124
125
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА ГАЗОРАЗРЯДНЫЕ ЛАМПЫКсенонофобияПревратить фары своего «жигуленка» в мощные ксеноновые прожекторы, наплевав на ПДД, сегодня не проблема: продается все необходимое, включая талон техосмотра. Но каково при этом будет встречным? И может ли такой «жигуль» честно пройти ТО? Светораспределение изучали на практике Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.Сменить галогеновые лампы Н4 на  ксеноновые очень просто: в  продаже есть как отдельные узлы подобной системы, так и полные комплекты. Производителей несколько, цены – от 3 до 7 тыс. руб. Есть и отечественные наборы, но на них цена почему-то пятизначная... Между прочим, стоимость определяет не  только страна-производитель. Комплекты подороже обычно содержат так называемый «биксенон». Электромагнит двигает лампочку взад-вперед, перемещая дуговой разряд из  положения, предписанного для нити ближнего света, в  другое, где обычно находится нить света дальнего. А вот в простых «ксенонах» вообще нет дальнего света! Продавцы услужливо намекают на  то, что он никому и не нужен: как врубишь, дескать, ближний, так сразу все в стороны и шарахнутся! С продавцами все ясно  – у  них работа такая. Как ясно и  с  теми, кто снабдил приобретенные нами ксеноновые лампы какими-то сертификатами соответствия... Правда, их цоколь а-ля  Н4 заведомо не  соответствует Правилам ЕЭК ООН №  98, но  это уже выбивает-ся из темы статьи. Наша задача куда проще: установить эти лампочки в  новенькие штатные фары ВАЗ-2105 и  ВАЗ2114 и  объективно оценить распределение светового потока. Мы  уже писали (ЗР, 2009, № 3), что согласно ПДД любой «ксенон» на  авто, изначально не  рассчитанных на такие лампы, противозаконен. Теперь  же интересно выяснить, можно  ли отловить нарушителей не  на  глазок, а инструментальным методом? Освещенность измерительного экрана мы оценивали, как и  положено, в 28 точках. Из них бросаются в глаза (в  прямом смысле слова!) те, кото-рые и породили праведную «ксенонофобию»: здесь освещенность многократно превышает нормативы и  вызовет ослепление водителя встречного автомобиля, окажись он на  месте бессловесного экрана. Подробности – в таблице и подписях к  фото, а  общий вывод вполне ожидаемый: противозаконный «ксенон» реально слепит водителей как встречных машин, так и тех, что едут перед вами (через зеркала!). И  если фара автомобиля проектировалась под галогенки, то  никакие газоразрядные лампы  – ни китайские, ни марсианские – ставить туда нельзя.Ксеноновые лампы мешают нормально светить обычным фарам!РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ЛАМП (в наиболее характерных точках)Испытуемая лампа Норматив согласно Правилам № 112 ЕЭК ООН Стандартная Н4 Набор SHO-ME Набор Bagira*Фара ВАЗ-2105/фара ВАЗ-2114.B50L не более 0,48 0,38/0,35* 1,58/1,01 4,78/3,66точка 6 зоны В не более 0,84 0,28/0,40 1,18/1,18 20,2/20,6Н (дальний свет) – 59,0/80,6 52,8/24,8 –124 За рулем 05/2009 HIGH INTENSITY DISCHARGE HEADLAMP SYSTEMS BAGIRA Заявленный производитель «Интерпауэр компани», Южная Корея Ориентировочная цена 3400 руб.HIGH INTENSITY DISCHARGE HEADLAMP SYSTEMS SHO-ME Заявленный производитель MAXLUX Company, Южная Корея Ориентировочная цена 7000 руб.ШТАТНАЯ ЛАМПА Н4 Заявленный производитель Philips, Нидерланды Ориентировочная цена 100 руб.С таким комплектом не нужно выбирать между ближним и дальним, просто врубить фары – и вперед! При этом относительно ослепляющей силы света за вдвое меньшую по сравнению с биксеноном цену продавец не обманул – освещенность в  точке  B50L (на  уровне глаз несчастного встречного водителя) вдесятеро превышает допустимую норму. В точке 6 зоны  В (соответствует зеркалу машины, едущей впереди) превышение более чем 20-кратное! Вы  этим пользуетесь? Извините, но вы просто… убийца!Поскольку в этом наборе есть и ближний, и дальний свет, производитель не постеснялся поставить на коробке знак российской сертификации с номером АИ 75. Как получили этот сертификат, непонятно: степень превышения нормативов в  точке B50L и  точке  6 зоны  В составляет 4и  1,5  раза соответственно. Дальний свет, напротив, явно слабоват: освещенность оказалась вдвое меньше нормы, рассчитанной исходя из  общего светового потока, и даже чуть меньше полученной со штатной галогенкой. Забавно...Выданные этой лампой параметры в родной, предназначенной для нее фаре полностью соответствуют требованиям Правил ЕЭК. В  точке B50L освещенность на  0,02  лк не  дошла до  предельно допустимой границы (вот это точность!), а  в  точке  6 зоны  В оказалась втрое ниже предельно допустимой (зайчика в  зеркале не  будет!). И,  наконец, в  режиме дальнего света лампа обеспечила освещенность большую, нежели ксеноновый набор, который обходится в 70 раз дороже.На правах рекламыЗа рулем 05/2009 125