180
181
182
183
184
185
ГРУЗОВИКИRENAULT KERAX, SHERPAОт мыса до мысаИменно так переводится название французской экспедиции Cape to Сape: от самой северной точки Европы, мыса Нордкап в Норвегии, до самой южной точки Африки, мыса Доброй Надежды в ЮАР. На первом российском этапе – от Мурманска до Санкт-Петербурга – в экспедиции принял участие Юрий Нечетов. Фото автора и «Рено».Отаком путешествии можно только мечтать – команда 12 национальностей пройдет 30 тысяч км по дорогам Европы, Азии и  Африки. На  столь грандиозном фоне 4 тысячи км от французского Лиона до места старта в Норвегии выглядят как прогрев моторов! Экспедиция отправилась в  путь на  тяжелых грузовиках «Рено-Керакс 450.26  6х6» и  новых, созданных в  первую очередь для армии многоцелевых машинах «Рено-Шерпа 2». Для последних это финальное испытание перед запуском в серию.ДЕРЖАТЬ И НЕ ПУЩАТЬ! Беспечные эти французы, как дети! За  пару дней доехав от  Нордкапа до  Киркенеса, запланировали 180 За рулем 05/2009лишь два часа на  преодоление границы. Ага, сейчас! Если беспечные норвежские стражи в  «свой» час уложились с  запасом, то  наши проявили бдительность по полной программе – 16 часов с перетряхиванием всего экспедиционного имущества и проверкой всех бумаг. Усталые и голодные французы добрались до Мурманска лишь под утро следующего дня. После суток отдыха экспедиция отправляется дальше. Я еду на «Кераксе» в экипаже с южноафриканцем Леоном Нелем и  французом Гюрваном Ребуром. Третье кресло установлено посредине кабины на капоте двигателя, и я почти упираюсь макушкой в  потолок, а  ногами  – в  панель приборов.В обозначении «Рено-Керакс 450.26 6х6» зашифрованы его параметры: мощность 450 л.с., полная масса 26 т. Передний кенгурин сделан откидным для опрокидывания кабины. Обеденный пикник на обочине – не надеясь на сервис, экспедиция запаслась сухими пайками. За рулем 05/2009 181 ГРУЗОВИКИ | RENAULT KERAX, SHERPA ПОДГОТОВКА – ПОЛОВИНА УСПЕХА Полноприводный вездеход подготовлен на  славу: два бака почти на тонну топлива обеспечивают автономность хода до 3 тысяч км, снизу защита, сзади подъемный (для  улучшения геометрической проходимости) противоподкатный брус, спереди дуги, «люстра», по  бокам на  раме закреплены запасные пакеты рессор, рулевые тяги. В  кабине каркас безопасности, вместо штатных сидений спортивные ковши с  четырехточечными ремнями, гоночный маршрутный компьютер, навигатор, рация, спутниковый телефон и  даже холодильник. В  кузове инструменты и  запчасти, на  крыше запасной комплект колес, трапы, еще какие-то ящики. Правда, как-то незащищенно выглядят голые штоки низкорасположенных амортизаторов – а если песок в Африке, а если бревно в колее? Впрочем, надеюсь, мои опасения преувеличены. Я, естественно, рвусь за руль – после долгих переговоров со штаб-квартирой руководитель экспедиции Пьер-Ален Брендель скрепя сердце дает добро: «Это беспрецедентный случай! Мы  никого не пускаем за руль, поскольку не можем рисковать машинами в столь сложной экспедиции. Ради бога, Юрий, будь осторожен и не говори об этом никому из журналистов...» ПОЕХАЛИ! Усаживаясь в левое кресло, я чувствовал себя, наверное, как космонавт перед стартом  – если где-то напортачу, лучше сразу застрелиться! Однако 26-тонный грузовик оказался неожиданно послушным: нормальные усилия на  педалях, полное отсутствие люфтов в  рулевом управлении, короткий рычаг коробки передач с четкими ходами. Конечно, с  непривычки трудновато удержать стрелку тахометра в  экономичной зеленой зоне, которая простираетсявсего от тысячи оборотов до полутора, но постепенно пристрелялся. И  даже итоговый расход топлива получился вполне достойный – 36 л/100 км. Алгоритм такой: на  ровном месте трогаюсь со  второй  – и  сразу  же четвертую. Передачи синхронизированные, их расположение вполне привычно, как на любой легковушке. Потом курок делителя под  указательным пальцем перещелкиваю вверх, и дальше опять по обычной Н-образной схеме, но теперь это уже передачи с пятой по восьмую, их все нужно перебрать по очереди. Передаточные числа подобраны с  шагом примерно 500  об/мин; только дошел до конца зеленой зоны, переключайся вверх – и окажешься как раз в ее начале. С двигателем в  450  л.с. и  2140  Н·м восьми передач с лихвой хватает на любых подъемах, так что о  наличии еще и  «четвертушек» я  вспомнил нескоро. Демультипликатор в  трансмиссии изменяет обороты на  250  об/мин и  управляется клавишей под большим пальцем: щелкнул ее вниз,Для весельчака Леона Неля из Кейптауна снег уж точно в диковинку!У трехосного «Керакса» просвет под редукторами мостов – 340 мм, однако штоки амортизаторов уязвимы для песка, грязи и крупных камней.В кабине установлен каркас безопасности и гоночные сиденья с четырехточечными ремнями. Впереди справа – прибор контроля давления в колесах.Каждый «Керакс» – это не только самоходный склад запчастей и снаряжения, но и мастерская. Есть даже краноманипуляторная установка грузоподъемностью 1000 кг!182 За рулем 05/2009 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина ширина высота дорожный просвет Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Топливо Запас топлива, л Расход топлива на шоссе, л/100 км9000 2500 3700 340 14 000 26 000 ДТ 975 36КОНСТРУКЦИЯ: рамная. ДВИГАТЕЛЬ: ТД Renault DXi11, Р6, 24 клапанов, 10,8 л, 331 кВт/450 л.с. при 1900 об/мин, 2140 Н·м при 1100–1300 об/мин, расположен спереди продольно. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная, М16 (2x4x2) ZF 16S 2220 TO, двухступенчатая раздаточная коробка. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимые рессорные; размер шин – 395/85R20.На правах рекламыRenault Kerax 450.26 6x6 ГРУЗОВИКИ | RENAULT KERAX, SHERPAтопнул коротко по сцеплению  – и  стрелка тахометра подпрыгнула на  два с  половиной деления. Впрочем, по-настоящему все 16 передач понадобятся лишь на бездорожье или в серьезных горах.ФРАНЦУЗСКИЙ «ХАММЕР» Восторгу мальчишек, которые увидели в  Беломорске эти чудные автомобили, не было предела: «Хаммеры! Хаммеры!» Именно американский «Хаммер М-998» в  1985 году открыл новый класс многоцелевых армейских транспортных средств, и  теперь по инерции так  же называют его потомков. Французская «Шерпа» из  их числа, однако в  соответствии с  изменившимися требованиями она ровно вдвое тяжелее  – 5400  кг снаряженной массы против 2700  кг у  прародителя. Другое существенное отличие: у французского вездехода зависимые подвески с неразрезными мостами, тогда как у американского – независимые рычажные. Из-за этого даже на 20-дюймовых колесах просвет под редукторами более высокого «француза» составляет 300  мм, тогда как у  «американца»  – 390  мм с  16,5-дюймовыми. Впрочем, остальные параметры проходимости на славу: машина способна преодолевать уклон 100% (то есть 45о), стенку высотой 0,5 м, ров шириной 0,9 м, брод глубиной 1,2 м (1,5 м со шнорхелем). Для слабых грунтов – система изменения давления в колесах. На автомобиле реализована схема постоянного полного привода с  разделением крутящего момента в  пропорции 40:60 между передним и  задним мостами, с двухступенчатой раздаточной коробкой и  принудительной блокировкой всех трех дифференциалов. В экспедиции пока идут две «шерпы», еще четыре, как и пара «кераксов», должны присоединиться к  каравану в  Стамбуле. Обаятельный весельчак Марк Гаспаротто из  подразделения «Рено Тракс Дефенс» (военная техника) неожиданно откровенен. Он  без утайки рассказывает о  своих машинах, пока 184 За рулем 05/2009мы с ним мерзнем на перегоне в Петрозаводск – даже в легкий мороз отопитель «Шерпы» прогревает лишь верх салона. Заявленный температурный диапазон эксплуатации  –20...+55оС (в  специальном исполнении до –40оС) выглядит излишне оптимистично. Кабина здесь широченная, но  всю центральную часть, как и  у  большинства аналогов, занимает кожух силового агрегата и трансмиссии, а для четырех членов экипажа остается место лишь у  бортов. Как и  в  «Кераксе», здесь целый набор экспедиционного оборудования. В остальном же у нас стандартная «Шерпа-2» на  2300  кг нагрузки  – прочная рамная конструкция, пластиковый кузов, багажник под откидным колпаком сзади. В гамме есть и двухместный четырехтонный грузовик, восьмиместный транспортер, длиннобазная и  даже бронированная версии – последняя весит почти 10 ти выдерживает подрыв шестикилограммовой противотанковой миной. Силовой агрегат единый для всех – турбодизель 4,8 л, 215 л.с. в блоке с шестиступенчатым автоматом. К слову, на шоссе автомобиль показал неплохую экономичность: 16–18 л/100 км.ЧЕРЕЗ СТРАНЫ И КОНТИНЕНТЫ К сожалению, в Санкт-Петербурге я вынужден покинуть экспедицию. Норвегия, Россия, Украина, Румыния, Болгария, Турция, Сирия, Иордания, Джибути, Эфиопия, Кения, Танзания, Замбия, Зимбабве, Ботсвана, Намибия, ЮАР – за четыре месяца, с 1 марта до 8 июля, караван пройдет 17 стран! Диапазон температур – от –30 до +50оС, перепад высот – от 230 м ниже уровня океана до перевала 4300 м! На каждом из  пяти этапов длительностью от трех до шести недель значительная часть основного состава будет обновляться, еще чаще будут меняться журналисты, и лишь несколько счастливчиков пройдут весь путь до  конца  – для них приключение Cape to Сape станет, думаю, самым ярким в жизни.Конечно, в первую очередь «Шерпа» разрабатывалась для военных целей, но компания «Рено» готова выпускать и гражданскую версию, если найдутся покупатели.Посредине салона «Шерпы» – массивный кожух силового агрегата и трансмиссии; руль и приборы, как у «Керакса». Автоматическая коробка передач упрощает вождение в боевых условиях и страхует от ошибок.Силовой агрегат и трансмиссия «Шерпы» спрятаны в громадном туннеле, благодаря чему просвет в центре базы достигает 590 мм, а на экспедиционных машинах со специальными колесами 13R22,5 и вовсе 630 мм! Подвеска – зависимая пружинная. Renault Sherpa 2ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина ширина высота дорожный просвет Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Запас хода, км Максимальная скорость, км/ч Топливо Расход топлива на шоссе, л/100 км 5317 2350 2300 300/590* 5400 7700 850 130 ДТ 16–18КОНСТРУКЦИЯ: рамная. ДВИГАТЕЛЬ: ТД Renault DXi5, Р4, 4,8 л, 158 кВт/215 л.с. при 2300 об/мин, 800 Н·м при 1200–1700 об/мин, расположен спереди продольно. ТРАНСМИССИЯ: полноприводная, A6 Allison S2500, двухступенчатая раздатка T232 (1,0/2,5). ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – зависимые пружинные; тормоза – дисковые; размер шин – 335/80R20 (13R22,5).*Просвет под мостами/в центре базы.На правах рекламы