ТЕХНИКА | ИЗМЕРЕНО ЗР ЭЛАСТИЧНОСТЬПонятие растяжимоеОдин из самых простых замеров – определить время разгона «от» и «до» без переключения передач. Смысл показателя раскрывает Анатолий Фомин.Эластичность – нерусское слово, пожалуй, лучше будет приспособляемость. Еще точнее – приспособляемость двигателя к нагрузке. Еще проще: хорошо ли тянет? Все довольно просто и буднично: ни эффектных стартов с дымом из-под колес, ни бешеных ускорений. Всего лишь установить нужный диапазон скоростей на приборе, отключить кондиционер, включить нужную передачу, стабилизировать скорость ниже нижней границы на 2 км/ч, нажать на газ, дождаться верхней отсечки по скорости, повторить три раза в каждом направлении…ТРИЖДЫ ДВА Мы измеряем два диапазона скоростей – 60–100 и 80–120 км/ч, имитирующих медленный и быстрый обгоны без переключения на пониженную передачу. Медленный вариант обычно выполняется на четвертой передаче, быстрый – на пятой. При шестиступенчатой коробке работы вдвое больше: приходится повторять замеры «нижней» эластичности на четвертой и пятой, а «верхней» – на пятой и шестой. Семиступенчатую, к счастью, замеряли всего один раз. Подход к подбору передаточных чисел у разных фирм сильно отличается. Маленькое передаточное число пятой или шестой передачи может быть легко скомпенсировано короткой (с большим передаточным числом) главной парой. Впрочем, специалистсделает выводы, даже не видя результатов замеров: расчет тягового баланса вполне доступен и студенту автомобильного вуза. Повлиять на эластичность могут и шины. Достаточно поставить колеса поменьше диаметром и полегче, и даже неторопливые автомобили демонстрируют незаурядную динамику. Что будет, если уменьшить диаметр колеса на 46 мм, а массу – на 5,7 кг? «Нива» на легкой шоссейной резине выигрывает у машины на стандартных ВлИ-10 целых 6,3 с, улучшая эластичность в диапазоне 60–100 км/ч на 30%! Разница в верхнем диапазоне, который пришлось уменьшить на 10 км/ч (выше 110 км/ч на пятой передаче «Нива» на стандартных шинах разгоняется совсем медленно, малейший ветерок вносит сумятицу в результаты), еще драматичнее – 46%. Без малого вдвое! Почему необходимо выключать кондиционер? Потому что его работа на эластичности двигателя, особенно маленького, сказывается колоссально. Гораздо больше, чем на разгоне с переключением передач. «СузукиСвифт» с литровым мотором при включении кондиционера терял в разгоне до 100 км/ч 2,2 с. Эластичность на четвертой передаче пострадала на 7,1 с, а на пятой – на 19,5 с. Иными словами, время разгона с 80 до 120 км/ч выросло почти вдвое! Впрочем, на многих современных автомобилях эта проблемарешена – при разгоне «в пол» компрессор кондиционера сам временно отключается.АВТОМАТЫ, ВАРИАТОРЫ И ГИБРИДЫ Как измерить эластичность с вариатором? Или с гидромеханическим автоматом? Даже при наличии у последнего ручного режима он все равно переключится, если нажать газ до пола. Перепробовав все возможные варианты, остановились на самом банальном: с автоматом замерять разгон в режиме кикдаун, то есть при полном нажатии педали, вне зависимости от того, как отреагирует трансмиссия. Впрочем, с роботизированными коробками иногда удаются и обычные замеры – тут уже выбор зависит от остальных участников теста. С гибридами все гораздо сложнее: на их динамические характеристики сильно влияет степень заряда батареи. По мере его уменьшения автомобиль становится все более вялым, причем показатели эластичности уплывают первыми. Вероятно, с массовым приходом таких машин на российский рынок придется вырабатывать новую методику. Напоследок о рекордах, к которым можно стремиться. В режиме кикдаун «Порше-911 Турбо» с автоматической трансмиссией продемонстрировал разгон с 60 до 100 км/ч за 1,85 с, а с 80 до 120 км/ч – за 1,98 с. Каково это? Чертовски быстро!За рулем 06/2009 157