136
137
138
140
Поменьше есть, побольше двигатьсяЭтот простой рецепт сегодня актуален не только у диетологов, но иу экономистов: надо сохранить фигуру стройной, а кошелек – толстым. На приеме у доктора Фольксвагена побывал Антон Чуйкин.ТЕХНИКАVOLKSWAGEN BLUEMOTIONНе всегда перевод сохраняет благозвучность названия. Поэтому BlueMotion Technologies предлагаю в оригинальном написании, расшифровав смысл: это серийные и  опытные технологии, ко-торые снижают потребление топлива и  вредные выбросы на  автомобилях «Фольксваген». Отвечая на  вызовы нашего времени (не  мог не  привести эту чудную фразу из пресс-релиза), компания представила три модифика-ции «Пассата»  – в  Германии уже можно их купить и вполне реально экономить на  заправках и  налогах. Опробовав новинки, автор весьма сожалеет, что на российском рынке их нет. Горечь немного скрашивает то обстоя-Двухлитровый дизель в стандартном варианте развивает 103 кВт/140 л.с. и 320 Н·м при 1750–2500 об/мин; средний расход топлива 5,7 л/100 км. Мотор «Пассата BlueMotion» дефорсирован: 81 кВт/110 л.с. и 250 Н·м при 1500–2500 об/мин, 5,0 л/100 км. Двигатель пришел на смену 1,9-литровому ветерану и предлагается также без системы BlueMotion. Он на удивление хорошо везет едва ли не с 1000 об/мин – это и было целью инженеров: чем меньше частота вращения, тем ниже расход. Шильдик – не единственное внешнее отличие самого экономного «Пассата». В колесных нишах и под днищем скрываются щитки, призванные улучшить обтекаемость. В угоду аэродинамике частично заглушены отверстия в решетке радиатора и бампере.136 За рулем 05/2009 тельство, что еще один представитель BlueMotion – гибридный «Туарег» – является опытным образцом и  не  доступен никому. Тут самое время использовать слово «пока» и  перейти к  детальному знакомству с  машинами, которые мало потребляют и  еще меньше выбрасывают.ПОСЛЕ ПЯТИ – НИ-НИ! Оказывается, голодать… приятно! Доктор Фольксваген посадил «Пассат» на  диету, но  так, чтобы не  болела голова и  не  портился характер, то  бишь без ущерба для эксплуатационных качеств и  экологических норм. Дизельный «Пассат BlueMotion» на  тестовом маршруте показал 5,0  л/100 км при заявленном среднем расходе 4,9 л/100 км. В  эксплуатации расход всегда боль-ше «парадного», а  если учесть плохую погоду и  нештатные шины, придраться и  вовсе не  к  чему. В  ходовых качествах, на  мой взгляд, автомобиль не  потерял, несмотря на  дефорсированный мотор, в расходе топлива явно выиграл, в  цене… Судите сами: «Пассат BlueMotion» в  начальной комплектации «Трендлайн» предлагают в  Германии за 26 750 евро, то есть он на тысячу дешевле близнеца с полноценным 140-сильным дизелем, но  без экономных устройств. Мечта рачительного хозяина! Пол-евро экономии на  каждой сотне и 1429 км на полном баке. На версию BlueMotion устанавливают только механическую 5-ступенчатую коробку (в  более мощных «пассатах» на  одну ступень больше) с  уменьшенным передаточным отношениемчетвертой и  пятой передач. Дисплей, размещенный между тахометром и спидометром, подсказывает водителю: пора переключаться! Поначалу боишься: а вдруг рано, не вытянет? – потом убеждаешься, что «грузовое» переключение между 1500 и  2000  об/мин позволяет ехать вполне резво. Итог работы инженеров: снаряженная масса 1418  кг (–36  кг), максимальная скорость 198 км/ч (–11 км/ч), 11,7 с до сотни (+1,9 с)… Зато средний расход топлива 4,9 л/100 км (–0,7 л/100 км), выбросы СО2 128 г/км (–20 г/км). Все данные  – в  сравнении с  140-сильным дизельным «Пассатом».Самое интересное устройство называется «Старт/Стоп» и работает в соответствии с названием: глушит двигатель при остановке, если водитель выключил передачуи держит ногу на тормозе, а стоит вновь нажать педаль сцепления – мотор мгновенно оживает. Опасения замешкаться на светофоре не подтвердились: дизель пускается заметно раньше, чем успеваешь включить первую! Устройство не работает, если мотор не прогрет, или аккумулятор разряжен, или кондиционер работает на полную мощность и т. п. Водитель всегда может сам его отключить кнопкой у рычага коробки. Курочка по зернышку клюет: свой вклад в дело экономии вносят штатные шины с малым сопротивлением качению (на фото – зимняя резина). Колесные диски – облегченные, стальные.За рулем 05/2009 137 ТЕХНИКА | VOLKSWAGEN BLUEMOTION РАЗДЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕ Автомобиль, вполне актуальный для России, называется «Пассат TSI EcoFuel» и примечателен тем, что работает и на бензине, и на сжатом природном газе. Мотор 1,4 лс турбонаддувом и приводным компрессором и без того великолепен, а  здесь, получив топливо с  октановым числом 130  единиц, раскрывается во всей красе. Багажный отсек не  пострадал от соседства с газовой аппаратурой: все удалось компактно разместить под  полом. Выхлопная труба из-под бампера переехала в  базу, освобождая место баллонам, так что свои Евро V «Пассат TSI EcoFuel» выдает под днище. Сравним битопливный автомобиль (1,4  л, 110  кВт/150  л.с.) с  коробкой DSG с  близким по  мощности 1,8-литровым бензиновым «ПассаГОД 2014-йЧерез пять лет в Европе вступят в силу нормы Евро VI. «Фольксваген» уже с марта 2009го продает дизельный 143-сильный «Пассат BlueTDI», выполняющий эти требования. Особая жидкость AdBlue, состав на  основе мочевины, помогает дожигать вредные вещества в  катализаторе SCR: оксиды азота превращаются в  азот и  воду. Средний расход топлива – 5,2 л/100 км. Цена машины – от 29 225 евро, она всего на полторы тысячи дороже обычного «Пассата». Причем вы получаете не только автомобиль, но и установку для очистки атмосферного воздуха, ибо за  выхлопной трубой он в  известной мере чище, чем на впуске…том» (118 кВт/160 л.с.): средний расход бензина 6,8 л/100 км (–1,4  л/ 100 км) или газа 6,8  кг/100  км, максималь-ная скорость 208  км/ч (–7  км/ч), масса 1577 кг (+140 кг), цена от 32 000 евро (+2500 евро).Из баллонов газ под давлением 200 бар поступает в редуктор (на фото), оттуда под давлением уже 5–9 бар – в отдельные газовые форсунки во впускном коллекторе. Для работы на газе двигатель модифицирован: упрочнены клапаны, поршневые кольца и поршни, изменен турбонаддув. Блок управления двигателем имеет две программы: газовую и бензиновую.Вместо температуры левый маленький циферблат (внизу тахометра) показывает запас газа. На дисплее расход топлива в кг/км – машина сейчас идет на газе. Ручного переключателя с газа на бензин не предусмотрено: традиционное топливо используется при холодном пуске и когда газ уже закончился.Заправочный штуцер цивилизованно выведен к горловине бензобака; 21 кг газа в трех баллонах (общая емкость 130 л) и 31 л бензина в небольшом баке (по сути, часть стандартного) размещаются за задней осью «Пассата» и перед нею. Этого запаса хватит на 940 км: 480 на газе и 460 на бензине. Выгода – в цене газа, который ив Германии ощутимо дешевле бензина.138 За рулем 05/2009 ТЕХНИКА | VOLKSWAGEN BLUEMOTION У НАС РЕЖИМ: НАЕЛИСЬ И ЛЕЖИМ Это точно про  гибридный «Туарег». В  самом деле, бензиновый двигатель опытного образца значительное время отдыхает, а  трудится за  него электромотор. В  кузове скрывается не  просто (хотя это как сказать) гибридный привод, но  начинка «Туарега-2». В  следующем году он пойдет в  серию; продажи запланированы, в частности, в Америке, чтобы не  отдавать весь лакомый сегмент на  откуп «Лексусу-RX  450h». Самое главное: в отличие от  конкурента, у  которого задние колеса вращает только электромотор, «Туарег» с  электродвигателем, встроенным между ДВС и коробкой передач, остается полноприводным всегда.Вместе два двигателя одномоментно способны развить 374 л.с. и разогнать кроссовер до 240 км/ч. Разгон до 100 км/ч займет всего 6,8 с. Вроде ничего удивительного, ведь «Туарег W12» способен на большее: 450 л.с., 250 км/ч, 5,9 с. Но у него средний расход 15,9 л/100 км, а гибриду нужно менее 9 л! Вот и ответ, зачем он нужен, гибридный привод: 1 – насос системы охлаждения с электроприводом отключен при разогреве двигателя, что способствует экономичности; 2 – блок управления гибридным приводом; 3 – гибридный модуль массой 55 кг: электромотор мощностью 38 кВт и муфта-сцепление; 4 – автоматическая 8-ступенчатая коробка и межосевой дифференциал «Торсен», присутствие которого означает, что в стремлении избавиться от лишнего веса гибридный «Туарег» лишился раздаточной коробки с пониженной передачей. Впрочем, она при суммарном крутящем моменте от двух двигателей 550 (!) Н·м не столь уж актуальна; 5 – высоковольтные провода; 6 – блок управления аккумуляторами; 7 – дополнительный воздуховод с двумя вентиляторами поддерживает нужную температуру батареи.4 12 5376Бензиновый мотор – трехлитровая V-образная «шестерка» мощностью 245 кВт/333 л.с. – знаком по моделям «Ауди».Никель-металлогидридная 288-вольтовая батарея весит 67 кг и отбирает 50 мм высоты багажника. Масса всей гибридной части  175 кг.На дисплее – знакомая гибридная схема. До 50 км/ч «Туарег» способен двигаться на электротяге. При резком старте работают оба мотора.140 За рулем 05/2009