комплектом не нужно выбирать между ближним и дальним, просто врубить фары – и вперед! При этом относительно ослепляющей силы света за вдвое меньшую по сравнению с биксеноном цену продавец не обманул – освещенность в точке B50L (на уровне глаз несчастного встречного водителя) вдесятеро превышает допустимую норму. В точке 6 зоны В (соответствует зеркалу машины, едущей впереди) превышение более чем 20-кратное! Вы этим пользуетесь? Извините, но вы просто… убийца!Поскольку в этом наборе есть и ближний, и дальний свет, производитель не постеснялся поставить на коробке знак российской сертификации с номером АИ 75. Как получили этот сертификат, непонятно: степень превышения нормативов в точке B50L и точке 6 зоны В составляет 4и 1,5 раза соответственно. Дальний свет, напротив, явно слабоват: освещенность оказалась вдвое меньше нормы, рассчитанной исходя из общего светового потока, и даже чуть меньше полученной со штатной галогенкой. Забавно...Выданные этой лампой параметры в родной, предназначенной для нее фаре полностью соответствуют требованиям Правил ЕЭК. В точке B50L освещенность на 0,02 лк не дошла до предельно допустимой границы (вот это точность!), а в точке 6 зоны В оказалась втрое ниже предельно допустимой (зайчика в зеркале не будет!). И, наконец, в режиме дальнего света лампа обеспечила освещенность большую, нежели ксеноновый набор, который обходится в 70 раз дороже.На правах рекламыЗа рулем 05/2009 125