88
89
90
91
92
АВТОРЫНОКПОКУПАЕМ CITROEN C4ТрансформерВ рекламном телеролике этот автомобиль предстает роботом, способным превращаться в различные предметы. Может ли С4 с такой же легкостью подстроиться под нынешнюю ситуацию на рынке, выяснял Павел Леонов. Фото: Георгий Садков.РОДОСЛОВНАЯ Широким массам С4 впервые представили в 2004 году на Парижском автосалоне. Для европейских покупателей предусмотрели два типа кузова: пятидверный хэтчбек и трехдверное купе (создатели позиционируют эту модель именно как купе, хотя по сути это трехдверный хэтчбек). Машины собирают во  французском городе Мюлуз. В  Китае и  Аргентине наладили выпуск С4 с кузовом седан для местных рынков. 88За рулем 05/2009В 2008-м на  Московском международном автосалоне состоялась премьера рестайлинговой версии: претерпев незначительные внешние и внутренние изменения, она, что важнее, получила новую гамму силовых агрегатов. Официально поставляемые в  Россию машины подготовили к  суровому климату: изменили программные настройки, установили аккумуляторную батарею повышенной емкости, организовали подогрев трубки рециркуляции масляных паров и т. д. Основные конкуренты С4 – «Пежо-308», «ФордФокус», «Мазда-3», «Хонда-Сивик», «МицубисиЛансер» и  др. По  ценам «ситроены» сопоставимы с  одноклассниками, но  заметно выделяются на  их фоне неординарным дизайном. Эти автомобили выбирают не  умом, а  сердцем. Вот и  мы, поддавшись эмоциям, решили остановить свой выбор на  элегантном купе, а  не  на  более практичном хэтчбеке: не  забудем, что на  почти таком  же автомобиле выступает пятикратный чемпион мира по ралли WRC Себастьен Лоэб. КОМПЛЕКТАЦИИ Список оборудования конкретного автомобиля зависит не  только от  комплектации и  установленного двигателя, но и от выбранного типа кузова. Так, для хэтчбека предусмотрели три варианта исполнения: Classique, Confort и Exclusive, – а для купе только два: VTR и  VTR-Pack. Единой для всех базовой комплектации не  предусмотрено, поэтому в  качестве «печки» возьмем версию Classique (см.  Нашу справку). Несмотря на  то что она самая дешевая, список оборудования здесь весьма обширен. Confort, более продвинутая, отличается отделкой салона, встроенным в систему вентиляции ароматизатором воздуха, штампованными 16-дюймовыми колесами с  шинами 205/55 и  возможностью заказать дополнительно немалое количество опций. Их  список также зависит от  модификации. К  примеру, для той  же Classique нельзя докупить задние электростеклоподъемники, двухзонный климат-контроль, систему стабилизации ESP и т. д., а для всех остальных – пожалуйста.Эту модель, как и многие другие автомобили марки «Ситроен», выбирают не умом, а сердцем.Citroen C4НАШ ВЫБОР ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯКупе с двигателем 1,6 л VTi и механической коробкой передач в комплектации VTR. Цена – 607 тыс. руб. (588 тыс. за автомобиль + 19 тыс. за ESP).Индекс ЗР – 23.ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4, 88 кВт/120 л.с. при 6000 об/мин; 160 Н·м при 4250 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: переднеприводная; коробка передач – механическая 5-ступенчатая. КУЗОВ: 5-местный 3-дверный; база – 2608 мм; габариты (длина х ширина х высота) – 4288x1769x1456 мм; объем багажника – 314 л; снаряженная масса – 1217 кг; размер шин – 205/55R16 . МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ: 195 км/ч; разгон до 100 км/ч – 10 с; расход топлива в смешанном европейском цикле – 6,7 л/100 км.За рулем 05/200989 АВТОРЫНОК | ПОКУПАЕМ CITROEN C4Самая богатая Exclusive добавляет ко  всему прочему регулируемый подогрев передних сидений, аудиосистему с шестью динамиками, способную воспроизводить диски в формате МР3, подлокотник между передними сиденьями, велюровую отделку салона и т. д. В качестве опций для нее чего только не  предлагают  – начиная с  парктроников спереди и  сзади и  заканчивая навигационной системой с  цветным 7-дюймовым дисплеем и жестким диском на 30 Гбайт. Модификация VTR по уровню оснащения почти полностью совпадает с Confort, а VTR-Pack – с Exclusive. Принцип разумной достаточности, на  наш взгляд, воплощает комплектация  VTR. На  ней и остановим свой выбор.СИЛОВЫЕ АГРЕГАТЫ За самое дешевое купе С4 с  1,6-литровым двигателем мощностью 110  л.с. и  механической коробкой передач просят 565  тысяч рублей. За  аналогичный автомобиль с появившимся после рестайлинга двигателем 1,6 л VTi (120 л.с.), оборудованным системой изменения фаз газораспределения, необходимо выложить 588  тысяч. Самое интересное: в  период подготовки материала (март 2009  года) на  все модели предлагали внушительные скидки, размер которых зависел от модификации. И выходило, что на С4 с менее мощным двигателем можно уехать из салона, заплатив 495 тысяч, а за собрата с более мощным мотором – всего 488 тысяч рублей. То есть мучиться с выбором нам не пришлось. Сейчас на  этот «Ситроен» устанавливают и  150-сильный мотор такого  же объема. Этот силовой агрегат комплектуют 6-ступенчатой механической коробкой или 4-ступенчатым автоматом. Причем последнее сочетание доступно только для хэтчбеков, а  мотор в  этом случае дефорсирован до  140  л.с. Менее мощные силовые агрегаты могут работать в  паре как  с  5-ступенчатой механикой, так и  с  автоматом. К  слову, 120и  140/150-сильные двигатели разработаны французами в  сотрудничестве со  специалистами компании БМВ, а те недаром регулярно получают награды за лучшие двигатели года. Единственное, к  чему можно придраться,  – автоматическая коробка передач. По конструкции она отнюдь не  нова и  не  отличается расторопностью при переключениях, поэтому темпераментным водителям вряд  ли подойдет. Да  и заплатить за нее придется лишние 43 тысячи рублей. БЕЗОПАСНОСТЬ «Ситроен» традиционно предлагает своим клиентам высокий уровень защиты. С4 не стал исключением: даже в самой бюджетной комплектации есть достаточный набор средств активной и пассивной безопасности. В  дорогих комплектациях Exclusive и VTR-Pack седоков дополнительно оберегают передние боковые подушки, а  также шторки спереди и сзади. Для всех модификаций, за исключением самой дешевой, предлагают также электронные системы  – стабилизации и  противобуксовочную. 90За рулем 05/2009В стандартной комплектации автомобили оборудуют лишь кондиционером. В качестве опции за 12 тысяч рублей (для всех комплектаций, кроме Classique) предлагают и климат-контроль. Навигационную систему с цветным 7-дюймовым экраном и жестким диском на 30 Гбайт могут выбрать только покупатели самых дорогих модификаций.После рестайлинга тахометр переехал с рулевой колонки на центральный дисплей. Всего же осталось три монитора вместо четырех. На неподвижную ступицу руля вынесены пиктограммы работы осветительных приборов, а также кнопки управления круиз-контролем, аудиосистемой и другими устройствами. НАША СПРАВКАСписок оборудования версии Classique включает подушки безопасности для водителя и  переднего пассажира (последняя с  возможностью отключения), антиблокировочную систему тормозов (ABS) с  распределением тормозных усилий, «ассистента» при экстренном торможении, передние ремни с преднатяжителями, крепления ИЗОФИКС на  задних сиденьях, автоматическую блокировку дверей на скорости свыше 10 км/ч, кондиционер, бортовой компьютер, круиз­контроль, центральный замок с ДУ, иммобилайзер, боковые зеркала с электроприводом и обогревом, передние электростеклоподъемники, омыватели фар, противотуманки, аудиоподготовку (антенна, провода и вывод информации на дисплей), складывающееся (60:40) заднее сиденье, дисковые тормоза всех колес (передние  – вентилируемые), штампованные колесные диски с шинами 195/65R15 и т. д.нена форма капота), поэтому даже обладатели более дешевых версий вправе рассчитывать на высокую степень защиты.ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ На все автомобили производитель дает гарантию – два  года или 100  тысяч  км. Межсервисные интервалы составляют 15 тысяч км. На первое техобслуживание необходимо прибыть, как только вы накатаете 1500  км, но  лишь в  том случае, если сервисная книжка серого цвета. Если же книжка красная, ехать на станцию не требуется. Дело в том, что недавно производитель пересмотрел порядок и  сроки обслуживания, так что для С4 из последних партий в «нулевом» ТО нет необходимости, но в салонах еще встречаются автомобили, для которых оно обязательно. В бесплатное ТО-0 входят диагностика ходовой и компьютерное тестирование. Стоимость следующих двух ТО, в  каждое из  которых включена замена масла, масляного, воздушного и  салонного фильтров, а  также проверка основных узлов и  агрегатов, составляет в  среднем 7000 и  8500  рублей соответственно. В  зависимости от  степени износа колодок могут предложить поменять и их – за доплату (2000–2500  рублей). У  выбранной нами модификации двигатель с  цепным приводом газораспределительного механизма (ресурс цепи рассчитан на  весь срок эксплуатации автомобиля), поэтому никаких ремней и  роликов менять не  придется. Очередей на  ТО практически нет, ведь запись за  день-два таковой не  назовешь. Да  и  организаций, готовых обслужить вашу машину, тоже немало: в Москве пять официальных дилеров, на которых приходится 12 автоцентров, а всего по России 29 дилеров и 37 автоцентров.В  богатых комплектациях с  мотором 140/150  л.с. последняя входит в  базовое оснащение, во  всех остальных случаях за  нее придется доплатить 19 тысяч рублей. Мы не раздумывая приплюсовываем эти деньги к стоимости выбранного авто. В крэш-тесте EuroNCAP 2004  года С4 заработал пять звезд и 35 баллов (из 36 возможных) за защиту пассажиров: 15 (из  16) за  лобовой удар и  18 (из  18) за  боковой. Защищая детей, «Ситроен» получил четыре звезды (из пяти возможных), а сохраняя здоровье пешеходов – три звезды (из четырех). В тесте принимал участие автомобиль с  боковыми подушками и  шторками безопасности. Но не стоит забывать, что после рестайлинга в конструкцию были внесены определенные коррективы, влияющие на безопасность (в частности, изме-Как показывает расчет, С4 (индекс ЗР – 23) в эксплуатации дешевле «Тойоты-Королла» (индекс ЗР – 19), но дороже «Форда-Фьюжн» (индекс ЗР – 24).Регулятор подогрева передних сидений находится с внешней стороны подушки; чтобы понять, какой режим включен, надо опустить голову и присмотреться. На заднем диване вольготно лишь двоим взрослым. Зато подголовники предусмотрены для трех пассажиров, как и ремни безопасности.Встроенный ароматизатор со сменными блоками – весьма оригинальное решение. На выбор покупателям предлагают несколько различных запахов. Белоснежный кожаный салон – прерогатива только самых дорогих комплектаций: Exclusive и VTR-Pack.За рулем 05/200991 АВТОРЫНОК | ПОКУПАЕМ CITROEN C4РЕКОМЕНДОВАННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВОМ «СИТРОЕН» ЦЕНЫ НА МОДИФИКАЦИИ С4, руб.* Classique1,6 (110 л.с.), М5 1,6 (110 л.с.), А4 1,6 (120 л.с.), М5 1,6 (120 л.с.), А4 1,6 (140 л.с.), А4 1,6 (150 л.с.), М6 550 000/500 000** – – – – –Confort– 597 000/547 000 565 000/515 000 608 000/558 000 – –Exclusive– – 616 000/566 000 661 000/611 000 741 000/691 000 721 000/671 000VTR565 000/495 000 608 000/538 000 588 000/488 000 631 000/531 000 – –VTR-Pack– – 649 000/549 000 692 000/592 000 – 738 000/638 000*Данные на конец марта 2009 года. **С учетом скидки.Наиболее частые претензии владельцев связаны с  выходом из  строя датчиков уровня топлива и масла (выдают неверные данные), привода заслонки печки (не реагирует на изменение температуры), разынициализацией дроссельной заслонки (машина перестает откликаться на  перемещение педали газа), некорректной работой автомата (переходит в  аварийный режим, отказывается переключать передачи и т. д.), скрипами в выпускной системе (в районе выпускного коллектора), жестковатой задней подвеской и т. д. Многие из этих проблем дилеры устраняли по  гарантии, а  рестайлинговые машины уже избавлены от большинства болячек. В  целом уровень надежности С4 достаточно высок, особых забот в процессе эксплуатации он доставить не должен.УГОНЯЕМОСТЬ И ВТОРИЧНЫЙ РЫНОК Угонщики подобными машинами особо не интересуются, поэтому штатного иммобилайзера вполне достаточно. К тому же С4 (по данным Тэтчемского исследовательско-технологического центра в  Беркшире, Великобритания) занимает верхние строчки в рейтингах противоугонной защиты, а в дорогих комплектациях Exclusive и  VTR-Pack и  вовсе удостоился высшей оценки в  пять звезд. Впрочем, для пущего спокойствия можно установить сигна-лизацию и  какой-нибудь механический блокиратор. За полис каско страховщики попросят в среднем 6–8 % стоимости автомобиля. Показатели ликвидности на  вторичном рынке для этих автомобилей не самые лучшие. В среднем за первый год эксплуатации они теряют до 20% первоначальной стоимости, в  каждый последующий  – по  10–15%. И  это, к  сожалению, относится почти ко  всем французским автомобилям. «Японцы» и «немцы» у нас ценятся куда выше. Подводя итоги, отметим, что с  момента начала производства С4 разошелся по миру почти миллионным тиражом. В России же компания «Ситроен» по итогам февраля увеличила продажи (основная их доля приходится именно на  С4) на  99% по  сравнению с  аналогичным периодом прошлого года. И это на фоне общего существенного спада автомобильного рынка! Видимо, в наш суровый век еще не  все стали закоренелыми прагматиками, многие способны выбирать средство передвижения на  эмоциональном уровне. Или  все-таки «трансформер» сумел подстроиться к  требованиям рынка?Дорогие модификации щеголяют хромированными окантовками противотуманных фар. За доплату в их уголках расположат датчики парковочной системы.Пять звезд в крэш-тестах EuroNCAP (35 баллов из 36 возможных) – великолепный результат.ИНДЕКС ЗРРассчитывается как разность между двумя величинами. Первая – предельно допустимое значение стоимости эксплуатации автомобиля в  течение года, которое, по нашему мнению, подкрепленному сложившейся практикой, не должно превышать 40% первоначальной стоимости машины. Вторая  – отношение расходов на  эксплуатацию конкретной модификации за  первые 30  тысяч  км пробега к его первоначальной цене (выраженное в  процентах). Учитывается стоимость полисов ОСАГО и каско (цена первого установлена законодательно, для второго берем среднее значение), транспортный налог (по  данным налоговой службы), стоимость плановых ТО (по  регламенту и  расценкам официаль-Багажник даже у хэтчбека огромным не назовешь – каких-то 320 л до полки (у купе всего на 6л меньше). Зато спинка заднего сиденья складывается по частям.ных дилеров), затраты на  топливо (рассматриваем рекомендованное заводомизготовителем и  указанный им расход в смешанном цикле). Вычитая из первой цифры вторую, получаем индекс ЗР. Чем он больше, тем относительно дешевле эксплуатация. К  примеру, для выбранного нами «Ситроена» расходы на  эксплуатацию за  первые 30  тысяч км составляют 17% его цены. Этот показатель мы  вычитаем из  максимальных 40% и получаем индекс, равный 23.92За рулем 05/2009