ЭКОНОМИКААНТИКРИЗИСГорячие пирожкиДилеры «Лады» едва успевают разгружать автовозы и проводить предпродажную подготовку. К марту продажи «Калины» и «Нивы» выросли вдвое. Продали бы и втрое больше, да машин не хватает. Где это чудное место? Разглядел Алексей Воробьев-Обухов.Оказывается, в Германии – первой стране, где правительство предприняло эффективные меры по стимулированию спроса на автомобили. Фокус прост: сдаете на свалку 9-летний (или старше) драндулет и покупаете новую (или даже годовалую!) машину, получив в качестве бонуса 2500 евро. Под эту программу из бюджета поначалу выделили полтора миллиарда, и, стало быть, по такой схеме оказалось возможно приобрести 600 000 авто. Расчетливые немцы моментально оценили свою выгоду, и к апрелю весь лимит был уже выбран. Такого успеха никто не ожидал, но что будетНа списание...дальше? Пока решено увеличить сумму субсидий до 5 млрд. евро, охватив акцией, таким образом, еще 1 400 000 авто. Обсуждают, помимо прочего, побочный эффект подобного стимулирования спроса: «абвракпреми» (так понемецки называется эта выплата) поддержала в основном зарубежных производителей недорогих компактных автомобилей. Как горячие пирожки разлетаются не только «Форд-Фиеста», но и «Дачия-Логан» и те же «Лады». Еще бы: «Калина» с учетом пятипроцентной ввозной пошлины продается за 8990 евро. Минус 2500 «бонусных» – да это же получается почти даром! К тому же дилер на каждую пятую машину устанавливает газобаллонное оборудование, позволяющее экономить и после покупки. В целом продажи в малом классе выросли за первый квартал на 93%, а вот с «истинно немецким» средним классом хуже, тут надо бы добавить. Некоторые уже смекнули – и добавили. Например, БМВ объявила, что от себя даст покупателю еще 2500 евро (всего, значит, получается 5000 евро), если взамен сданного в утиль авто покупатель возьмет новенькую «трешку» или «пятерку». Глядя на немцев, похожие меры оживления спроса предприняли и другие страны. В США, например, бонус составляет 5000 долларов, но с условием приобретения отечественного авто-мобиля взамен сданной в утиль восьмилетки. За импортный тоже дают, но на тысячу меньше. Такой вот протекционизм. Аналогичные бонусы ввели в Китае, Италии и Испании, Австрии и Франции. Разница в деталях – минимальном возрасте утилизируемой машины и сумме премии, которая колеблется в пределах от 1000 до 5000 евро. Много ли машин в целом уходит по этой схеме? Немало – до 40% всех продаж! Взять, к примеру, «Форд». К апрелю он получил 60 000 заказов (из них 50 000 пришлось на «Фиесту»), а это на 70% больше, чем год назад, и абсолютный рекорд с 1992 года. Кстати, нововведению обрадовались не только производители и покупатели, но и экологи: взамен устаревших автомобилей на дорогах появляются современные, более чистые и экономичные! К сожалению, у нас раздать покупателям живые деньги не решились. Вместо этого обещана компенсация 8,6% годовой ставки по кредиту. В результате останется от 6,5 до 11,4% годовых (в зависимости от банка и автомобиля) со сроком погашения до конца 2011 года. Сразу возникают сомнения в эффективности такого подхода. Будь то большие или малые проценты – многие ли нынче вообще рискнут связываться с банками? Ведь неизвестно, что будет завтра с работой, с курсами валют… Кому охота залезать в кабалу на годы, особенно сейчас?! Ну а коли спроса нет, для спасения автопрома остается лишь давать деньги самим заводам. Но если покупатель в Германии не может использовать бонус иным способом, кроме как на приобретение автомобиля, то уж наши-то заводы найдут множество лазеек пристроить выбитые из бюджета миллиарды. И не факт, что они пойдут на обновление модельного ряда и совершенствование технологий.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙЧто нужно сделать для оживления автопрома?5% кредитовать заводы 47% субсидировать покупателей 48% найти эффективных менеджеров186 За рулем 06/2009